Заключение контракта по результатам аукциона 44-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение контракта по результатам аукциона 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Сфера применения настоящего Федерального закона" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Однако апеллянт настаивает, что у него образовались убытки, возникшие из-за не заключения контракта с ним по результатам аукциона N 0318100015722000021. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что контракт по результатам электронного аукциона N 031810001572200002 был бы заключен именно с ним. Более того, заявка на участие в аукционе ООО "Энергоремсервис" не подавалась. Доказательств обратного материалы дела не содержат."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка услуг охраны
(КонсультантПлюс, 2025)Прокурор, полагая, что проведенный аукцион и заключенный по его результатам государственный контракт нарушают требования Закона N 44-ФЗ... обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными аукциона и контракта...
(КонсультантПлюс, 2025)Прокурор, полагая, что проведенный аукцион и заключенный по его результатам государственный контракт нарушают требования Закона N 44-ФЗ... обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными аукциона и контракта...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Согласованность предмета контракта как необходимое условие для признания его заключенным
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 3)Следовательно, в рассматриваемом случае ИП В.В. Кузнецов не предоставил обоснование цены контракта. Ненадлежащее исполнение требований ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ явилось препятствием в заключении контракта по результатам проведенного электронного аукциона и правомерным основанием для включения предпринимателя в РНП <12>.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 3)Следовательно, в рассматриваемом случае ИП В.В. Кузнецов не предоставил обоснование цены контракта. Ненадлежащее исполнение требований ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ явилось препятствием в заключении контракта по результатам проведенного электронного аукциона и правомерным основанием для включения предпринимателя в РНП <12>.
Статья: Экстренные закупки в чрезвычайных обстоятельствах: что нужно знать о п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Не признается уважительной причиной для заключения контракта по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и неисполнение подрядчиком контракта, заключенного по результатам электронного аукциона <15>. Напомним, что "нарушение обязанностей со стороны контрагентов" не относится к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду прямого указания в п. 3 ст. 401 ГК РФ.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Не признается уважительной причиной для заключения контракта по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и неисполнение подрядчиком контракта, заключенного по результатам электронного аукциона <15>. Напомним, что "нарушение обязанностей со стороны контрагентов" не относится к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду прямого указания в п. 3 ст. 401 ГК РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8. Заключение контракта по результатам проведения закрытого аукциона осуществляется в порядке, установленном частью 14 статьи 73 настоящего Федерального закона.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8. Заключение контракта по результатам проведения закрытого аукциона осуществляется в порядке, установленном частью 14 статьи 73 настоящего Федерального закона.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) по результатам открытого аукциона на основании положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заключен договор подряда. В соответствии с условиями договора цена является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением следующего: цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества работ и используемых при выполнении работ товаров и иных условий контракта. Также контрактом предусмотрено право заказчика по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта изменить не более чем на 10 процентов объем предусмотренных контрактом работ при изменении потребности в таких работах. При выполнении дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально дополнительному объему таких работ, исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10 процентов цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в соответствующем объеме работ стороны обязаны уменьшить цену контракта указанным образом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) по результатам открытого аукциона на основании положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заключен договор подряда. В соответствии с условиями договора цена является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением следующего: цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества работ и используемых при выполнении работ товаров и иных условий контракта. Также контрактом предусмотрено право заказчика по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта изменить не более чем на 10 процентов объем предусмотренных контрактом работ при изменении потребности в таких работах. При выполнении дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально дополнительному объему таких работ, исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10 процентов цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в соответствующем объеме работ стороны обязаны уменьшить цену контракта указанным образом.
Статья: Требование об отсутствии конфликта интересов между должностными лицами заказчика и участниками закупок
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, является ничтожной. Именно это - признание заключенного и даже уже исполненного контракта ничтожной сделкой - может произойти в том случае, если будет установлено, что контракт заключен с лицом, не соответствующим требованию п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, является ничтожной. Именно это - признание заключенного и даже уже исполненного контракта ничтожной сделкой - может произойти в том случае, если будет установлено, что контракт заключен с лицом, не соответствующим требованию п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (I квартал 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Комиссия, проверив на основании статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, обстоятельства одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Автомобильная дорога по ул. 3-я Пионеров от ул. Красномосковская до нежилого здания по ул. 8 Марта, 26" (далее - Контракт), и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ внеплановую проверку, установила следующее.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Комиссия, проверив на основании статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, обстоятельства одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Автомобильная дорога по ул. 3-я Пионеров от ул. Красномосковская до нежилого здания по ул. 8 Марта, 26" (далее - Контракт), и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ внеплановую проверку, установила следующее.
Статья: Июльские поправки к Закону N 44-ФЗ: новая конфигурация контрактной системы
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)2. Контракт был заключен по результатам проведения закрытого конкурса/аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением "закупок с полки"), ст. 111 <77> и 111.1 Закона N 44-ФЗ. В этом случае решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика, лично под расписку или направляется ему <78> по адресу, указанному в контракте. Выполнение заказчиком этих требований будет признаваться надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)2. Контракт был заключен по результатам проведения закрытого конкурса/аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением "закупок с полки"), ст. 111 <77> и 111.1 Закона N 44-ФЗ. В этом случае решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика, лично под расписку или направляется ему <78> по адресу, указанному в контракте. Выполнение заказчиком этих требований будет признаваться надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Готовое решение: В каком порядке провести открытый электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Срок заключения контракта по результатам электронного аукциона - не ранее чем через 10 календарных дней со дня публикации итогового протокола аукциона (ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок заключения контракта по результатам электронного аукциона - не ранее чем через 10 календарных дней со дня публикации итогового протокола аукциона (ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как заказчику при закупках по Закону N 44-ФЗ использовать формулу цены и максимальное значение цены контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ не регулирует особенности указания формулы цены и максимального значения цены контракта при проведении совместных закупок. Поэтому полагаем, что в извещении о проведении совместного конкурса или аукциона следует указать (п. 2 ч. 1 ст. 25, п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ):
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ не регулирует особенности указания формулы цены и максимального значения цены контракта при проведении совместных закупок. Поэтому полагаем, что в извещении о проведении совместного конкурса или аукциона следует указать (п. 2 ч. 1 ст. 25, п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ):
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Отмена итогового протокола и повторное рассмотрение заявок не самое страшное, что может случиться. В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, является ничтожной. Именно это - признание заключенного и даже уже исполненного контракта ничтожной сделкой - может произойти в том случае, если будет установлено, что контракт заключен с лицом, не соответствующим требованию п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Отмена итогового протокола и повторное рассмотрение заявок не самое страшное, что может случиться. В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, является ничтожной. Именно это - признание заключенного и даже уже исполненного контракта ничтожной сделкой - может произойти в том случае, если будет установлено, что контракт заключен с лицом, не соответствующим требованию п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Статья: О некоторых проблемах заключения договора аренды федерального недвижимого имущества
(Максуров А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Особенности субъекта как основание для передачи ему в аренду федерального имущества вне конкурса (аукциона) предусмотрены в других нормах, например, в отношении лица, обладающего правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; лица, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения (п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции); лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5> (далее - Закон N 44) (п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции); правопреемника приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 13 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции); лица, подавшего единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе; а также лица, признанного единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона (п. 15 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции), в отношении имущества, передаваемого в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании п. 1 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции), в отношении публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" в случае, если такое имущество передается в целях обеспечения выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, включенных в программу деятельности указанной публично-правовой компании на текущий год и плановый период (п. 17 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).
(Максуров А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Особенности субъекта как основание для передачи ему в аренду федерального имущества вне конкурса (аукциона) предусмотрены в других нормах, например, в отношении лица, обладающего правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; лица, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения (п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции); лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5> (далее - Закон N 44) (п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции); правопреемника приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 13 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции); лица, подавшего единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе; а также лица, признанного единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона (п. 15 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции), в отношении имущества, передаваемого в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании п. 1 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции), в отношении публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" в случае, если такое имущество передается в целях обеспечения выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, включенных в программу деятельности указанной публично-правовой компании на текущий год и плановый период (п. 17 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).
Готовое решение: Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку антидемпинговые меры применяются только при проведении конкурса или аукциона, к единственному поставщику антидемпинг может применяться только в случае заключения контракта по результатам такой несостоявшейся процедуры. При заключении контракта с единственным поставщиком по другим основаниям антидемпинговые меры не применяются (ч. 1, 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку антидемпинговые меры применяются только при проведении конкурса или аукциона, к единственному поставщику антидемпинг может применяться только в случае заключения контракта по результатам такой несостоявшейся процедуры. При заключении контракта с единственным поставщиком по другим основаниям антидемпинговые меры не применяются (ч. 1, 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как предоставить обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Вы обязаны во всех случаях предоставить обеспечение исполнения контракта, если заключаете его по результатам аукциона или конкурса (ч. 1, 2, 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Вы обязаны во всех случаях предоставить обеспечение исполнения контракта, если заключаете его по результатам аукциона или конкурса (ч. 1, 2, 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).