Заявление об обжаловании ненормативного акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление об обжаловании ненормативного акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 201 "Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" АПК РФ"По смыслу статьи 198 и пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ целью обращения лица в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оспаривание ненормативных правовых актов
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования к заявлению об оспаривании ненормативного правового акта содержатся в ст. 199 АПК РФ. Там же указано, какие документы должны быть приложены к заявлению.
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования к заявлению об оспаривании ненормативного правового акта содержатся в ст. 199 АПК РФ. Там же указано, какие документы должны быть приложены к заявлению.
Статья: Дополнение иска в арбитражном процессе - злоупотребление?
(Скуратовский М.Л.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 7)- заявление об оспаривании ненормативного акта - требованием об оспаривании другого ненормативного акта, связанного с первым, - не принято со ссылкой на то, что дополнение обращено к иному субъектному составу заинтересованных лиц (Постановление 11 ААС от 6 июня 2022 г. N 11АП-1777/22);
(Скуратовский М.Л.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 7)- заявление об оспаривании ненормативного акта - требованием об оспаривании другого ненормативного акта, связанного с первым, - не принято со ссылкой на то, что дополнение обращено к иному субъектному составу заинтересованных лиц (Постановление 11 ААС от 6 июня 2022 г. N 11АП-1777/22);
Нормативные акты
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)Статья 199. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными
(ред. от 01.04.2025)Статья 199. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных корпораций, должностных лиц, при подаче административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, а также при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных корпораций, должностных лиц, при подаче административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, а также при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)С нашей точки зрения, устные приказы, распоряжения и указания, не фиксируемые каким-либо официально-документальным способом, не могут быть охарактеризованы в качестве правовых актов, обязательным атрибутом которых выступает официально-документальная форма их внешнего выражения. Кроме того, одним из обязательных признаков любого административно-правового акта является наступление в результате его издания (принятия) юридически значимых последствий для адресатов данного акта. Соответственно лицу, в отношении которого издан (принят) административно-правовой акт, в силу ст. 46 Конституции Российской Федерации должно быть гарантировано право на оспаривание в административном или в судебном порядке указанного акта. Между тем оспаривание не зафиксированного в какой-либо официально-документальной форме административно-правового акта невозможно, поскольку для этого необходимо наличие материальных доказательств издания (принятия) названного акта и (или) наступления каких-либо правовых последствий его издания (принятия). Следовательно, даже если само решение, составляющее содержание административно-правового акта, принято в устной форме, юридические последствия его принятия, наличие которых является обязательным признаком указанного акта, должны быть обязательно зафиксированы в какой-либо официально-документальной форме, в связи с чем названный акт не может быть признан в чистом виде устным. На основе изложенного подхода дается оценка административно-правовых актов и в судебной практике. Так, по делам об оспаривании в арбитражных судах решений и ненормативных правовых актов административно-публичных субъектов в качестве таковых признаются лишь соответствующие официальные документы или решения, зафиксированные в письменной форме. Согласно ч. 2 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель обязан приложить к заявлению об оспаривании ненормативного акта, решения текст данного акта, решения, что свидетельствует о том, что оспариваемый в арбитражном суде акт должен быть выражен в письменной форме.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)С нашей точки зрения, устные приказы, распоряжения и указания, не фиксируемые каким-либо официально-документальным способом, не могут быть охарактеризованы в качестве правовых актов, обязательным атрибутом которых выступает официально-документальная форма их внешнего выражения. Кроме того, одним из обязательных признаков любого административно-правового акта является наступление в результате его издания (принятия) юридически значимых последствий для адресатов данного акта. Соответственно лицу, в отношении которого издан (принят) административно-правовой акт, в силу ст. 46 Конституции Российской Федерации должно быть гарантировано право на оспаривание в административном или в судебном порядке указанного акта. Между тем оспаривание не зафиксированного в какой-либо официально-документальной форме административно-правового акта невозможно, поскольку для этого необходимо наличие материальных доказательств издания (принятия) названного акта и (или) наступления каких-либо правовых последствий его издания (принятия). Следовательно, даже если само решение, составляющее содержание административно-правового акта, принято в устной форме, юридические последствия его принятия, наличие которых является обязательным признаком указанного акта, должны быть обязательно зафиксированы в какой-либо официально-документальной форме, в связи с чем названный акт не может быть признан в чистом виде устным. На основе изложенного подхода дается оценка административно-правовых актов и в судебной практике. Так, по делам об оспаривании в арбитражных судах решений и ненормативных правовых актов административно-публичных субъектов в качестве таковых признаются лишь соответствующие официальные документы или решения, зафиксированные в письменной форме. Согласно ч. 2 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель обязан приложить к заявлению об оспаривании ненормативного акта, решения текст данного акта, решения, что свидетельствует о том, что оспариваемый в арбитражном суде акт должен быть выражен в письменной форме.
Статья: Применение УСН адвокатом: когда это возможно?
(Гусаров Д.Ю.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа.
(Гусаров Д.Ю.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа.
Статья: Процессуальные аспекты новых правил пересмотра кадастровой стоимости недвижимости
(Емалтынов А.Р., Боярский Д.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)В перечне дел, рассматриваемых в порядке КАС РФ, требование является заявлением об оспаривании ненормативного правового акта. Возможность оспаривания решения учреждения в порядке административного судопроизводства согласуется с п. 3 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, допускающим разрешение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
(Емалтынов А.Р., Боярский Д.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)В перечне дел, рассматриваемых в порядке КАС РФ, требование является заявлением об оспаривании ненормативного правового акта. Возможность оспаривания решения учреждения в порядке административного судопроизводства согласуется с п. 3 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, допускающим разрешение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Ранее практиковалось, что в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере. Несмотря на то что правовая позиция ВАС РФ относилась только к государственной пошлине <1>, в налоговых спорах она зачастую применялась и к остальным судебным издержкам. Например, расходы на проведение судебной экспертизы в налоговом споре не подлежали пропорциональному разделению между сторонами при частичном удовлетворении требований налогоплательщика <2>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Ранее практиковалось, что в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере. Несмотря на то что правовая позиция ВАС РФ относилась только к государственной пошлине <1>, в налоговых спорах она зачастую применялась и к остальным судебным издержкам. Например, расходы на проведение судебной экспертизы в налоговом споре не подлежали пропорциональному разделению между сторонами при частичном удовлетворении требований налогоплательщика <2>.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, рассмотрение вопроса о наличии у лица права на подачу в арбитражный суд заявления об оспаривании ненормативного правового акта не может ограничиваться исключительно установлением наличия или отсутствия у такого лица какого-либо экономического интереса.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, рассмотрение вопроса о наличии у лица права на подачу в арбитражный суд заявления об оспаривании ненормативного правового акта не может ограничиваться исключительно установлением наличия или отсутствия у такого лица какого-либо экономического интереса.