Заключение о возможности быть приемным родителем
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение о возможности быть приемным родителем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Социально-правовые риски воспитания ребенка в приемной семье
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Еще одна угроза нарушения прав и интересов детей, принятых в приемную семью, заключается в возможном сохранении контакта с родителями, попечение которых ребенок утратил. Согласно ст. 121 СК РФ перечень оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей является открытым, в большинстве случаев речь идет о так называемом социальном сиротстве, которое не исключает возможности восстановления правоотношения между ребенком и его кровными родителями. Если родители лишены родительских прав, то общение ребенка с ними в принципе невозможно (ст. 71 СК РФ), но при этом законодатель допускает восстановление родителей в родительских правах (ст. 72 СК РФ), если это отвечает интересам ребенка. Поскольку для удовлетворения судом соответствующего иска требуется согласие ребенка в возрасте старше десяти лет, возникает вопрос, есть ли у него право на общение с родителями в период воспитания в приемной семье, должен ли приемный родитель обеспечивать реализацию данного права ребенка? Как следует из п. 5 ст. 148.1 СК РФ, приемный родитель может препятствовать такому общению лишь в том случае, если оно противоречит интересам ребенка, но в любой момент пребывания ребенка в ней родители могут обратиться в суд с иском о восстановлении их в родительских правах и о возврате им ребенка.
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Еще одна угроза нарушения прав и интересов детей, принятых в приемную семью, заключается в возможном сохранении контакта с родителями, попечение которых ребенок утратил. Согласно ст. 121 СК РФ перечень оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей является открытым, в большинстве случаев речь идет о так называемом социальном сиротстве, которое не исключает возможности восстановления правоотношения между ребенком и его кровными родителями. Если родители лишены родительских прав, то общение ребенка с ними в принципе невозможно (ст. 71 СК РФ), но при этом законодатель допускает восстановление родителей в родительских правах (ст. 72 СК РФ), если это отвечает интересам ребенка. Поскольку для удовлетворения судом соответствующего иска требуется согласие ребенка в возрасте старше десяти лет, возникает вопрос, есть ли у него право на общение с родителями в период воспитания в приемной семье, должен ли приемный родитель обеспечивать реализацию данного права ребенка? Как следует из п. 5 ст. 148.1 СК РФ, приемный родитель может препятствовать такому общению лишь в том случае, если оно противоречит интересам ребенка, но в любой момент пребывания ребенка в ней родители могут обратиться в суд с иском о восстановлении их в родительских правах и о возврате им ребенка.
Ситуация: Как стать приемными родителями?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о вашей возможности быть приемным родителем принимается органом опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня получения им вышеуказанного подтверждения от уполномоченных органов, оформляется в форме заключения и направляется (вручается) вам в течение трех дней со дня его подписания. Заключение действительно в течение двух лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (п. п. 8, 9, 11 Правил).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о вашей возможности быть приемным родителем принимается органом опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня получения им вышеуказанного подтверждения от уполномоченных органов, оформляется в форме заключения и направляется (вручается) вам в течение трех дней со дня его подписания. Заключение действительно в течение двух лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (п. п. 8, 9, 11 Правил).
Нормативные акты
Приказ Росстата от 17.12.2021 N 928
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения за выявлением и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"численность детей, выбывших в другой район этого же субъекта (с указанием названия района), в отношении которых известно о дальнейшем изменении формы устройства (например, по месту передачи ребенка в семью вынесено решение о назначении опеки, а по месту жительства семьи будет заключен договор о приемной семье или патронатной семье или иной форме возмездной опеки, о чем указано в заключении граждан о возможности быть приемным родителем (патронатным воспитателем);
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения за выявлением и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"численность детей, выбывших в другой район этого же субъекта (с указанием названия района), в отношении которых известно о дальнейшем изменении формы устройства (например, по месту передачи ребенка в семью вынесено решение о назначении опеки, а по месту жительства семьи будет заключен договор о приемной семье или патронатной семье или иной форме возмездной опеки, о чем указано в заключении граждан о возможности быть приемным родителем (патронатным воспитателем);
"Обзор практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В случае, если субъект Российской Федерации, установив размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, не определил порядок выплаты этого вознаграждения приемным родителям, являющимся супругами, то при заключении такими лицами договора о приемной семье они не лишены возможности поставить вопрос о включении в договор условия о выплате указанного вознаграждения в долях каждому из приемных родителей (супругов).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В случае, если субъект Российской Федерации, установив размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, не определил порядок выплаты этого вознаграждения приемным родителям, являющимся супругами, то при заключении такими лицами договора о приемной семье они не лишены возможности поставить вопрос о включении в договор условия о выплате указанного вознаграждения в долях каждому из приемных родителей (супругов).
Ситуация: Кто имеет право на бесплатное питание в школе?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях;
Статья: Формальный подход к оценке занятости как фактор неэффективности мер защиты от безработицы
(Белозерова К.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 4)Формальное отнесение договоров о приемной семье к сфере регулирования гражданского законодательства не может служить единственным основанием для включения в категорию занятых лиц гражданина, который такой договор заключил. Нельзя отрицать, что договоры о приемной семье не являются обычными гражданско-правовыми договорами, заключаемыми лицами в целях осуществления приносящей доход трудовой деятельности. Такие договоры (как уже было сказано) являются социальными, определяющими возложение на заключившее их лицо прежде всего социальных обязанностей. Нередко целью заключения подобных договоров выступает собственно обретение возможности выполнять социальную функцию в отношении ребенка, по каким-либо причинам утратившего попечение родителей. Применение к таким договорам общего правила будет приводить к необоснованному ограничению прав на получение мер государственной поддержки тех, для кого деятельность в качестве приемного родителя не является приносящей доход, а обусловливается личной социальной потребностью воспитывать в семье ребенка, оставшегося без попечения родителей. Более того, указанное формальное ограничение может приводить к отказу потенциальных приемных родителей от воспитания ребенка в приемной семье.
(Белозерова К.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 4)Формальное отнесение договоров о приемной семье к сфере регулирования гражданского законодательства не может служить единственным основанием для включения в категорию занятых лиц гражданина, который такой договор заключил. Нельзя отрицать, что договоры о приемной семье не являются обычными гражданско-правовыми договорами, заключаемыми лицами в целях осуществления приносящей доход трудовой деятельности. Такие договоры (как уже было сказано) являются социальными, определяющими возложение на заключившее их лицо прежде всего социальных обязанностей. Нередко целью заключения подобных договоров выступает собственно обретение возможности выполнять социальную функцию в отношении ребенка, по каким-либо причинам утратившего попечение родителей. Применение к таким договорам общего правила будет приводить к необоснованному ограничению прав на получение мер государственной поддержки тех, для кого деятельность в качестве приемного родителя не является приносящей доход, а обусловливается личной социальной потребностью воспитывать в семье ребенка, оставшегося без попечения родителей. Более того, указанное формальное ограничение может приводить к отказу потенциальных приемных родителей от воспитания ребенка в приемной семье.
Статья: Субъекты реализации административного (специального) порядка защиты семейных прав
(Прудникова Л.Б., Шеншин В.М.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)г) возложения обязанностей на родителей ребенка (или лиц, их заменяющих) под угрозой обращения в суд с соответствующим требованием к ним (например, предоставить возможность беспрепятственного общения близких родственников с ребенком, в том числе усыновленным, если один из его родителей умер (в отношении соответствующих бабушки и дедушки));
(Прудникова Л.Б., Шеншин В.М.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)г) возложения обязанностей на родителей ребенка (или лиц, их заменяющих) под угрозой обращения в суд с соответствующим требованием к ним (например, предоставить возможность беспрепятственного общения близких родственников с ребенком, в том числе усыновленным, если один из его родителей умер (в отношении соответствующих бабушки и дедушки));
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В случае если субъект Российской Федерации, установив размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, не определил порядок выплаты этого вознаграждения приемным родителям, являющимся супругами, то при заключении такими лицами договора о приемной семье они не лишены возможности поставить вопрос о включении в договор условия о выплате указанного вознаграждения в долях каждому из приемных родителей (супругов). Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В случае если субъект Российской Федерации, установив размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, не определил порядок выплаты этого вознаграждения приемным родителям, являющимся супругами, то при заключении такими лицами договора о приемной семье они не лишены возможности поставить вопрос о включении в договор условия о выплате указанного вознаграждения в долях каждому из приемных родителей (супругов). Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации.
"Уголовно-правовая охрана человека от посягательств на его анатомические и физиологические свойства: Монография"
(Чукреев В.А.)
("Прометей", 2022)Что касается общественных интересов, то власти в первую очередь положили конец незаконной ситуации, которая, кроме того, касается законов по деликатным этическим вопросам (включая законы о происхождении, усыновлении, суррогатном материнстве, защите несовершеннолетних и об обращении к институту суррогатного материнства за границей). В отношении интересов ребенка суды пришли к выводу, что ребенок не будет испытывать серьезных или неустранимых страданий вследствие разлуки с заявителями. Что касается интересов заявителей, то Европейский суд принял во внимание влияние раздельного проживания на их частную жизнь и в более общем плане не мог игнорировать "эмоциональные трудности, которые испытывают те лица, чье желание стать родителями не было или не может быть выполнено". Однако интересы общества, затрагиваемые сложившейся ситуацией, имеют в данном случае больший вес, чем интересы заявителей. Большая палата пришла к выводу, что "разрешение ребенку остаться с заявителями, возможно, с целью стать его приемными родителями равносильно легализации созданной ими ситуации, нарушающей важные нормы законодательства Италии" <92>.
(Чукреев В.А.)
("Прометей", 2022)Что касается общественных интересов, то власти в первую очередь положили конец незаконной ситуации, которая, кроме того, касается законов по деликатным этическим вопросам (включая законы о происхождении, усыновлении, суррогатном материнстве, защите несовершеннолетних и об обращении к институту суррогатного материнства за границей). В отношении интересов ребенка суды пришли к выводу, что ребенок не будет испытывать серьезных или неустранимых страданий вследствие разлуки с заявителями. Что касается интересов заявителей, то Европейский суд принял во внимание влияние раздельного проживания на их частную жизнь и в более общем плане не мог игнорировать "эмоциональные трудности, которые испытывают те лица, чье желание стать родителями не было или не может быть выполнено". Однако интересы общества, затрагиваемые сложившейся ситуацией, имеют в данном случае больший вес, чем интересы заявителей. Большая палата пришла к выводу, что "разрешение ребенку остаться с заявителями, возможно, с целью стать его приемными родителями равносильно легализации созданной ими ситуации, нарушающей важные нормы законодательства Италии" <92>.
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)В соответствии с ч. 1 ст. 272 ГПК РФ органы опеки и попечительства на стадии подготовки дела к судебному разбирательству обязаны представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. Согласно ч. 2 ст. 272 к заключению должны прилагаться: акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), составленный органом опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка либо по месту жительства усыновителей (усыновителя); свидетельство о рождении усыновляемого ребенка; медицинское заключение о состоянии здоровья, о физическом и об умственном развитии усыновляемого ребенка; согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей (за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с законом не требуется); согласие родителей ребенка на его усыновление; при усыновлении ребенка родителей, не достигших возраста 16 лет, - также согласие их законных представителей, а при отсутствии последних - согласие органа опеки и попечительства (исключение составляют случаи, предусмотренные ст. 130 СК РФ); согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей.
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)В соответствии с ч. 1 ст. 272 ГПК РФ органы опеки и попечительства на стадии подготовки дела к судебному разбирательству обязаны представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. Согласно ч. 2 ст. 272 к заключению должны прилагаться: акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), составленный органом опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка либо по месту жительства усыновителей (усыновителя); свидетельство о рождении усыновляемого ребенка; медицинское заключение о состоянии здоровья, о физическом и об умственном развитии усыновляемого ребенка; согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей (за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с законом не требуется); согласие родителей ребенка на его усыновление; при усыновлении ребенка родителей, не достигших возраста 16 лет, - также согласие их законных представителей, а при отсутствии последних - согласие органа опеки и попечительства (исключение составляют случаи, предусмотренные ст. 130 СК РФ); согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)так, предусматриваются введение упрощенного порядка назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека), временной опеки (например, на срок командировки родителей), назначение опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)так, предусматриваются введение упрощенного порядка назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека), временной опеки (например, на срок командировки родителей), назначение опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями);
Статья: Договор о приемной семье - социально-обеспечительный договор
(Трофимова Г.А.)
("Современное право", 2025, N 3)Однако название договора - договор о приемной семье - предполагает создание некой социальной общности, особого вида семьи. Особого потому, что, как правило, семейно-правовые отношения образуются на основе факта родства. Хотя есть исключения: брачные правоотношения создаются посредством вступления в брак, или, иначе говоря, заключения договора о браке. Таким образом, сама правовая возможность возникновения семейно-правовых отношений на основе волеизъявления сторон не исключается.
(Трофимова Г.А.)
("Современное право", 2025, N 3)Однако название договора - договор о приемной семье - предполагает создание некой социальной общности, особого вида семьи. Особого потому, что, как правило, семейно-правовые отношения образуются на основе факта родства. Хотя есть исключения: брачные правоотношения создаются посредством вступления в брак, или, иначе говоря, заключения договора о браке. Таким образом, сама правовая возможность возникновения семейно-правовых отношений на основе волеизъявления сторон не исключается.
Статья: Несемейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Приемные родители получают вознаграждение за выполнение функции попечения о ребенке за счет регионального бюджета (допустимо частично за счет имущества подопечного); ДДСТ финансируется учредителем - органом исполнительной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления), бюджетно. На воспитателей ДДСТ распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, льготы и гарантии, установленные для работников образовательных организаций для детей, оставшихся без попечения родителей (п. 17 Правил). Для получения заключения органов опеки о возможности быть воспитателем, взять на воспитание детей и последующего создания ДДСТ от них требуются сведения о трудовой деятельности и об образовании, так как приоритет отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных, медицинских организациях (п. 6 Правил).
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Приемные родители получают вознаграждение за выполнение функции попечения о ребенке за счет регионального бюджета (допустимо частично за счет имущества подопечного); ДДСТ финансируется учредителем - органом исполнительной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления), бюджетно. На воспитателей ДДСТ распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, льготы и гарантии, установленные для работников образовательных организаций для детей, оставшихся без попечения родителей (п. 17 Правил). Для получения заключения органов опеки о возможности быть воспитателем, взять на воспитание детей и последующего создания ДДСТ от них требуются сведения о трудовой деятельности и об образовании, так как приоритет отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных, медицинских организациях (п. 6 Правил).
Статья: Повышение эффективности мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с помощью искусственного интеллекта: правовой аспект
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)<18> Лаврентьева З.И. Возможности искусственного интеллекта в поиске приемных родителей для детей-сирот // Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022. Т. 5. N 3. С. 59.
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)<18> Лаврентьева З.И. Возможности искусственного интеллекта в поиске приемных родителей для детей-сирот // Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022. Т. 5. N 3. С. 59.