Заявление о голосовании по месту нахождения
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление о голосовании по месту нахождения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23 "Исключительная подсудность" КАС РФ"Порядок рассмотрения административного дела о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для голосования определен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. В соответствии с его положениями избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд по месту нахождения комиссии с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах (часть 6 статьи 23 и часть 5 статьи 239)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Электронное голосование в России и за рубежом
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Так, согласно Федеральным законам "Об основных гарантиях..." и "О выборах Президента Российской Федерации" любой избиратель, который в день проведения голосования будет находиться не по месту своего жительства, вправе подать заявление о включении его в список избирателей по месту его нахождения в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, через МФЦ и портал "Госуслуги". Однако подача заявления через портал "Госуслуги" или МФЦ о голосовании по месту нахождения вовсе не исключает возможность избирателя в день выборов голосовать по месту жительства. При этом утвержденная ЦИК РФ процедура голосования по месту нахождения избирателя предполагает, что в этом случае сотрудники избиркома могут по телефону удостовериться, что данный избиратель ранее не проголосовал по месту нахождения. Полагаем, такой порядок вряд ли можно признать полностью исключающим возможность двойного голосования. Так, по итогам выборов Президента РФ в 2018 г. ЦИК РФ заявил, что под подозрением в настоящий момент находятся 678 избирателей, которые могли проголосовать неоднократно, воспользовавшись правом подать заявление о голосовании по месту нахождения через портал "Госуслуги" или МФЦ.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Так, согласно Федеральным законам "Об основных гарантиях..." и "О выборах Президента Российской Федерации" любой избиратель, который в день проведения голосования будет находиться не по месту своего жительства, вправе подать заявление о включении его в список избирателей по месту его нахождения в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, через МФЦ и портал "Госуслуги". Однако подача заявления через портал "Госуслуги" или МФЦ о голосовании по месту нахождения вовсе не исключает возможность избирателя в день выборов голосовать по месту жительства. При этом утвержденная ЦИК РФ процедура голосования по месту нахождения избирателя предполагает, что в этом случае сотрудники избиркома могут по телефону удостовериться, что данный избиратель ранее не проголосовал по месту нахождения. Полагаем, такой порядок вряд ли можно признать полностью исключающим возможность двойного голосования. Так, по итогам выборов Президента РФ в 2018 г. ЦИК РФ заявил, что под подозрением в настоящий момент находятся 678 избирателей, которые могли проголосовать неоднократно, воспользовавшись правом подать заявление о голосовании по месту нахождения через портал "Госуслуги" или МФЦ.
Статья: Цифровизация избирательных действий и процедур в России: вопросы права
(Лопатин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Технология "Мобильный избиратель" позволила избирателю проголосовать по месту нахождения, предварительно подав в избирательную комиссию в установленные сроки заявление о голосовании по месту нахождения. Это не только расширило действие принципа всеобщности избирательного права и реализации активного избирательного права <12>, но и создало реальные организационные и правовые гарантии осуществления некоторых основных конституционных прав, в частности права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, на что обращалось внимание в юридической литературе еще в 2008 г. <13>.
(Лопатин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Технология "Мобильный избиратель" позволила избирателю проголосовать по месту нахождения, предварительно подав в избирательную комиссию в установленные сроки заявление о голосовании по месту нахождения. Это не только расширило действие принципа всеобщности избирательного права и реализации активного избирательного права <12>, но и создало реальные организационные и правовые гарантии осуществления некоторых основных конституционных прав, в частности права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, на что обращалось внимание в юридической литературе еще в 2008 г. <13>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Избиратель, участник референдума, который в день голосования будет находиться вне места своего жительства, но в пределах избирательного округа, округа референдума вправе проголосовать на избирательном участке, участке референдума по месту фактического нахождения на основании соответствующего заявления на тех выборах, референдуме, где применяется голосование по месту нахождения. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства (пункт 16 статьи 64 Федерального закона N 67-ФЗ).
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Избиратель, участник референдума, который в день голосования будет находиться вне места своего жительства, но в пределах избирательного округа, округа референдума вправе проголосовать на избирательном участке, участке референдума по месту фактического нахождения на основании соответствующего заявления на тех выборах, референдуме, где применяется голосование по месту нахождения. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства (пункт 16 статьи 64 Федерального закона N 67-ФЗ).
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
Статья: Наблюдатель на выборах: правовое положение, порядок участия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 12 ст. 64 Закона об основных гарантиях в случае нарушения законодательства о выборах наблюдатель может быть по решению суда удален из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории). На основании ч. 5 ст. 239 КАС РФ избирательная комиссия вправе обратиться в суд по месту нахождения участковой комиссии с административным исковым заявлением об удалении наблюдателя из помещения для голосования. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о немедленном удалении наблюдателя из помещений для голосования рассматриваются судом апелляционной инстанции не позднее дня, следующего за днем поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции (ч. 6.1 ст. 305 КАС РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 12 ст. 64 Закона об основных гарантиях в случае нарушения законодательства о выборах наблюдатель может быть по решению суда удален из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории). На основании ч. 5 ст. 239 КАС РФ избирательная комиссия вправе обратиться в суд по месту нахождения участковой комиссии с административным исковым заявлением об удалении наблюдателя из помещения для голосования. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о немедленном удалении наблюдателя из помещений для голосования рассматриваются судом апелляционной инстанции не позднее дня, следующего за днем поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции (ч. 6.1 ст. 305 КАС РФ).
Статья: Избирательные права граждан
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 4.1 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта РФ, правом голосовать на референдуме субъекта РФ обладает также гражданин РФ, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории РФ, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с п. 16 ст. 64 Закона об основных гарантиях избирательных прав для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 4.1 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта РФ, правом голосовать на референдуме субъекта РФ обладает также гражданин РФ, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории РФ, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с п. 16 ст. 64 Закона об основных гарантиях избирательных прав для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.
Статья: Цифровые технологии как средство реализации избирательных прав граждан Российской Федерации
(Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Кроме того, на сегодняшний день имеют место несколько цифровых сервисов: посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" избиратели могут получить доступ к девяти таким услугам в разделе "Мои выборы". Например, имеется возможность подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, а также о голосовании вне помещения для голосования (в случаях болезни, инвалидности и иных причин, установленных законом). Помимо указанного, избиратели имеют право получать информирование по ряду вопросов, связанных с проведением выборов: непосредственно о выборах, об избирательных комиссиях, о включении в список избирателей на избирательном участке, о факте подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, о кандидатах и избирательных объединениях и т.д. 50 миллионов зарегистрированных на портале "Госуслуги" граждан смогли уже в 2019 г. воспользоваться разделом "Мои выборы" <10>.
(Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Кроме того, на сегодняшний день имеют место несколько цифровых сервисов: посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" избиратели могут получить доступ к девяти таким услугам в разделе "Мои выборы". Например, имеется возможность подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, а также о голосовании вне помещения для голосования (в случаях болезни, инвалидности и иных причин, установленных законом). Помимо указанного, избиратели имеют право получать информирование по ряду вопросов, связанных с проведением выборов: непосредственно о выборах, об избирательных комиссиях, о включении в список избирателей на избирательном участке, о факте подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, о кандидатах и избирательных объединениях и т.д. 50 миллионов зарегистрированных на портале "Госуслуги" граждан смогли уже в 2019 г. воспользоваться разделом "Мои выборы" <10>.
Статья: Реализация избирательных прав: современные тенденции
(Мазуревский К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Сегодня Центральная избирательная комиссия РФ совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ внедряют цифровые сервисы для участников избирательного процесса. Эта работа направлена на формирование качественно нового уровня открытости и доступности избирательных процедур. Работа ведется не первый год (с 2019 г.). Сервисы доступны как через личные кабинеты на портале Госуслуг, так и на интернет-портале ЦИК России. Так, через личные кабинеты на портале Госуслуг участникам избирательного процесса предоставляются: сервисы целевого адресного информирования (о выборах и сроках их проведения, об их результатах, о включении в список избирателей на избирательном участке, о кандидатах и избирательных объединениях, об избирательных комиссиях и др.); сервисы подачи заявлений (о включении в список избирателей по месту нахождения, о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования (голосование на дому); сервис сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов или списков кандидатов.
(Мазуревский К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Сегодня Центральная избирательная комиссия РФ совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ внедряют цифровые сервисы для участников избирательного процесса. Эта работа направлена на формирование качественно нового уровня открытости и доступности избирательных процедур. Работа ведется не первый год (с 2019 г.). Сервисы доступны как через личные кабинеты на портале Госуслуг, так и на интернет-портале ЦИК России. Так, через личные кабинеты на портале Госуслуг участникам избирательного процесса предоставляются: сервисы целевого адресного информирования (о выборах и сроках их проведения, об их результатах, о включении в список избирателей на избирательном участке, о кандидатах и избирательных объединениях, об избирательных комиссиях и др.); сервисы подачи заявлений (о включении в список избирателей по месту нахождения, о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования (голосование на дому); сервис сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов или списков кандидатов.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Рассмотрение административных дел о защите избирательных прав не входит в компетенцию мировых судей, по общему правилу административные дела о защите избирательных прав рассматриваются районным судом, за исключением дел, отнесенных к компетенции судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ. Помимо предметной подсудности, при обращении в суд с административным исковым заявлением необходимо учитывать и территориальную подсудность. Например, гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением о защите избирательных прав по месту нахождения того избирательного участка, где он был включен или должен был быть включен в список избирателей либо где он принимал участие в голосовании, а административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов подается в суд по месту нахождения избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов и т.д.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Рассмотрение административных дел о защите избирательных прав не входит в компетенцию мировых судей, по общему правилу административные дела о защите избирательных прав рассматриваются районным судом, за исключением дел, отнесенных к компетенции судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ. Помимо предметной подсудности, при обращении в суд с административным исковым заявлением необходимо учитывать и территориальную подсудность. Например, гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением о защите избирательных прав по месту нахождения того избирательного участка, где он был включен или должен был быть включен в список избирателей либо где он принимал участие в голосовании, а административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов подается в суд по месту нахождения избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов и т.д.
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом заявление о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для голосования подается исключительно в суд по месту нахождения комиссии (ч. 6 ст. 23 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом заявление о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для голосования подается исключительно в суд по месту нахождения комиссии (ч. 6 ст. 23 КАС РФ).
Статья: Современные технологии в избирательном процессе: особенности и перспективы развития
(Савченко М.С., Лихолатов Г.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В 2017 г. были внесены изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <3>, заменяющие открепительные удостоверения возможностью проголосовать по месту нахождения. Данный механизм, получивший название "Мобильный избиратель", применили на выборах Президента РФ 18 марта 2018 г. Избиратели получили возможность проголосовать на любом избирательном участке вне зависимости от места регистрации, если заранее подали заявление о включении в список избирателей по месту нахождения. На президентских выборах механизмом "Мобильный избиратель" воспользовались более 5,5 млн избирателей <4>.
(Савченко М.С., Лихолатов Г.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В 2017 г. были внесены изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <3>, заменяющие открепительные удостоверения возможностью проголосовать по месту нахождения. Данный механизм, получивший название "Мобильный избиратель", применили на выборах Президента РФ 18 марта 2018 г. Избиратели получили возможность проголосовать на любом избирательном участке вне зависимости от места регистрации, если заранее подали заявление о включении в список избирателей по месту нахождения. На президентских выборах механизмом "Мобильный избиратель" воспользовались более 5,5 млн избирателей <4>.