Занижение кадастровой стоимости земельного участка

Подборка наиболее важных документов по запросу Занижение кадастровой стоимости земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 391 "Порядок определения налоговой базы" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган доначислил земельный налог, сделав вывод о занижении налогоплательщиком налоговой базы в результате занижения кадастровой стоимости. Налоговый орган указал, что налогоплательщик занизил налоговую базу, поскольку рассчитывал земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, установленной для земельных участков 15-й группы вида разрешенного использования (для сельскохозяйственного использования и эксплуатации зданий и сооружений подсобного хозяйства), в то время как фактически участок относится к 17-й группе вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий). Суды первой и апелляционной инстанций признали верными выводы налогового органа о неправильном определении налогоплательщиком вида разрешенного использования. Вместе с тем суд апелляционной инстанции признал доначисление земельного налога неправомерным, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции решением суда общей юрисдикции была установлена кадастровая стоимость спорного участка в размере, использовавшемся обществом для расчета земельного налога, в связи с наличием реестровой ошибки. Суд кассационной инстанции поддержал вывод нижестоящего суда о том, что в данном случае для целей налогообложения за 2016 - 2017 годы подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда общей юрисдикции от 26.05.2020.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы компенсации при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Васючкова О.А., Семерджи К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)
Н.Н. Симачкова отмечает возможность негативного влияния заниженной кадастровой стоимости земельного участка на интересы собственника в случае принудительного изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд <11>. Однако исходя из рассмотренного судебного дела и анализа стандартов оценки, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. N 200 "Об утверждении федеральных стандартов оценки и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России о федеральных стандартах оценки" <12>, можно сделать вывод, что кадастровая стоимость не учитывается при определении размера денежной компенсации. В связи с этим можно констатировать наличие вышеописанной проблемы.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за апрель 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)
Многократное занижение стоимости отчуждаемого земельного участка по сравнению с кадастровой и рыночной стоимостью должно породить у любого добросовестного и разумного участника гражданского оборота сомнения относительно правомерности такого отчуждения. В подобной ситуации предполагается, что покупатель либо знает о намерении должника вывести свое имущество из-под угрозы обращения на него взыскания и действует с ним совместно, либо понимает, что менеджмент или иные контролирующие должника лица избавляются от имущества общества по заниженной (бросовой) цене по причинам, не связанным с экономическими интересами последнего.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2016 N 15-П
"По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования города Братска"
Существующий порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, равно как и полномочия органов местного самоуправления по установлению элементов налогового обязательства по земельному налогу и управлению налоговыми поступлениями от него не могут компенсировать отсутствие у муниципального образования правовых средств добиваться пересмотра заниженной, по его мнению, кадастровой стоимости земельного участка, установленной по инициативе собственника этого земельного участка - плательщика земельного налога на основании его рыночной стоимости.