Законодательное регулирование оценочной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательное регулирование оценочной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Оценка предмета ипотеки
(КонсультантПлюс, 2025)"...как верно указал суд, статья 67 Закона об ипотеке касается оценки земельного участка, а не права аренды земельного участка. При этом такая оценка земельного участка проводится в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)"...как верно указал суд, статья 67 Закона об ипотеке касается оценки земельного участка, а не права аренды земельного участка. При этом такая оценка земельного участка проводится в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отчуждение муниципального имущества (в рамках Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ)
(КонсультантПлюс, 2025)Судом первой инстанции была обоснованно назначена судебная экспертиза по оценке рыночной стоимости спорного объекта на дату обращения арендатора с заявлением о выкупе. ...Суды пришли к выводам о том, что заключение эксперта соответствует требованиям законодательства, регулирующего оценочную деятельность, поэтому договор купли-продажи надлежит заключить по цене 3085919 руб. 00 коп., определенной в названном заключении..."
(КонсультантПлюс, 2025)Судом первой инстанции была обоснованно назначена судебная экспертиза по оценке рыночной стоимости спорного объекта на дату обращения арендатора с заявлением о выкупе. ...Суды пришли к выводам о том, что заключение эксперта соответствует требованиям законодательства, регулирующего оценочную деятельность, поэтому договор купли-продажи надлежит заключить по цене 3085919 руб. 00 коп., определенной в названном заключении..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимосвязь пространственного развития Российской Федерации, территориального планирования и процесса оценки стоимости недвижимости
(Круглякова В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Проблематике неопределенности, возникающей в процессе оценки недвижимых активов, посвящено большое количество публикаций отечественных специалистов (см., например, [3, 4]). С учетом особенностей законодательного регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации и наблюдаемых тенденций к их ужесточению решение задачи создания условий для применения оценщиками информационного обеспечения процесса оценки, соответствующего требованиям достоверности, надежности, существенности и достаточности, оказывается важным для сохранения института независимой оценки в России. Поскольку профессиональная оценка недвижимости, как указывалось, является важным этапом процесса управления активами, исследования, направленные на решение задачи повышения качества информационного обеспечения оценки, являются актуальными и имеют важное научно-практическое значение. При этом особого внимания заслуживают составляющие информационного обеспечения оценки недвижимости, связанные с внешними факторами, влияющими на стоимость земли и объектов капитального строительства (см. [5]). К числу таких факторов относятся сведения о социально-экономическом развитии страны, регионов и муниципальных образований, а также данные территориального планирования и градостроительного зонирования, определяемые особенностями организации градостроительной деятельности в конкретном регионе и муниципальном образовании. С учетом современных тенденций развития стратегического планирования в Российской Федерации особая роль отводится пространственному развитию страны как системе отношений, направленных на совершенствование системы расселения граждан и территориальной организации экономики, в том числе за счет проведения эффективной государственной политики регионального развития на основе двух глобальных факторов развития - роста численности населения и экономического роста (подробнее см. [6 - 9]).
(Круглякова В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Проблематике неопределенности, возникающей в процессе оценки недвижимых активов, посвящено большое количество публикаций отечественных специалистов (см., например, [3, 4]). С учетом особенностей законодательного регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации и наблюдаемых тенденций к их ужесточению решение задачи создания условий для применения оценщиками информационного обеспечения процесса оценки, соответствующего требованиям достоверности, надежности, существенности и достаточности, оказывается важным для сохранения института независимой оценки в России. Поскольку профессиональная оценка недвижимости, как указывалось, является важным этапом процесса управления активами, исследования, направленные на решение задачи повышения качества информационного обеспечения оценки, являются актуальными и имеют важное научно-практическое значение. При этом особого внимания заслуживают составляющие информационного обеспечения оценки недвижимости, связанные с внешними факторами, влияющими на стоимость земли и объектов капитального строительства (см. [5]). К числу таких факторов относятся сведения о социально-экономическом развитии страны, регионов и муниципальных образований, а также данные территориального планирования и градостроительного зонирования, определяемые особенностями организации градостроительной деятельности в конкретном регионе и муниципальном образовании. С учетом современных тенденций развития стратегического планирования в Российской Федерации особая роль отводится пространственному развитию страны как системе отношений, направленных на совершенствование системы расселения граждан и территориальной организации экономики, в том числе за счет проведения эффективной государственной политики регионального развития на основе двух глобальных факторов развития - роста численности населения и экономического роста (подробнее см. [6 - 9]).
Готовое решение: Как продать государственное или муниципальное имущество посредством публичного предложения
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минэкономразвития России, допустимо провести повторное публичное предложение в отношении продажи муниципального имущества. При этом надо учитывать, что начальная цена имущества в случаях, предусмотренных Законом о приватизации, устанавливается в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке имущества до дня размещения сообщения о его продаже прошло не более шести месяцев (Письмо от 08.10.2019 N Д06и-34447).
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минэкономразвития России, допустимо провести повторное публичное предложение в отношении продажи муниципального имущества. При этом надо учитывать, что начальная цена имущества в случаях, предусмотренных Законом о приватизации, устанавливается в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке имущества до дня размещения сообщения о его продаже прошло не более шести месяцев (Письмо от 08.10.2019 N Д06и-34447).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации
Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)1. Оценка земельного участка осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)1. Оценка земельного участка осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Под законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, о котором говорится в п. 1 комментируемой статьи, понимаются Закон об оценочной деятельности от 29.07.1998 N 135-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним другие правовые акты.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Под законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, о котором говорится в п. 1 комментируемой статьи, понимаются Закон об оценочной деятельности от 29.07.1998 N 135-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним другие правовые акты.
Статья: Деятельность по оценке имущества должника: актуальные проблемы правовых оснований, правоприменительной практики, деятельности СРО и совета по оценочной деятельности
(Малявина Н.Б.)
("Юрист", 2022, N 6)Главенствующим законодательным актом, регулирующим оценочную деятельность, является Конституция Российской Федерации. Данный основной нормативный правовой акт, возглавляя систему законодательных актов нашей страны, является гарантом единства экономического пространства, что, в свою очередь, нивелирует риски, связанные с возможностью свободного перемещения товаров, работ, услуг <1>.
(Малявина Н.Б.)
("Юрист", 2022, N 6)Главенствующим законодательным актом, регулирующим оценочную деятельность, является Конституция Российской Федерации. Данный основной нормативный правовой акт, возглавляя систему законодательных актов нашей страны, является гарантом единства экономического пространства, что, в свою очередь, нивелирует риски, связанные с возможностью свободного перемещения товаров, работ, услуг <1>.
Статья: О нарушении антимонопольного законодательства
(Кацман А.А.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)- размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством РФ;
(Кацман А.А.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)- размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством РФ;
"Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)НК РФ не регламентирует также правосубъектность независимого оценщика. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо (в зависимости от того, какие лица признаются субъектами оценочной деятельности и правомочны осуществлять таковую в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства, регулирующим оценочную деятельность), имеющее необходимые лицензии (разрешения) на право осуществления оценочной деятельности в соответствии с законодательством данного иностранного государства.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)НК РФ не регламентирует также правосубъектность независимого оценщика. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо (в зависимости от того, какие лица признаются субъектами оценочной деятельности и правомочны осуществлять таковую в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства, регулирующим оценочную деятельность), имеющее необходимые лицензии (разрешения) на право осуществления оценочной деятельности в соответствии с законодательством данного иностранного государства.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)бюджетное учреждение не вправе заключать договоры на проведение оценки в качестве исполнителя в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в России, а также привлекать иных лиц, кроме работников соответствующего бюджетного учреждения, для проведения работ и (или) оказания услуг непосредственно по определению кадастровой стоимости;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)бюджетное учреждение не вправе заключать договоры на проведение оценки в качестве исполнителя в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в России, а также привлекать иных лиц, кроме работников соответствующего бюджетного учреждения, для проведения работ и (или) оказания услуг непосредственно по определению кадастровой стоимости;
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Комментируемая статья регламентирует определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества. В рамках данной регламентации определено, что начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на официальном сайте в сети Интернет информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества прошло не более чем шесть месяцев.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Комментируемая статья регламентирует определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества. В рамках данной регламентации определено, что начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на официальном сайте в сети Интернет информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества прошло не более чем шесть месяцев.
Готовое решение: Как провести аукцион по продаже муниципального имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Если лицо, признанное единственным участником аукциона, отказалось заключить договор, аукцион с одним участником признается несостоявшимся (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации). В этом случае по своему выбору продавайте имущество посредством публичного предложения либо проводите повторный аукцион (Определение ВАС РФ от 11.01.2007 N 15795/06 по делу N А58-5118/05). При этом начальная цена имущества в случаях, предусмотренных Законом о приватизации, устанавливается в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке имущества до дня размещения информационного сообщения о его продаже прошло не более шести месяцев (Письмо Минэкономразвития России от 08.10.2019 N Д06и-34447).
(КонсультантПлюс, 2025)Если лицо, признанное единственным участником аукциона, отказалось заключить договор, аукцион с одним участником признается несостоявшимся (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации). В этом случае по своему выбору продавайте имущество посредством публичного предложения либо проводите повторный аукцион (Определение ВАС РФ от 11.01.2007 N 15795/06 по делу N А58-5118/05). При этом начальная цена имущества в случаях, предусмотренных Законом о приватизации, устанавливается в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке имущества до дня размещения информационного сообщения о его продаже прошло не более шести месяцев (Письмо Минэкономразвития России от 08.10.2019 N Д06и-34447).