Заключение контракта без обеспечения исполнения контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение контракта без обеспечения исполнения контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 168 ГК РФзаключение госконтракта без представления предусмотренного требованиями законодательства о контрактной системе обеспечения исполнения контракта >>>
Перспективы и риски арбитражного спора: Возмездное оказание услуг для государственных или муниципальных нужд: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Исполнитель хочет взыскать задолженность за услуги, оказанные без контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Исполнитель хочет взыскать задолженность за услуги, оказанные без контракта
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (январь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Учитывая изложенное, действия Заказчика, заключившего контракт без предоставления обеспечения исполнения контракта, нарушают требования части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Учитывая изложенное, действия Заказчика, заключившего контракт без предоставления обеспечения исполнения контракта, нарушают требования части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в действиях должностного лица Заказчика, заключившего контракт без предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения контракта, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2025).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в действиях должностного лица Заказчика, заключившего контракт без предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения контракта, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2025).
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2) осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации. В таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также могут быть определены обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, условие о заключении контракта без использования единой информационной системы. При осуществлении закупки для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации в таких указе или распоряжении Президента Российской Федерации может быть установлено условие о неразмещении на официальном сайте предусмотренной настоящим Федеральным законом информации, формируемой и размещаемой при осуществлении этой закупки. Порядок подготовки проектов таких правовых актов и поручений и перечень документов, прилагаемых при подготовке указанных проектов, включая обоснование цены контракта, предусмотренное статьей 22 настоящего Федерального закона, определяются нормативным правовым актом Президента Российской Федерации. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых для муниципальных нужд;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2) осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации. В таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также могут быть определены обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, условие о заключении контракта без использования единой информационной системы. При осуществлении закупки для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации в таких указе или распоряжении Президента Российской Федерации может быть установлено условие о неразмещении на официальном сайте предусмотренной настоящим Федеральным законом информации, формируемой и размещаемой при осуществлении этой закупки. Порядок подготовки проектов таких правовых актов и поручений и перечень документов, прилагаемых при подготовке указанных проектов, включая обоснование цены контракта, предусмотренное статьей 22 настоящего Федерального закона, определяются нормативным правовым актом Президента Российской Федерации. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых для муниципальных нужд;
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Действия общества по самостоятельному выявлению совершенной ошибки и перечислению недостающей денежной суммы обеспечения свидетельствуют об отсутствии факта уклонения общества от заключения контракта.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Действия общества по самостоятельному выявлению совершенной ошибки и перечислению недостающей денежной суммы обеспечения свидетельствуют об отсутствии факта уклонения общества от заключения контракта.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ноябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 20.10.2022 N ППУ20_1 Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта по следующему основанию: "Размещенная победителем электронного аукциона ИП Михайловой К.А. независимая гарантия для обеспечения исполнения контракта не соответствует Дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением N 1005, а именно отсутствует обязательное условие, предусмотренное абзацем 8 пункта "а" Дополнительных требований, а также Типовой форме".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 20.10.2022 N ППУ20_1 Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта по следующему основанию: "Размещенная победителем электронного аукциона ИП Михайловой К.А. независимая гарантия для обеспечения исполнения контракта не соответствует Дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением N 1005, а именно отсутствует обязательное условие, предусмотренное абзацем 8 пункта "а" Дополнительных требований, а также Типовой форме".
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Заключение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Внесут ли сведения в РНП, если участник закупки вовремя не подписал проект контракта из-за отказа банка выдать независимую гарантию
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление обеспечения исполнения контракта является прямой обязанностью участника закупки. Его непредоставление - самостоятельное и достаточное основание для того, чтобы признать победителя недобросовестным и уклонившимся от заключения контракта. Отсутствие обеспечения указывает на незаинтересованность победителя в заключении контракта, свидетельствует о его халатности и недобросовестности. Отказ банков в выдаче банковской гарантии и отсутствие средств для внесения в качестве обеспечения не могут служить основанием для того, чтобы не включать общество в РНП.
Внесут ли сведения в РНП, если участник закупки вовремя не подписал проект контракта из-за отказа банка выдать независимую гарантию
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление обеспечения исполнения контракта является прямой обязанностью участника закупки. Его непредоставление - самостоятельное и достаточное основание для того, чтобы признать победителя недобросовестным и уклонившимся от заключения контракта. Отсутствие обеспечения указывает на незаинтересованность победителя в заключении контракта, свидетельствует о его халатности и недобросовестности. Отказ банков в выдаче банковской гарантии и отсутствие средств для внесения в качестве обеспечения не могут служить основанием для того, чтобы не включать общество в РНП.
Готовое решение: Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка проводится только среди СМП (СОНКО), участник освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом антидемпинговых мер, если до заключения контракта предоставит сведения, содержащиеся в реестре контрактов, об исполнении им трех контрактов (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Сумма их цен должна составлять не менее НМЦК (максимального значения цены контракта). Контракты должны быть исполнены без применения неустоек. Списание начисленных неустоек (штрафов, пеней) свидетельствует об отсутствии у поставщика (подрядчика, исполнителя) неоплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), но не исключает факта их применения к такому участнику (Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682).
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка проводится только среди СМП (СОНКО), участник освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом антидемпинговых мер, если до заключения контракта предоставит сведения, содержащиеся в реестре контрактов, об исполнении им трех контрактов (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Сумма их цен должна составлять не менее НМЦК (максимального значения цены контракта). Контракты должны быть исполнены без применения неустоек. Списание начисленных неустоек (штрафов, пеней) свидетельствует об отсутствии у поставщика (подрядчика, исполнителя) неоплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), но не исключает факта их применения к такому участнику (Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. В связи с несоответствием независимой гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения контракта, требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ заказчик признал участника закупки уклонившимся от заключения контракта. Однако соответствующий протокол был подписан членами закупочной комиссии заказчика, а не лицом, имеющим право действовать от его имени без доверенности. Как пояснил заказчик, функционал ЕИС недоработан и не позволяет выполнить требования закона: из переписки с техподдержкой ЕИС следует, что функционал блока "подписи членов комиссии" рассчитан только на комиссию, при размещении протокола об уклонении от подписания контракта ответственным лицом функционал не работает.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. В связи с несоответствием независимой гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения контракта, требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ заказчик признал участника закупки уклонившимся от заключения контракта. Однако соответствующий протокол был подписан членами закупочной комиссии заказчика, а не лицом, имеющим право действовать от его имени без доверенности. Как пояснил заказчик, функционал ЕИС недоработан и не позволяет выполнить требования закона: из переписки с техподдержкой ЕИС следует, что функционал блока "подписи членов комиссии" рассчитан только на комиссию, при размещении протокола об уклонении от подписания контракта ответственным лицом функционал не работает.
Статья: Изучаем изменения, внесенные Федеральным законом от 04.11.2022 N 420-ФЗ
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 12)6. Для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного актом Правительства РФ или Президента РФ, по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с 1 июля 2024 г. может быть установлено условие о заключении контракта без использования ЕИС.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 12)6. Для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного актом Правительства РФ или Президента РФ, по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с 1 июля 2024 г. может быть установлено условие о заключении контракта без использования ЕИС.
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Да, условие об освобождении СМП от обеспечения исполнения контракта необходимо включить в проект контракта, даже если оно содержится в извещении об осуществлении закупки (Письмо Минфина России от 17.09.2020 N 24-03-08/81824). Отсутствие в контракте условия об освобождении СМП от обеспечения исполнения контракта при подтверждении добросовестности может быть признано контрольным органом нарушением ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ (Решение Челябинского УФАС России от 16.12.2019 N 074/06/105-2545/2019 по делу N 896-ж/2019). При определении такого условия можно использовать, например, следующую формулировку: "Исполнитель освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае предоставления Исполнителем до заключения контракта информации, содержащейся в реестре контрактов, подтверждающей исполнение таким Исполнителем (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пеней). Сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документах о закупке".
(КонсультантПлюс, 2025)Да, условие об освобождении СМП от обеспечения исполнения контракта необходимо включить в проект контракта, даже если оно содержится в извещении об осуществлении закупки (Письмо Минфина России от 17.09.2020 N 24-03-08/81824). Отсутствие в контракте условия об освобождении СМП от обеспечения исполнения контракта при подтверждении добросовестности может быть признано контрольным органом нарушением ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ (Решение Челябинского УФАС России от 16.12.2019 N 074/06/105-2545/2019 по делу N 896-ж/2019). При определении такого условия можно использовать, например, следующую формулировку: "Исполнитель освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае предоставления Исполнителем до заключения контракта информации, содержащейся в реестре контрактов, подтверждающей исполнение таким Исполнителем (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пеней). Сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документах о закупке".
Статья: Позиции ФАС о включении подрядчиков в РНП
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Комиссия учла, что 15.09.2022 ИП для предоставления обеспечения исполнения контракта уплатил необходимую сумму (есть платежное поручение).
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Комиссия учла, что 15.09.2022 ИП для предоставления обеспечения исполнения контракта уплатил необходимую сумму (есть платежное поручение).
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (IV квартал 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что, по мнению Заказчика, Протокол разногласий таковым не является ввиду отсутствия ссылок на спорные положения Контракта, а также Победителем не получено обеспечение исполнения Контрактов, что расценено Заказчиком как уклонение от заключения Контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что, по мнению Заказчика, Протокол разногласий таковым не является ввиду отсутствия ссылок на спорные положения Контракта, а также Победителем не получено обеспечение исполнения Контрактов, что расценено Заказчиком как уклонение от заключения Контракта.
Готовое решение: В каком порядке принять участие в электронном аукционе, проводимом по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете не предоставлять обеспечение исполнения контракта по итогам закупки у СМП и СОНКО (в том числе с учетом антидемпинговых мер), если до заключения контракта предоставите информацию из реестра контрактов, подтверждающую, что в течение трех лет до подачи заявки исполнили (без учета правопреемства) три контракта без применения неустоек. Учтите, если неустойка списана заказчиком, считается, что она применялась. Общая сумма контрактов должна быть не менее НМЦК или максимального значения цены контракта. По мнению Минфина России, допустимо представить информацию, позволяющую определить реестровые записи из реестра контрактов. Ведомство также отметило: представляя информацию об исполнении контрактов (в том числе расторгнутых без неустоек по соглашению сторон, поскольку потребности заказчика уменьшились), вы вправе указать их фактические цены.
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете не предоставлять обеспечение исполнения контракта по итогам закупки у СМП и СОНКО (в том числе с учетом антидемпинговых мер), если до заключения контракта предоставите информацию из реестра контрактов, подтверждающую, что в течение трех лет до подачи заявки исполнили (без учета правопреемства) три контракта без применения неустоек. Учтите, если неустойка списана заказчиком, считается, что она применялась. Общая сумма контрактов должна быть не менее НМЦК или максимального значения цены контракта. По мнению Минфина России, допустимо представить информацию, позволяющую определить реестровые записи из реестра контрактов. Ведомство также отметило: представляя информацию об исполнении контрактов (в том числе расторгнутых без неустоек по соглашению сторон, поскольку потребности заказчика уменьшились), вы вправе указать их фактические цены.
Статья: О нарушениях в финансово-бюджетной сфере, выявляемых при реализации внутреннего государственного финансового контроля
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)- заключены дополнительные соглашения к контрактам в части продления сроков работ при отсутствии предоставленного от подрядчиков обеспечения исполнения контрактов (банковских гарантий);
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)- заключены дополнительные соглашения к контрактам в части продления сроков работ при отсутствии предоставленного от подрядчиков обеспечения исполнения контрактов (банковских гарантий);