Запрос прокуратуры в банк
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос прокуратуры в банк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых конституционно-правовых ограничениях в отношении лиц, замещающих государственные должности в органах исполнительной власти Российской Федерации: фактологический анализ
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Следует обратить внимание на то, что получить информацию по движению денежных средств и ценностей, находящихся на зарубежных счетах, вкладах и в банковских ячейках должностных лиц органов исполнительной власти, вне реализации оперативно-разыскных мероприятий уполномоченными органами до 2019 г. было крайне проблематично. В этой связи и ввиду необходимости ужесточения контроля за соблюдением законодательства о финансовых ограничениях Федеральным законом <6> приняты соответствующие изменения в нормативные правовые акты. В результате на Генеральную прокуратуру Российской Федерации возложены полномочия по взаимодействию с иностранными банками и уполномоченными органами иностранных государств при проведении проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе по соблюдению финансовых ограничений в соответствии с Законом о финансовых ограничениях <7>. В случае проведения в государственном органе (организации) проверки в отношении должностного лица о финансовых ограничениях уполномоченное лицо имеет право направить запрос в органы прокуратуры Российской Федерации в целях получения информации и (или) документов от иностранного банка, иной иностранной организации либо компетентного органа иностранного государства <8>. Возложение полномочий по контролю за выполнением правовых норм о финансовых ограничениях лицами, замещающими государственные должности в органах исполнительной власти, на конституционный орган с особым статусом свидетельствует о значимости проблем борьбы с коррупцией в России.
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Следует обратить внимание на то, что получить информацию по движению денежных средств и ценностей, находящихся на зарубежных счетах, вкладах и в банковских ячейках должностных лиц органов исполнительной власти, вне реализации оперативно-разыскных мероприятий уполномоченными органами до 2019 г. было крайне проблематично. В этой связи и ввиду необходимости ужесточения контроля за соблюдением законодательства о финансовых ограничениях Федеральным законом <6> приняты соответствующие изменения в нормативные правовые акты. В результате на Генеральную прокуратуру Российской Федерации возложены полномочия по взаимодействию с иностранными банками и уполномоченными органами иностранных государств при проведении проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе по соблюдению финансовых ограничений в соответствии с Законом о финансовых ограничениях <7>. В случае проведения в государственном органе (организации) проверки в отношении должностного лица о финансовых ограничениях уполномоченное лицо имеет право направить запрос в органы прокуратуры Российской Федерации в целях получения информации и (или) документов от иностранного банка, иной иностранной организации либо компетентного органа иностранного государства <8>. Возложение полномочий по контролю за выполнением правовых норм о финансовых ограничениях лицами, замещающими государственные должности в органах исполнительной власти, на конституционный орган с особым статусом свидетельствует о значимости проблем борьбы с коррупцией в России.
Статья: Парламентский контроль как средство оценки и повышения эффективности публичной власти
(Ульянов А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)На сайте Государственной Думы размещена информация о направлении парламентских запросов за период с 2004 по 2019 г. Согласно опубликованным данным больше всего парламентских запросов было направлено в 2004, 2005 и 2006 гг. (от 16 до 18), начиная с 2008 г. количество парламентских запросов резко сократилось. Так, с 2011 по 2014 г. информация о направленных запросах вообще отсутствует. С 2015 по 2019 г. количество запросов не превышало четырех в год. Адресатом большинства запросов является Правительство России, в 11 случаях запросы были направлены в Генеральную прокуратуру России, в двух случаях - в Следственный комитет и МВД России, один запрос был адресован Центральному банку России. С 2020 по 2022 г. парламентские запросы не направлялись либо информация по ним по каким-либо причинам не была опубликована. Кроме того, размещенные данные не позволяют судить о результатах рассмотрения направленных запросов (на портале указаны лишь инициатор и реквизиты самого запроса, а также реквизиты поступившего ответа и в отдельных случаях краткое содержание правительственного поручения <14>), поэтому невозможно оценить эффективность данной формы парламентского контроля.
(Ульянов А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)На сайте Государственной Думы размещена информация о направлении парламентских запросов за период с 2004 по 2019 г. Согласно опубликованным данным больше всего парламентских запросов было направлено в 2004, 2005 и 2006 гг. (от 16 до 18), начиная с 2008 г. количество парламентских запросов резко сократилось. Так, с 2011 по 2014 г. информация о направленных запросах вообще отсутствует. С 2015 по 2019 г. количество запросов не превышало четырех в год. Адресатом большинства запросов является Правительство России, в 11 случаях запросы были направлены в Генеральную прокуратуру России, в двух случаях - в Следственный комитет и МВД России, один запрос был адресован Центральному банку России. С 2020 по 2022 г. парламентские запросы не направлялись либо информация по ним по каким-либо причинам не была опубликована. Кроме того, размещенные данные не позволяют судить о результатах рассмотрения направленных запросов (на портале указаны лишь инициатор и реквизиты самого запроса, а также реквизиты поступившего ответа и в отдельных случаях краткое содержание правительственного поручения <14>), поэтому невозможно оценить эффективность данной формы парламентского контроля.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 51.2. При поступлении в Банк России запроса Генеральной прокуратуры Российской Федерации, связанного с проверкой соблюдения требований Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", Банк России обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, с запросом о предоставлении соответствующей информации, в том числе содержащей сведения, составляющие банковскую тайну. После получения информации Банк России информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о результатах рассмотрения поступившего от нее запроса. При этом Банк России обязан соблюдать требования к раскрытию информации и представлению документов, установленные законодательством иностранного государства и (или) международным договором Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 51.2. При поступлении в Банк России запроса Генеральной прокуратуры Российской Федерации, связанного с проверкой соблюдения требований Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", Банк России обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, с запросом о предоставлении соответствующей информации, в том числе содержащей сведения, составляющие банковскую тайну. После получения информации Банк России информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о результатах рассмотрения поступившего от нее запроса. При этом Банк России обязан соблюдать требования к раскрытию информации и представлению документов, установленные законодательством иностранного государства и (или) международным договором Российской Федерации.
Указ Президента РФ от 09.10.2017 N 472
(ред. от 06.10.2025)
"О представлении атаманом Всероссийского казачьего общества, гражданином, претендующим на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, и атаманом войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о внесении изменения в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460"
(вместе с "Положением о представлении атаманом Всероссийского казачьего общества, гражданином, претендующим на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, и атаманом войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера")г) направлять в установленном порядке, в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон" (далее - система "Посейдон"), запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов, запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Центральный каталог кредитных историй, Центральный банк Российской Федерации, бюро кредитных историй, операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, держателям реестра владельцев ценных бумаг, депозитариям и в Федеральную службу по финансовому мониторингу) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее - государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера атамана Всероссийского казачьего общества, гражданина, претендующего на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, атамана войскового казачьего общества, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, а также о достоверности и полноте представленных сведений;
(ред. от 06.10.2025)
"О представлении атаманом Всероссийского казачьего общества, гражданином, претендующим на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, и атаманом войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о внесении изменения в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460"
(вместе с "Положением о представлении атаманом Всероссийского казачьего общества, гражданином, претендующим на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, и атаманом войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера")г) направлять в установленном порядке, в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон" (далее - система "Посейдон"), запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов, запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Центральный каталог кредитных историй, Центральный банк Российской Федерации, бюро кредитных историй, операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, держателям реестра владельцев ценных бумаг, депозитариям и в Федеральную службу по финансовому мониторингу) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее - государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера атамана Всероссийского казачьего общества, гражданина, претендующего на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, атамана войскового казачьего общества, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, а также о достоверности и полноте представленных сведений;
Вопрос: Какие бывают виды выписок из ЕГРН и в каких случаях они могут потребоваться?
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Согласно статье 63 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (N 218-ФЗ от 13.07.2015) сведения из ЕГРН предоставляются бесплатно по запросам правоохранительных органов, судов, судебных приставов-исполнителей, а также прокуратуры, федеральных и региональных органов исполнительной власти и муниципалитетов. Этим же правом обладают Банк России, госкорпорации "Росатом" и "Роскосмос".
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Согласно статье 63 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (N 218-ФЗ от 13.07.2015) сведения из ЕГРН предоставляются бесплатно по запросам правоохранительных органов, судов, судебных приставов-исполнителей, а также прокуратуры, федеральных и региональных органов исполнительной власти и муниципалитетов. Этим же правом обладают Банк России, госкорпорации "Росатом" и "Роскосмос".
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)При осуществлении контрольных мероприятий Банк России вправе направлять соответствующие запросы в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации. Перечень органов государственной власти конкретизирован комментируемой статьей (органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, в том числе уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти), тогда как перечень иных организаций можно трактовать широко. При соответствующем толковании необходимо исходить из того, что в Законе говорится "об имеющейся у них информации", факт наличия которой, как представляется, небезосновательно презюмируется Банком России.
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)При осуществлении контрольных мероприятий Банк России вправе направлять соответствующие запросы в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации. Перечень органов государственной власти конкретизирован комментируемой статьей (органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, в том числе уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти), тогда как перечень иных организаций можно трактовать широко. При соответствующем толковании необходимо исходить из того, что в Законе говорится "об имеющейся у них информации", факт наличия которой, как представляется, небезосновательно презюмируется Банком России.
Статья: Работа с персональными данными. Отвечаем на вопросы
(Свистунова Н.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)- по запросам органов прокуратуры, ГИТ, суда, МВД, военкоматов и т.д.;
(Свистунова Н.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)- по запросам органов прокуратуры, ГИТ, суда, МВД, военкоматов и т.д.;
Статья: Виды уголовно-процессуального согласия, применяемые в экстрадиционном производстве
(Насонов А.А.)
("Законность", 2023, N 8)- обязанность прокурора субъекта Федерации или приравненного к нему прокурора в течение 3 суток проверить полноту и достоверность проверки, проведенной нижестоящим прокурором, и представить заключение о возможности выдачи лица вместе с материалами экстрадиционной проверки в Генеральную прокуратуру РФ;
(Насонов А.А.)
("Законность", 2023, N 8)- обязанность прокурора субъекта Федерации или приравненного к нему прокурора в течение 3 суток проверить полноту и достоверность проверки, проведенной нижестоящим прокурором, и представить заключение о возможности выдачи лица вместе с материалами экстрадиционной проверки в Генеральную прокуратуру РФ;
Готовое решение: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)Центральным банком РФ, к примеру, посредством запросов. На основании них Банк России обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства или к иностранному регулятору финансового рынка за необходимой информацией (ст. ст. 51.2, 51.3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ, ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Центральным банком РФ, к примеру, посредством запросов. На основании них Банк России обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства или к иностранному регулятору финансового рынка за необходимой информацией (ст. ст. 51.2, 51.3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ, ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Таким образом, на руководителей банковских и иных финансово-кредитных организаций (или на уполномоченных лиц такой кредитной организации) возлагается обязанность по предоставлению необходимой информации о средствах должника, хранящихся на счетах, по запросу судебного органа, прокуратуры, следователя либо дознавателя на основании письменного согласия прокурора.
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Таким образом, на руководителей банковских и иных финансово-кредитных организаций (или на уполномоченных лиц такой кредитной организации) возлагается обязанность по предоставлению необходимой информации о средствах должника, хранящихся на счетах, по запросу судебного органа, прокуратуры, следователя либо дознавателя на основании письменного согласия прокурора.
Статья: Федеральный закон "О противодействии коррупции": ретроспектива изменений и перспективы совершенствования
(Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Федеральным законом от 6 февраля 2019 г. N 5-ФЗ <3> расширена компетенция Генеральной прокуратуры Российской Федерации в части взаимодействия в целях противодействия коррупции с компетентными органами иностранных государств путем направления от имени Российской Федерации напрямую или через Центральный банк Российской Федерации запросов для установления за пределами Российской Федерации имущества, банковских счетов и иностранных финансовых инструментов у лиц, которым законом запрещено их иметь.
(Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Федеральным законом от 6 февраля 2019 г. N 5-ФЗ <3> расширена компетенция Генеральной прокуратуры Российской Федерации в части взаимодействия в целях противодействия коррупции с компетентными органами иностранных государств путем направления от имени Российской Федерации напрямую или через Центральный банк Российской Федерации запросов для установления за пределами Российской Федерации имущества, банковских счетов и иностранных финансовых инструментов у лиц, которым законом запрещено их иметь.
Статья: Концептуальная правовая основа формирования информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и гражданского общества
(Михайлова Л.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Первое, что нужно отметить в этой связи: деятельность органов власти посредством взаимодействия является обычной формой реализации поставленных задач, в которых средств и сил ответственного органа власти недостаточно. Помимо фактического, реального взаимодействия при выполнении отдельных мероприятий, как правило, в ходе контрольных, оперативно-разыскных, следственных действий, в настоящее время органы власти, чья работа вовлечена в информационную среду, используют межведомственное информационное взаимодействие (далее - МИВ) <1>. В частности, исключительно в форме взаимодействия возможно реализовать цели и задачи валютного контроля (МИВ таможенных и налоговых органов, Центрального банка России и его подразделений), налогового контроля при выявлении признаков налоговых и иных экономических преступлений (МИВ налоговых органов и органов МВД России, налоговых органов и прокуратуры), налогового контроля в отношении отдельных видов налогов (Росреестр, Росприроднадзор и налоговые органы). И это не исчерпывающий перечень. Современное развитие информационной среды общества позволяет координировать контрольную деятельность посредством не только обычной формы МИВ "запрос - ответ", но и внедрять элементы искусственного интеллекта для формирования вещественных доказательств. В целях формирования доказательственной базы коррупционного правонарушения или преступления разработана система "Посейдон" <2>, оператором которой определена ФСО, а взаимодействуют в ее рамках ФСБ, МВД, ФНС России. Такие формы взаимодействия, как совместные контрольные мероприятия, реализуются на основе приказов различных ведомств (либо одного нормативного правового акта в виде приказа) <3>, соглашений между федеральными органами власти, для системы "Посейдон" принят Указ Президента РФ <4>.
(Михайлова Л.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Первое, что нужно отметить в этой связи: деятельность органов власти посредством взаимодействия является обычной формой реализации поставленных задач, в которых средств и сил ответственного органа власти недостаточно. Помимо фактического, реального взаимодействия при выполнении отдельных мероприятий, как правило, в ходе контрольных, оперативно-разыскных, следственных действий, в настоящее время органы власти, чья работа вовлечена в информационную среду, используют межведомственное информационное взаимодействие (далее - МИВ) <1>. В частности, исключительно в форме взаимодействия возможно реализовать цели и задачи валютного контроля (МИВ таможенных и налоговых органов, Центрального банка России и его подразделений), налогового контроля при выявлении признаков налоговых и иных экономических преступлений (МИВ налоговых органов и органов МВД России, налоговых органов и прокуратуры), налогового контроля в отношении отдельных видов налогов (Росреестр, Росприроднадзор и налоговые органы). И это не исчерпывающий перечень. Современное развитие информационной среды общества позволяет координировать контрольную деятельность посредством не только обычной формы МИВ "запрос - ответ", но и внедрять элементы искусственного интеллекта для формирования вещественных доказательств. В целях формирования доказательственной базы коррупционного правонарушения или преступления разработана система "Посейдон" <2>, оператором которой определена ФСО, а взаимодействуют в ее рамках ФСБ, МВД, ФНС России. Такие формы взаимодействия, как совместные контрольные мероприятия, реализуются на основе приказов различных ведомств (либо одного нормативного правового акта в виде приказа) <3>, соглашений между федеральными органами власти, для системы "Посейдон" принят Указ Президента РФ <4>.
Статья: Развитие системы современного взаимодействия правоохранительных органов в рамках уголовного судопроизводства
(Кутуев Э.К., Рудин А.В.)
("Российский судья", 2023, N 8)3. Разработать программное обеспечение, которое будет обеспечивать функциональность электронного документооборота между правоохранительными органами и учреждениями. Возможные функции могут включать создание и обработку электронных запросов, обмен информацией, авторизацию и аутентификацию пользователей, защиту данных и генерацию отчетов.
(Кутуев Э.К., Рудин А.В.)
("Российский судья", 2023, N 8)3. Разработать программное обеспечение, которое будет обеспечивать функциональность электронного документооборота между правоохранительными органами и учреждениями. Возможные функции могут включать создание и обработку электронных запросов, обмен информацией, авторизацию и аутентификацию пользователей, защиту данных и генерацию отчетов.
Статья: Вопросы эффективности прокурорской деятельности по надзору за исполнением налогового законодательства
(Залужный А.Г., Аронин В.А.)
("Современное право", 2025, N 6)В качестве примера активного участия органов прокуратуры в укреплении законности в налоговой сфере можно привести определение Верховного Суда РФ о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий налогового органа, направившего в банки запросы на получение сведений, составляющих банковскую тайну (на получение выписок по операциям, осуществленным по счетам заявителя), и разгласившего эти сведения путем их передачи в прокуратуру.
(Залужный А.Г., Аронин В.А.)
("Современное право", 2025, N 6)В качестве примера активного участия органов прокуратуры в укреплении законности в налоговой сфере можно привести определение Верховного Суда РФ о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий налогового органа, направившего в банки запросы на получение сведений, составляющих банковскую тайну (на получение выписок по операциям, осуществленным по счетам заявителя), и разгласившего эти сведения путем их передачи в прокуратуру.