Замена административного штрафа предупреждением гражданину
Подборка наиболее важных документов по запросу Замена административного штрафа предупреждением гражданину (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.4 "Предупреждение" КоАП РФ"Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела также не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Общество административного штрафа на предупреждение, поскольку ненадлежащее содержание общего имущества МКД посягает на охраняемые общественные отношения в жилищной сфере и нарушает права граждан на комфортное и безопасное проживание в многоквартирном доме. Кроме того, на момент выявления правонарушения Общество считалось подвергнутым административному наказанию в рамках вступивших в законную силу постановлений NN 853/22, 867/22, что отражено в оспариваемом постановлении."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Гражданин обжалует привлечение к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету
(КонсультантПлюс, 2025)Штраф заменят на предупреждение, если суд установит все обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 4.1.1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Штраф заменят на предупреждение, если суд установит все обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 4.1.1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Либерализация административной ответственности за правонарушения в экономической сфере
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Выше нами рассматривались формы либерализации административной ответственности в экономической сфере в контексте правового регулирования. Представляется, что либерализация может осуществляться не только на уровне регулирования (подобная либерализация наглядна и отражает позицию законодателя в экономической сфере на определенном этапе развития), но и в правоприменении. В рамках последнего снижение административного воздействия на невластных субъектов может выражаться в использовании права на замену административного штрафа предупреждением, в административном и судебном усмотрении при рассмотрении дел об административных правонарушениях, нацеленных на защиту граждан и организаций при взаимодействии с государственными органами. Примером подобного усмотрения выступает, на наш взгляд, толкование судами и административными органами положений действующего законодательства, хотя напрямую не связанных с привлечением к административной ответственности, но выступающих существенными основаниями для защиты прав и законных интересов невластных субъектов во взаимодействии с органами публичной власти, в том числе и в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Практика рассмотрения такого рода споров на уровне Конституционного Суда РФ свидетельствует о том, что в отдельных случаях административные органы и суды трактуют действующее законодательство в угоду ведомственным интересам, что не обеспечивает защиту прав невластных субъектов <17>.
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Выше нами рассматривались формы либерализации административной ответственности в экономической сфере в контексте правового регулирования. Представляется, что либерализация может осуществляться не только на уровне регулирования (подобная либерализация наглядна и отражает позицию законодателя в экономической сфере на определенном этапе развития), но и в правоприменении. В рамках последнего снижение административного воздействия на невластных субъектов может выражаться в использовании права на замену административного штрафа предупреждением, в административном и судебном усмотрении при рассмотрении дел об административных правонарушениях, нацеленных на защиту граждан и организаций при взаимодействии с государственными органами. Примером подобного усмотрения выступает, на наш взгляд, толкование судами и административными органами положений действующего законодательства, хотя напрямую не связанных с привлечением к административной ответственности, но выступающих существенными основаниями для защиты прав и законных интересов невластных субъектов во взаимодействии с органами публичной власти, в том числе и в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Практика рассмотрения такого рода споров на уровне Конституционного Суда РФ свидетельствует о том, что в отдельных случаях административные органы и суды трактуют действующее законодательство в угоду ведомственным интересам, что не обеспечивает защиту прав невластных субъектов <17>.
Статья: Гармонизация санкций за административные правонарушения в области таможенного дела в государствах - членах Евразийского экономического союза
(Сарксян И.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)В КоАП РФ за уничтожение, удаление, изменение либо замену средств идентификации (ст. 16.11) предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 1 000 рублей; на должностных лиц - от 500 до 2 000 рублей; на юридические лица - от 5 000 до 20 000 рублей.
(Сарксян И.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)В КоАП РФ за уничтожение, удаление, изменение либо замену средств идентификации (ст. 16.11) предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 1 000 рублей; на должностных лиц - от 500 до 2 000 рублей; на юридические лица - от 5 000 до 20 000 рублей.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа или повреждение либо утрата таких средств идентификации -
(ред. от 04.11.2025)Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа или повреждение либо утрата таких средств идентификации -
"Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Предупреждение может быть также назначено совершившему административное правонарушение (кроме грубого административного правонарушения) индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, являющемуся в том числе субъектом малого или среднего предпринимательства, а также их работникам в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Статья: Проблемные вопросы практики привлечения иностранных работников
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2022, N 2)Апелляционный суд считает, что возможность замены административного штрафа Обществу предупреждением в данном случае отсутствует.
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2022, N 2)Апелляционный суд считает, что возможность замены административного штрафа Обществу предупреждением в данном случае отсутствует.
Статья: Кого привлекут к административной ответственности за "нецелевку"?
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)Рассматривая спор, судьи ВС РФ отметили, что в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Материалы дела позволили нижестоящим судебным инстанциям сделать вывод о том, что гражданин, являясь должностным лицом, не исполнил надлежащим образом свои служебные обязанности и допустил нарушение требований бюджетного законодательства. Административное наказание было назначено в пределах санкции ст. 15.14 КоАП РФ; с учетом положений ст. 4.1, 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение. Основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствовали.
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)Рассматривая спор, судьи ВС РФ отметили, что в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Материалы дела позволили нижестоящим судебным инстанциям сделать вывод о том, что гражданин, являясь должностным лицом, не исполнил надлежащим образом свои служебные обязанности и допустил нарушение требований бюджетного законодательства. Административное наказание было назначено в пределах санкции ст. 15.14 КоАП РФ; с учетом положений ст. 4.1, 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение. Основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствовали.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)7. Статья 13.22 КоАП устанавливает административную ответственность за выпуск (изготовление) или распространение продукции СМИ без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными - предупреждение или наложение административного штрафа:
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)7. Статья 13.22 КоАП устанавливает административную ответственность за выпуск (изготовление) или распространение продукции СМИ без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными - предупреждение или наложение административного штрафа:
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Как усматривается из материалов дела, судебными инстанциями требования ч. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Как усматривается из материалов дела, судебными инстанциями требования ч. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Статья: Применение ККТ при осуществлении расчетов за платные услуги, товары
(Прохоренко Е.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Обратите внимание! Штраф по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ учреждению может быть заменен на предупреждение. Это следует из ч. 3 ст. 1.4, ч. 3 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ. Аналогичный подход применяется по региональным административным штрафам (что предусмотрено ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ).
(Прохоренко Е.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Обратите внимание! Штраф по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ учреждению может быть заменен на предупреждение. Это следует из ч. 3 ст. 1.4, ч. 3 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ. Аналогичный подход применяется по региональным административным штрафам (что предусмотрено ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ).
Ситуация: Каковы правила пользования жилыми помещениями?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, порча жилых помещений или порча их оборудования либо использование жилых помещений не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб. (ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, порча жилых помещений или порча их оборудования либо использование жилых помещений не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб. (ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ).
Статья: Предупреждение националистических и экстремистских проявлений: пилотное исследование судебной практики применения ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ
(Скобликов П.А.)
("Закон", 2025, N 1)Однако никому из попавших в нашу выборку лиц судьи не вынесли предупреждения, и это не случайно. Возможность применения такой меры наказания заблокирована ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, где перечислены немногие административные правонарушения, при совершении которых административное наказание в виде административного штрафа нельзя заменять на предупреждение. В число этих немногих включено и рассматриваемое здесь деяние. По всей видимости, законодатель счел его настолько серьезным, что ни при каких условиях не полагает возможным ограничиваться предупреждением.
(Скобликов П.А.)
("Закон", 2025, N 1)Однако никому из попавших в нашу выборку лиц судьи не вынесли предупреждения, и это не случайно. Возможность применения такой меры наказания заблокирована ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, где перечислены немногие административные правонарушения, при совершении которых административное наказание в виде административного штрафа нельзя заменять на предупреждение. В число этих немногих включено и рассматриваемое здесь деяние. По всей видимости, законодатель счел его настолько серьезным, что ни при каких условиях не полагает возможным ограничиваться предупреждением.
Статья: Противодействие нацизму и экстремизму: выборочное исследование судебной практики по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ в контексте действующего законодательства
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Несмотря на это, никому из попавших в нашу выборку лиц судьи не вынесли предупреждения, что не является случайностью. Возможность применения такой меры наказания заблокирована частью 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, где перечислены немногие административные правонарушения, при совершении которых административное наказание в виде административного штрафа нельзя заменять на предупреждение. В число этих немногих включено и рассматриваемое здесь деяние. По всей видимости, законодатель счел его настолько серьезным, что полагает невозможным ни при каких условиях ограничиваться предупреждением.
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Несмотря на это, никому из попавших в нашу выборку лиц судьи не вынесли предупреждения, что не является случайностью. Возможность применения такой меры наказания заблокирована частью 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, где перечислены немногие административные правонарушения, при совершении которых административное наказание в виде административного штрафа нельзя заменять на предупреждение. В число этих немногих включено и рассматриваемое здесь деяние. По всей видимости, законодатель счел его настолько серьезным, что полагает невозможным ни при каких условиях ограничиваться предупреждением.
Ситуация: Что делать, если паспорт испорчен?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При обращении в уполномоченный орган за заменой испорченного паспорта вы можете быть привлечены к ответственности.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При обращении в уполномоченный орган за заменой испорченного паспорта вы можете быть привлечены к ответственности.
Статья: Репрессивный характер применения административной санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ), и необходимость учета обстоятельств, смягчающих административное наказание
(Баркова А.В., Чернышенко И.Г.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 3)По мнению Жильцова А.В. [4], фискальный интерес государства, преследуемый в рамках применения административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, - второстепенная задача по отношению к необходимости предупреждения формирования безответственного отношения граждан к исполнению возложенной на них обязанности и противодействия укреплению ощущения безнаказанности. Также автор предлагает заменить в конструкции статьи "двукратную" уплату штрафа на фиксированные размеры административной санкции (верхние и низшие ее пределы), что также заслуживает внимания, вполне отвечает признаку индивидуализации наказания при каждом конкретном случае и делает административное наказание более справедливым и предсказуемым.
(Баркова А.В., Чернышенко И.Г.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 3)По мнению Жильцова А.В. [4], фискальный интерес государства, преследуемый в рамках применения административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, - второстепенная задача по отношению к необходимости предупреждения формирования безответственного отношения граждан к исполнению возложенной на них обязанности и противодействия укреплению ощущения безнаказанности. Также автор предлагает заменить в конструкции статьи "двукратную" уплату штрафа на фиксированные размеры административной санкции (верхние и низшие ее пределы), что также заслуживает внимания, вполне отвечает признаку индивидуализации наказания при каждом конкретном случае и делает административное наказание более справедливым и предсказуемым.