Законодательство о рассмотрении обращений граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательство о рассмотрении обращений граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за отказ в предоставлении информации гражданину
(КонсультантПлюс, 2025)"...К. обратился в... прокуратуру... с заявлением о нарушении со стороны Управы... требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан и привлечении должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)"...К. обратился в... прокуратуру... с заявлением о нарушении со стороны Управы... требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан и привлечении должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, согласно пп. "г" п. 11 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ... региональный оператор обязан отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, согласно пп. "г" п. 11 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ... региональный оператор обязан отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы либерализации законодательства об обращениях граждан
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)В статье автором рассматриваются попытки либерализации законодательства об обращениях граждан, анализируются предложения органов исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, выраженные в разработанном Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека проекте Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации". Автором отмечается, что сокращение сроков рассмотрения обращений возможно лишь при одновременном увеличении штата работников, рассматривающих обращения и модернизации информационных систем делопроизводства. Под обращениями граждан в данной статье подразумеваются обращения граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц.
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)В статье автором рассматриваются попытки либерализации законодательства об обращениях граждан, анализируются предложения органов исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, выраженные в разработанном Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека проекте Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации". Автором отмечается, что сокращение сроков рассмотрения обращений возможно лишь при одновременном увеличении штата работников, рассматривающих обращения и модернизации информационных систем делопроизводства. Под обращениями граждан в данной статье подразумеваются обращения граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов -
(ред. от 04.11.2025)1. Нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов -
Паспорт проекта Федерального закона N 729732-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в части совершенствования правоотношений, связанных с реализацией гражданами права на обращение в форме электронного документа)"
(внесен Законодательным Собранием Краснодарского края)
(подписан Президентом РФ)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 729732-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в части совершенствования правоотношений, связанных с реализацией гражданами права на обращение в форме электронного документа)"
(внесен Законодательным Собранием Краснодарского края)
(подписан Президентом РФ)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 729732-8
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<449> Прокурорский надзор за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан: Методическое пособие // Академия Генеральной прокуратуры. М., 2010. С. 3; Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/1548464/ (дата обращения: 19.08.2020).
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<449> Прокурорский надзор за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан: Методическое пособие // Академия Генеральной прокуратуры. М., 2010. С. 3; Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/1548464/ (дата обращения: 19.08.2020).
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Во-вторых, также незаконно привлечение должностного лица УК за отсутствие письменного ответа на обращение собственника или пользователя помещения в МКД к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ. (Данной статьей установлена ответственность за нарушение предписанного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.) Это связано с тем, что (см. Постановления ВС РФ от 15.02.2019 N 88-АД19-2, N 48-АД19-2, от 14.02.2019 N 88-АД19-1):
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Во-вторых, также незаконно привлечение должностного лица УК за отсутствие письменного ответа на обращение собственника или пользователя помещения в МКД к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ. (Данной статьей установлена ответственность за нарушение предписанного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.) Это связано с тем, что (см. Постановления ВС РФ от 15.02.2019 N 88-АД19-2, N 48-АД19-2, от 14.02.2019 N 88-АД19-1):
Статья: Причины роста необоснованных обращений в подразделения собственной безопасности государственных органов
(Жуков Н.О.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях <9>.
(Жуков Н.О.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях <9>.
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Общий порядок реализации конституционного права на обращение в органы государственной власти раскрывается в положениях Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Следует учитывать, что нормы этого Закона согласно ч. 4 ст. 1 распространяют свое действие на порядок рассмотрения обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц. При этом ч. 2 ст. 1 указанного Закона предполагает возможность правовой регламентации процедур рассмотрения обращений в отдельных сферах государственного управления посредством норм федеральных конституционных законов и иных федеральных законов. Так, основы работы с жалобами и иными обращениями в органах прокуратуры Российской Федерации установлены ст. 10 Закона о прокуратуре, где определяется, что рассмотрению и разрешению подлежат заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Вопросы рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры ранее уже исследовались в научных <1> и прикладных <2> работах. Однако процедура рассмотрения и разрешения обращений в органах прокуратуры с учетом особенностей принципов и содержания некоторых видов государственной деятельности имеет серьезную специфику, что вызывает необходимость ее отдельного рассмотрения. Например, такими заслуживающими внимания особенностями обладает оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД). В частности, особый порядок рассмотрения и разрешения жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обусловлен действием законодательно установленных специальных отраслевых принципов, к которым относятся принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Специфика рассмотрения таких обращений задается также установленным режимом секретности, действующим при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), ведением особого (секретного) делопроизводства при документировании ОРД и другими аналогичными обстоятельствами (ст. 1, 3, 12, 12.1, п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 15, 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Общий порядок реализации конституционного права на обращение в органы государственной власти раскрывается в положениях Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Следует учитывать, что нормы этого Закона согласно ч. 4 ст. 1 распространяют свое действие на порядок рассмотрения обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц. При этом ч. 2 ст. 1 указанного Закона предполагает возможность правовой регламентации процедур рассмотрения обращений в отдельных сферах государственного управления посредством норм федеральных конституционных законов и иных федеральных законов. Так, основы работы с жалобами и иными обращениями в органах прокуратуры Российской Федерации установлены ст. 10 Закона о прокуратуре, где определяется, что рассмотрению и разрешению подлежат заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Вопросы рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры ранее уже исследовались в научных <1> и прикладных <2> работах. Однако процедура рассмотрения и разрешения обращений в органах прокуратуры с учетом особенностей принципов и содержания некоторых видов государственной деятельности имеет серьезную специфику, что вызывает необходимость ее отдельного рассмотрения. Например, такими заслуживающими внимания особенностями обладает оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД). В частности, особый порядок рассмотрения и разрешения жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обусловлен действием законодательно установленных специальных отраслевых принципов, к которым относятся принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Специфика рассмотрения таких обращений задается также установленным режимом секретности, действующим при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), ведением особого (секретного) делопроизводства при документировании ОРД и другими аналогичными обстоятельствами (ст. 1, 3, 12, 12.1, п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 15, 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Законодатель воспринял еще одно ранее высказанное и обоснованное предложение, касающееся упорядочения процедуры рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям <1>. До принятия Закона N 248-ФЗ соответствующие отношения регулировались конкурирующими положениями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, законодательства о контроле (надзоре) и законодательства об административных правонарушениях, что оставляло инспектору широкую свободу усмотрения при принятии решения по итогам рассмотрения обращения (заявления). Законодатель имплементировал ее в ст. 58 - 60 Закона N 248-ФЗ в структуру контрольно-надзорного производства.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Законодатель воспринял еще одно ранее высказанное и обоснованное предложение, касающееся упорядочения процедуры рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям <1>. До принятия Закона N 248-ФЗ соответствующие отношения регулировались конкурирующими положениями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, законодательства о контроле (надзоре) и законодательства об административных правонарушениях, что оставляло инспектору широкую свободу усмотрения при принятии решения по итогам рассмотрения обращения (заявления). Законодатель имплементировал ее в ст. 58 - 60 Закона N 248-ФЗ в структуру контрольно-надзорного производства.
Статья: Гарантии защиты прав человека и гражданина от действий публичных (властных) субъектов
(Панкратова О.В.)
("Российский следователь", 2023, N 7)<6> Симорот С.Ю., Ильиных К.Ю. Некоторые вопросы правового регулирования и практической реализации законодательства о рассмотрении обращений граждан // Актуальные вопросы юридической науки и практики: материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Хабаровск, 2018. С. 4.
(Панкратова О.В.)
("Российский следователь", 2023, N 7)<6> Симорот С.Ю., Ильиных К.Ю. Некоторые вопросы правового регулирования и практической реализации законодательства о рассмотрении обращений граждан // Актуальные вопросы юридической науки и практики: материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Хабаровск, 2018. С. 4.
Статья: Проблемы правоприменения по делам об оспаривании действий прокуроров при проведении проверок и актов прокурорского реагирования
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 9)Так, Брянская транспортная прокуратура во исполнение поручения Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, данного на основании поручения Генеральной прокуратуры РФ, провела проверку обращения П. о допущенных должностными лицами Государственной инспекции труда в Брянской области (далее - Инспекция) нарушениях законодательства при рассмотрении обращений граждан. В ходе проверки установлено, что 8 ноября 2019 г. в Инспекцию из Брянской транспортной прокуратуры для рассмотрения поступило обращение П. о нарушениях трудового законодательства в Брянском центре организации работы железнодорожных станций Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", в том числе в части выплаты заработной платы. Рассмотреть обращение руководитель Инспекции поручил заместителю руководителя Инспекции З. Вместе с тем в нарушение требований федерального законодательства надлежащим образом проверка по обращению организована не была, доводы обращения фактически не проверялись. Ответ на обращение заявителю начальником правового отдела Инспекции З. дан формально, с нарушением месячного срока, только 4 декабря 2019 г. Из содержания ответа следует, что ранее по вопросам, указанным в обращении, уже проводилась аналогичная проверка, оснований для повторной проверки нет. В связи с нарушением порядка рассмотрения обращения Брянская транспортная прокуратура в отношении заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Брянской области по правовым вопросам З. возбудила дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка N 13 Советского судебного района г. Брянска от 3 марта 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 18 мая 2020 г. и постановлением заместителя председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18 сентября 2020 г., З. признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 5.59 КоАП и подвергнута административному штрафу в размере 5 тыс. руб. Обжалуя решение мирового судьи в вышестоящие инстанции, З. указывала на нарушение порядка проведения прокурорской проверки, в том числе на отсутствие решения о ее проведении. Вместе с тем суды пришли к выводу, что прокурором приняты надлежащие меры к извещению З. о месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Будучи извещенной надлежащим образом, для участия при вынесении указанного акта З. не явилась, нарушений процессуального законодательства прокурором не допущено. Постановлением Верховного Суда РФ от 16 июля 2021 г. N 83-АД21-6-К1 состоявшиеся судебные постановления по указанному делу оставлены без изменения.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 9)Так, Брянская транспортная прокуратура во исполнение поручения Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, данного на основании поручения Генеральной прокуратуры РФ, провела проверку обращения П. о допущенных должностными лицами Государственной инспекции труда в Брянской области (далее - Инспекция) нарушениях законодательства при рассмотрении обращений граждан. В ходе проверки установлено, что 8 ноября 2019 г. в Инспекцию из Брянской транспортной прокуратуры для рассмотрения поступило обращение П. о нарушениях трудового законодательства в Брянском центре организации работы железнодорожных станций Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", в том числе в части выплаты заработной платы. Рассмотреть обращение руководитель Инспекции поручил заместителю руководителя Инспекции З. Вместе с тем в нарушение требований федерального законодательства надлежащим образом проверка по обращению организована не была, доводы обращения фактически не проверялись. Ответ на обращение заявителю начальником правового отдела Инспекции З. дан формально, с нарушением месячного срока, только 4 декабря 2019 г. Из содержания ответа следует, что ранее по вопросам, указанным в обращении, уже проводилась аналогичная проверка, оснований для повторной проверки нет. В связи с нарушением порядка рассмотрения обращения Брянская транспортная прокуратура в отношении заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Брянской области по правовым вопросам З. возбудила дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка N 13 Советского судебного района г. Брянска от 3 марта 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 18 мая 2020 г. и постановлением заместителя председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18 сентября 2020 г., З. признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 5.59 КоАП и подвергнута административному штрафу в размере 5 тыс. руб. Обжалуя решение мирового судьи в вышестоящие инстанции, З. указывала на нарушение порядка проведения прокурорской проверки, в том числе на отсутствие решения о ее проведении. Вместе с тем суды пришли к выводу, что прокурором приняты надлежащие меры к извещению З. о месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Будучи извещенной надлежащим образом, для участия при вынесении указанного акта З. не явилась, нарушений процессуального законодательства прокурором не допущено. Постановлением Верховного Суда РФ от 16 июля 2021 г. N 83-АД21-6-К1 состоявшиеся судебные постановления по указанному делу оставлены без изменения.
Статья: Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- отвечать на жалобы и обращения потребителя (уполномоченной организации) по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- отвечать на жалобы и обращения потребителя (уполномоченной организации) по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан;
Статья: Понятие примирительных процедур
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан.
Статья: Проблема открытости судебной власти на примере рассмотрения обращений граждан: институциональный и пенальный аспекты
(Писаревский И.И.)
("Администратор суда", 2024, N 1)<12> Скобликов П.А. Ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ как способ предупреждения коррупции при рассмотрении обращений граждан: законодательство, правоприменительная практика и возможные пути усовершенствования // Российская юстиция. 2019. N 2. С. 18 - 23.
(Писаревский И.И.)
("Администратор суда", 2024, N 1)<12> Скобликов П.А. Ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ как способ предупреждения коррупции при рассмотрении обращений граждан: законодательство, правоприменительная практика и возможные пути усовершенствования // Российская юстиция. 2019. N 2. С. 18 - 23.