Законодательная инициатива главы республики Саха
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательная инициатива главы республики Саха (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 74-Г02-42
В удовлетворении заявления об отмене постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "О назначении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления" и "О назначении выборов глав муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)" отказано правомерно, так как они приняты в соответствии с федеральным законодательством и прав заявителя не нарушают.С учетом указанных обстоятельств суд обоснованно не согласился с доводами заявителя о том, что постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) противоречит требованиям федерального законодательства.
В удовлетворении заявления об отмене постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "О назначении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления" и "О назначении выборов глав муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)" отказано правомерно, так как они приняты в соответствии с федеральным законодательством и прав заявителя не нарушают.С учетом указанных обстоятельств суд обоснованно не согласился с доводами заявителя о том, что постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) противоречит требованиям федерального законодательства.
Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2013 N 74-АПГ13-31
Порядок открытия, ведения и закрытия специального избирательного счета не урегулирован федеральным законом, законодатель субъекта Российской Федерации не лишен возможности установить правовое регулирование.Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает убедительными доводы апелляционного представления об отмене решения в той части, в которой ему отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими частей 11 - 15 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1152-З N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)", изложенных в следующей редакции:
Порядок открытия, ведения и закрытия специального избирательного счета не урегулирован федеральным законом, законодатель субъекта Российской Федерации не лишен возможности установить правовое регулирование.Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает убедительными доводы апелляционного представления об отмене решения в той части, в которой ему отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими частей 11 - 15 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1152-З N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)", изложенных в следующей редакции:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Создание конституционного совета при органе законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации: первая практика реализации
(Марокко Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)<13> Заключение N 4-З от 30 мая 2022 г. "О соответствии Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия) проекта Конституционного закона N 422-6 "О внесении изменений в отдельные конституционные законы Республики Саха (Якутия)" (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия)). URL: https://konsovet.sakha.gov.ru/dejatelnost/reshenija-konstitutsionnogo-soveta-rsja (дата обращения: 09.12.2022).
(Марокко Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)<13> Заключение N 4-З от 30 мая 2022 г. "О соответствии Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия) проекта Конституционного закона N 422-6 "О внесении изменений в отдельные конституционные законы Республики Саха (Якутия)" (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия)). URL: https://konsovet.sakha.gov.ru/dejatelnost/reshenija-konstitutsionnogo-soveta-rsja (дата обращения: 09.12.2022).
Статья: Конституционный совет субъекта Российской Федерации: законодательство и практика
(Курманов М.М.)
("Юрист", 2024, N 6)Тем самым данное положение ограничивает полномочия совета рамками дачи заключения только о соответствии Конституции законов Республики Саха (Якутия) и возлагает охрану Конституции Республики Саха (Якутия) на данный совет.
(Курманов М.М.)
("Юрист", 2024, N 6)Тем самым данное положение ограничивает полномочия совета рамками дачи заключения только о соответствии Конституции законов Республики Саха (Якутия) и возлагает охрану Конституции Республики Саха (Якутия) на данный совет.
Нормативные акты
Проект Федерального закона N 7-1379
"О внесении изменения в главу 4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
(подготовлен Алтайским краевым Законодательным Собранием)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.10.2020)На основании изложенного Комиссия Совета законодателей по вопросам социальной политики рекомендует Алтайскому краевому Законодательному Собранию доработать и внести на рассмотрение в Государственную Думу проект законодательной инициативы N 7-1379 "О внесении изменения в главу 4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
"О внесении изменения в главу 4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
(подготовлен Алтайским краевым Законодательным Собранием)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.10.2020)На основании изложенного Комиссия Совета законодателей по вопросам социальной политики рекомендует Алтайскому краевому Законодательному Собранию доработать и внести на рассмотрение в Государственную Думу проект законодательной инициативы N 7-1379 "О внесении изменения в главу 4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Пояснительная записка
"К проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (в части наделения глав местных администраций городских округов, городских округов с внутригородским делением и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением правом совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате)"Законодательную инициативу Магаданской области поддержали 23 субъекта Российской Федерации, в том числе Московская область, Новосибирская область, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Чеченская Республика, Республика Крым.
"К проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (в части наделения глав местных администраций городских округов, городских округов с внутригородским делением и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением правом совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате)"Законодательную инициативу Магаданской области поддержали 23 субъекта Российской Федерации, в том числе Московская область, Новосибирская область, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Чеченская Республика, Республика Крым.
Статья: Реальное и мнимое расширение предмета конституционного права
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2018, N 10)Одной из трансформировавшихся из группы обращений форм, наравне с народной инициативой и коллективным обращением, является наказ.
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2018, N 10)Одной из трансформировавшихся из группы обращений форм, наравне с народной инициативой и коллективным обращением, является наказ.
Статья: О взаимодействии законодательных органов субъектов РФ с Государственной Думой РФ в процессе принятия Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(Кравцова Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Ряд замечаний по организации законодательного процесса в регионах был высказан депутатами парламента Кабардино-Балкарской Республики. Анализируя нормативные предписания статьи 10 законопроекта, которая регулирует право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ, депутаты указали на то, что п. 2 указанной статьи, предоставляя субъектам РФ возможность расширять перечень субъектов права законодательной инициативы, не предусматривает, что субъекты предоставляют такое право отдельным должностным лицам, и предложили ликвидировать данный пробел в законопроекте. Данное замечание было учтено. Более того, в принятом варианте Закона N 414-ФЗ п. 2 ст. 10 был также дополнен положением о том, что законодательная инициатива может быть предоставлена субъектами РФ и организациям.
(Кравцова Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Ряд замечаний по организации законодательного процесса в регионах был высказан депутатами парламента Кабардино-Балкарской Республики. Анализируя нормативные предписания статьи 10 законопроекта, которая регулирует право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ, депутаты указали на то, что п. 2 указанной статьи, предоставляя субъектам РФ возможность расширять перечень субъектов права законодательной инициативы, не предусматривает, что субъекты предоставляют такое право отдельным должностным лицам, и предложили ликвидировать данный пробел в законопроекте. Данное замечание было учтено. Более того, в принятом варианте Закона N 414-ФЗ п. 2 ст. 10 был также дополнен положением о том, что законодательная инициатива может быть предоставлена субъектами РФ и организациям.
Статья: Состояние регулирования и проблемы совершенствования конституционного, уставного процесса (некоторые особенности принятия конституций, уставов субъектов РФ, их пересмотра, внесения поправок)
(Степаненко А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2013, N 2)В одних субъектах РФ их перечень совпадает с кругом субъектов законодательной инициативы (например, Санкт-Петербург, Нижегородская, Саратовская области, Республики Саха (Якутия), Коми, Красноярский край и др.).
(Степаненко А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2013, N 2)В одних субъектах РФ их перечень совпадает с кругом субъектов законодательной инициативы (например, Санкт-Петербург, Нижегородская, Саратовская области, Республики Саха (Якутия), Коми, Красноярский край и др.).
Статья: Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности на региональном и муниципальном уровнях
(Тихомиров Ю., Андриченко Л.)
("Законность", 2008, N 7)<1> В настоящее время в 56 из 83 субъектов Федерации органы прокуратуры субъектов Федерации (прокуроры субъектов Федерации) наделены таким правом. Прокуроры Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Амурской, Ивановской, Ярославской областей обратились в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации с просьбой предоставить им такое право.
(Тихомиров Ю., Андриченко Л.)
("Законность", 2008, N 7)<1> В настоящее время в 56 из 83 субъектов Федерации органы прокуратуры субъектов Федерации (прокуроры субъектов Федерации) наделены таким правом. Прокуроры Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Амурской, Ивановской, Ярославской областей обратились в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации с просьбой предоставить им такое право.
Статья: Полномочия конституционных советов республик в составе Российской Федерации: первые шаги правового регулирования
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Сохраняя в определенной степени преемственность в части предназначения и полномочий новых органов, республики в своем законодательстве закрепили в качестве основных функций конституционных советов те же положения, которые были определены федеральным законодателем в отношении республиканских конституционных судов. Так, ст. 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <4> провозглашала целью деятельности последних рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Действующее республиканское законодательство также наделяет конституционные советы в числе прочих полномочиями по проверке на соответствие конституции республики нормативных правовых актов, принимаемых в регионе, и толкование региональных конституций. Отмечая, что в разных республиках правовое регулирование осуществления названных функций происходит по-разному (об этом ниже), назовем иные предусмотренные для конституционных советов полномочия. Это, например, право законодательной инициативы в Республике Башкортостан; проверка на соответствие республиканской конституции проектов договоров республики, заключаемых с субъектами Российской Федерации в Республике Татарстан; пропаганда конституционных ценностей, содействие правовому просвещению, формированию и развитию правовой культуры населения в республиках Башкортостан и Татарстан; ежегодное представление региональному парламенту доклада о состоянии и развитии конституционного законодательства республики в республике Саха (Якутия) и его научно-методическое обеспечение в республиках Саха (Якутия) и Татарстан; ежегодное представление главе республики и парламенту доклада о состоянии конституционной законности в Республике Татарстан; рассмотрение обращений граждан в Республике Татарстан и др. Как видно, "уход" рассматриваемых органов конституционного контроля из сферы судебной власти позволил увеличить перечень предоставляемых им полномочий. Пока еще трудно сказать, насколько "равноценным" окажется этот "обмен" обязательности решений конституционных судов на расширение компетенции конституционных советов, но ясно, что перспективы деятельности вновь созданных органов будут другие.
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Сохраняя в определенной степени преемственность в части предназначения и полномочий новых органов, республики в своем законодательстве закрепили в качестве основных функций конституционных советов те же положения, которые были определены федеральным законодателем в отношении республиканских конституционных судов. Так, ст. 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <4> провозглашала целью деятельности последних рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Действующее республиканское законодательство также наделяет конституционные советы в числе прочих полномочиями по проверке на соответствие конституции республики нормативных правовых актов, принимаемых в регионе, и толкование региональных конституций. Отмечая, что в разных республиках правовое регулирование осуществления названных функций происходит по-разному (об этом ниже), назовем иные предусмотренные для конституционных советов полномочия. Это, например, право законодательной инициативы в Республике Башкортостан; проверка на соответствие республиканской конституции проектов договоров республики, заключаемых с субъектами Российской Федерации в Республике Татарстан; пропаганда конституционных ценностей, содействие правовому просвещению, формированию и развитию правовой культуры населения в республиках Башкортостан и Татарстан; ежегодное представление региональному парламенту доклада о состоянии и развитии конституционного законодательства республики в республике Саха (Якутия) и его научно-методическое обеспечение в республиках Саха (Якутия) и Татарстан; ежегодное представление главе республики и парламенту доклада о состоянии конституционной законности в Республике Татарстан; рассмотрение обращений граждан в Республике Татарстан и др. Как видно, "уход" рассматриваемых органов конституционного контроля из сферы судебной власти позволил увеличить перечень предоставляемых им полномочий. Пока еще трудно сказать, насколько "равноценным" окажется этот "обмен" обязательности решений конституционных судов на расширение компетенции конституционных советов, но ясно, что перспективы деятельности вновь созданных органов будут другие.