Запросы избирательной комиссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Запросы избирательной комиссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах сквозь призму "индекса защищенности"
(Игнатенко В.В., Минникес И.А., Минникес И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)По итогам расчета "индекса защищенности" в том случае, если правонарушение совершено юридическим лицом, минимальный показатель - 12,5 тыс. руб. - определен в ст. 5.3 "Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума".
(Игнатенко В.В., Минникес И.А., Минникес И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)По итогам расчета "индекса защищенности" в том случае, если правонарушение совершено юридическим лицом, минимальный показатель - 12,5 тыс. руб. - определен в ст. 5.3 "Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума".
Статья: Новый ценз пассивного избирательного права: причастность к деятельности террористической или экстремистской организации
(Евстафьев А.И., Дегтярев М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Даже не рассматривая конкретный кейс, можно заведомо заключить, что такой подход вступает в противоречие с действующим законодательством - на момент принятия решения избирательной комиссией и судом отсутствует какое-либо вступившее в силу решение суда, которым установлена причастность кандидата к деятельности организации. Фактически происходит ситуация, при которой органы исполнительной власти, представляющие информацию на основании запроса избирательной комиссии, становятся квазисудебными органами для комиссии (исходя из того, что представляемые ими справки и заключения выступают в роли решения суда), поскольку на основании такой информации (о причастности кандидата или ее отсутствии) избирательная комиссия принимает решение, ограничивать пассивное право субъекта или нет. В качестве доказательств причастности в таких делах обычно выступают свидетельские показания, справки и заключения из государственных органов, сведения из социальных сетей кандидата, фотографии.
(Евстафьев А.И., Дегтярев М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Даже не рассматривая конкретный кейс, можно заведомо заключить, что такой подход вступает в противоречие с действующим законодательством - на момент принятия решения избирательной комиссией и судом отсутствует какое-либо вступившее в силу решение суда, которым установлена причастность кандидата к деятельности организации. Фактически происходит ситуация, при которой органы исполнительной власти, представляющие информацию на основании запроса избирательной комиссии, становятся квазисудебными органами для комиссии (исходя из того, что представляемые ими справки и заключения выступают в роли решения суда), поскольку на основании такой информации (о причастности кандидата или ее отсутствии) избирательная комиссия принимает решение, ограничивать пассивное право субъекта или нет. В качестве доказательств причастности в таких делах обычно выступают свидетельские показания, справки и заключения из государственных органов, сведения из социальных сетей кандидата, фотографии.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"6. Агитация по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание, помещение, пригодное для встреч с участниками референдума, находится в расположении воинской части. Такое здание, помещение предоставляется для проведения массовых агитационных мероприятий командиром воинской части по запросу избирательной комиссии субъекта Российской Федерации либо по ее поручению по запросу территориальной комиссии. Встречу представителей инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы с участниками референдума из числа военнослужащих обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей комиссией референдума, при этом уполномоченные представители иных инициативных групп оповещаются о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения.
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"6. Агитация по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание, помещение, пригодное для встреч с участниками референдума, находится в расположении воинской части. Такое здание, помещение предоставляется для проведения массовых агитационных мероприятий командиром воинской части по запросу избирательной комиссии субъекта Российской Федерации либо по ее поручению по запросу территориальной комиссии. Встречу представителей инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы с участниками референдума из числа военнослужащих обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей комиссией референдума, при этом уполномоченные представители иных инициативных групп оповещаются о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения.
Статья: Гарантии трудовых прав членов избирательных комиссий: обеспечение конституционного права или тактический прием против работодателя?
(Зорина О.О., Мазур В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Из приведенных примеров следует, что работодателю надлежит тщательно проверять представленные работником документы о членстве в ИК, в том числе путем направления запросов в избирательную комиссию, депутатам и в избирательные объединения, назначившие работника членом ИК. Данные меры позволят прояснить статус работника и лучше подготовиться к возможным судебным разбирательствам после увольнения работника.
(Зорина О.О., Мазур В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Из приведенных примеров следует, что работодателю надлежит тщательно проверять представленные работником документы о членстве в ИК, в том числе путем направления запросов в избирательную комиссию, депутатам и в избирательные объединения, назначившие работника членом ИК. Данные меры позволят прояснить статус работника и лучше подготовиться к возможным судебным разбирательствам после увольнения работника.
Статья: Отдельные аспекты реализации и защиты права быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления
(Ильиных А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Примечательно, что одним из оснований отмены регистрации кандидата является установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости. Выявлением данного факта путем направления запросов занимается избирательная комиссия. Но в соответствии с ч. 5 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства РФ подать административное исковое заявление в суд об отмене регистрации кандидата можно не позднее чем за 8 дней до дня голосования. Этот срок не подлежит восстановлению независимо от причин пропуска <14>. В таком случае возникает вопрос: что делать, если сведения о сокрытии факта судимости избирательной комиссией получены менее чем за 8 дней до дня голосования? Избирательное законодательство РФ не содержит на него ответа. Получается, что выборы состоятся с участием этого кандидата в любом случае. Таким образом, некачественная и несогласованная работа избирательных комиссий и правоохранительных органов способна породить весьма противоречивую ситуацию и привести к нарушению не только пассивного избирательного права конкретных участников избирательных правоотношений, но и права граждан избирать.
(Ильиных А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Примечательно, что одним из оснований отмены регистрации кандидата является установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости. Выявлением данного факта путем направления запросов занимается избирательная комиссия. Но в соответствии с ч. 5 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства РФ подать административное исковое заявление в суд об отмене регистрации кандидата можно не позднее чем за 8 дней до дня голосования. Этот срок не подлежит восстановлению независимо от причин пропуска <14>. В таком случае возникает вопрос: что делать, если сведения о сокрытии факта судимости избирательной комиссией получены менее чем за 8 дней до дня голосования? Избирательное законодательство РФ не содержит на него ответа. Получается, что выборы состоятся с участием этого кандидата в любом случае. Таким образом, некачественная и несогласованная работа избирательных комиссий и правоохранительных органов способна породить весьма противоречивую ситуацию и привести к нарушению не только пассивного избирательного права конкретных участников избирательных правоотношений, но и права граждан избирать.