Запрос депутата органа местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос депутата органа местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Запрос депутата муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)...не соглашаясь с доводами административного истца о том, что информация о содержании договора на комплексную застройку территории необходима для оценки законности возведения жилого комплекса в отсутствие необходимой инфраструктуры, суды отметили, что оценка законности каких-либо договоров (контрактов) не относится к полномочиям депутата представительного органа муниципального образования. Сам по себе факт самостоятельного обращения с запросом не влечет за собой безусловной обязанности органа местного самоуправления в предоставлении запрашиваемой информации.
(КонсультантПлюс, 2025)...не соглашаясь с доводами административного истца о том, что информация о содержании договора на комплексную застройку территории необходима для оценки законности возведения жилого комплекса в отсутствие необходимой инфраструктуры, суды отметили, что оценка законности каких-либо договоров (контрактов) не относится к полномочиям депутата представительного органа муниципального образования. Сам по себе факт самостоятельного обращения с запросом не влечет за собой безусловной обязанности органа местного самоуправления в предоставлении запрашиваемой информации.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение срока ответа на депутатский запрос
(КонсультантПлюс, 2025)Анализ положений статей 14 и 17 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", регулирующих порядок предоставления информации члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы должностными лицами органов государственной власти, местного самоуправления, а также организациями всех форм собственности, показывает, что в них не содержатся нормативные предписания, запрещающие поручение подготовки информации государственному органу, к компетенции которого относятся запрашиваемые вопросы..."
(КонсультантПлюс, 2025)Анализ положений статей 14 и 17 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", регулирующих порядок предоставления информации члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы должностными лицами органов государственной власти, местного самоуправления, а также организациями всех форм собственности, показывает, что в них не содержатся нормативные предписания, запрещающие поручение подготовки информации государственному органу, к компетенции которого относятся запрашиваемые вопросы..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Депутат
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок и цели направления запроса депутата выборного органа местного самоуправления Законом об общих принципах организации местного самоуправления не предусмотрены.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок и цели направления запроса депутата выборного органа местного самоуправления Законом об общих принципах организации местного самоуправления не предусмотрены.
Статья: Избирательные права граждан
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- установление возможности выбора формы наделения полномочиями (способа формирования) конкретных органов и должностных лиц местного самоуправления самим муниципальным образованием (в особенности - главы муниципального образования) (Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- установление возможности выбора формы наделения полномочиями (способа формирования) конкретных органов и должностных лиц местного самоуправления самим муниципальным образованием (в особенности - главы муниципального образования) (Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы").
Статья: Публичная власть в Российской Федерации: некоторые вопросы теории и практики
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)<9> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СЗ РФ. 2015. N 50. Ст. 7226.
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)<9> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СЗ РФ. 2015. N 50. Ст. 7226.
Статья: Что же останется от местного самоуправления в единой системе публичной власти? (Проблемы законодательной интерпретации конституционных поправок)
(Гриценко Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)<14> Пункты 3.1 и 3.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" (далее - Постановление КС РФ по "иркутскому делу"). О пределах функциональной взаимосвязи органов государственной власти и органов местного самоуправления см. подробнее: Гриценко Е.В. Муниципальная реформа в фокусе решений Конституционного Суда России: новое в материально-правовых и процессуальных подходах // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. N 5. С. 43 - 71; о природе государственных и муниципальных задач и их соотношении подробнее см.: Гриценко Е.В. Конституционно-правовые основы передачи государственных и муниципальных задач частным субъектам в российском праве // Публично-частное партнерство в муниципальной сфере: германский и российский опыт / под ред. Е. Гриценко, Г. Манссена, А. Химмельрайх. М.: Инфотропик Медиа, 2014. С. 3 - 9.
(Гриценко Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)<14> Пункты 3.1 и 3.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" (далее - Постановление КС РФ по "иркутскому делу"). О пределах функциональной взаимосвязи органов государственной власти и органов местного самоуправления см. подробнее: Гриценко Е.В. Муниципальная реформа в фокусе решений Конституционного Суда России: новое в материально-правовых и процессуальных подходах // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. N 5. С. 43 - 71; о природе государственных и муниципальных задач и их соотношении подробнее см.: Гриценко Е.В. Конституционно-правовые основы передачи государственных и муниципальных задач частным субъектам в российском праве // Публично-частное партнерство в муниципальной сфере: германский и российский опыт / под ред. Е. Гриценко, Г. Манссена, А. Химмельрайх. М.: Инфотропик Медиа, 2014. С. 3 - 9.
Статья: Муниципальные округа: миф или потребность?
(Быкова С.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)<2> Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом депутатов Государственной Думы" // Российская газета. 2015. 14 декабря.
(Быкова С.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)<2> Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом депутатов Государственной Думы" // Российская газета. 2015. 14 декабря.
Статья: О конкурсном избрании главы муниципального образования в контексте трансформации законодательства о местном самоуправлении
(Шастина А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)<7> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5,1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации" и частей 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Российская газета. 2015. 14 декабря.
(Шастина А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)<7> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5,1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации" и частей 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Российская газета. 2015. 14 декабря.
Вопрос: Какой установлен срок предоставления ответа на запрос (обращение) депутата законодательного органа субъекта РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Федеральным законодательством единый срок предоставления ответа на запрос (обращение) депутата законодательного органа субъекта РФ не установлен. Срок ответов на депутатские запросы и обращения, направляемые в органы государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ, регламентируется законодательством субъектов РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Федеральным законодательством единый срок предоставления ответа на запрос (обращение) депутата законодательного органа субъекта РФ не установлен. Срок ответов на депутатские запросы и обращения, направляемые в органы государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ, регламентируется законодательством субъектов РФ.
Статья: Территориальные подразделения государственных органов исполнительной власти как субъекты публичной власти, создаваемые в пределах административно-территориальных единиц субъектов РФ: некоторые проблемы создания и функционирования
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<7> Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СЗ РФ. 2015. N 50. Ст. 7226.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<7> Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СЗ РФ. 2015. N 50. Ст. 7226.
Статья: Органы государственной власти субъектов РФ как элемент единой системы публичной власти современной России
(Лебедев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)<11> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Российская газета. 2015. 14 декабря.
(Лебедев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)<11> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Российская газета. 2015. 14 декабря.
Статья: "Переходные положения" закона как инструмент воздействия государства на местное самоуправление. Акт третий
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)<12> Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СПС "КонсультантПлюс".
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)<12> Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Местное сообщество: сущность понятия и роль в осуществлении местного самоуправления
(Хлуднев Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)<3> Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СЗ РФ. 2015. N 50. Ст. 7226.
(Хлуднев Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)<3> Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СЗ РФ. 2015. N 50. Ст. 7226.
Статья: Парламентский контроль как средство оценки и повышения эффективности публичной власти
(Ульянов А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Парламентский запрос, в отличие от парламентского расследования, палаты Федерального Собрания могут направить независимо друг от друга. Депутатский запрос сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы могут направить председателю и членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, председателю Центрального банка РФ, руководителям иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов РФ, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления по вопросам, входящим в их компетенцию. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, обязано дать ответ на него в устной форме на заседании палаты Федерального Собрания или по согласованию с палатой в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной срок, установленный палатой Федерального Собрания.
(Ульянов А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Парламентский запрос, в отличие от парламентского расследования, палаты Федерального Собрания могут направить независимо друг от друга. Депутатский запрос сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы могут направить председателю и членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, председателю Центрального банка РФ, руководителям иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов РФ, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления по вопросам, входящим в их компетенцию. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, обязано дать ответ на него в устной форме на заседании палаты Федерального Собрания или по согласованию с палатой в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной срок, установленный палатой Федерального Собрания.