Загрязнение земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Загрязнение земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за порчу земель
(КонсультантПлюс, 2025)Суд или Уполномоченный орган (Росприроднадзор, Россельхознадзор) привлек Организацию (ИП, Должностное лицо, Гражданина) к ответственности по ст. 8.6 КоАП РФ за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы или порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления. Например, Организация допустила сброс сточных вод (жидких бытовых отходов) на рельеф местности или загрязнение земельного участка нефтепродуктами.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд или Уполномоченный орган (Росприроднадзор, Россельхознадзор) привлек Организацию (ИП, Должностное лицо, Гражданина) к ответственности по ст. 8.6 КоАП РФ за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы или порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления. Например, Организация допустила сброс сточных вод (жидких бытовых отходов) на рельеф местности или загрязнение земельного участка нефтепродуктами.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 42 "Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков" ЗК РФС учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии или наличии оснований для взыскания с учреждения вреда за загрязнение земельного участка (порчу почв) являются преждевременными и сделаны без учета вышеуказанных требований действующего законодательства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дефекты механизма профилактики административных правонарушений в контексте реформы контрольно-надзорной деятельности
(Карицкая А.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)О несовершенстве механизма профилактики административных правонарушений свидетельствует также то, что представление нередко лишь воспроизводит сведения о нарушениях, за которые лицо было привлечено к ответственности, указывая на необходимость их устранения. Например, в представление могут включаться требования об изменении банком дискриминационных условий кредитного договора, наличие которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности <32>; о доведении до сведения граждан информации, подлежащей в силу закона размещению на сайте организации в сети Интернет, отсутствие которой и образовало объективную сторону административного правонарушения <33>; о разработке необходимой документации, за отсутствие которой общество было привлечено к административной ответственности <34>, и др. Представление может также содержать требования о ликвидации последствий совершенного правонарушения (разработать план устранения загрязнения земельного участка, обеспечить приведение почвы в состояние, соответствующее санитарным нормам и правилам <35>, и др.), причем именно направленность на прекращение и устранение выявленных нарушений признается условием законности такого рода представлений <36>.
(Карицкая А.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)О несовершенстве механизма профилактики административных правонарушений свидетельствует также то, что представление нередко лишь воспроизводит сведения о нарушениях, за которые лицо было привлечено к ответственности, указывая на необходимость их устранения. Например, в представление могут включаться требования об изменении банком дискриминационных условий кредитного договора, наличие которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности <32>; о доведении до сведения граждан информации, подлежащей в силу закона размещению на сайте организации в сети Интернет, отсутствие которой и образовало объективную сторону административного правонарушения <33>; о разработке необходимой документации, за отсутствие которой общество было привлечено к административной ответственности <34>, и др. Представление может также содержать требования о ликвидации последствий совершенного правонарушения (разработать план устранения загрязнения земельного участка, обеспечить приведение почвы в состояние, соответствующее санитарным нормам и правилам <35>, и др.), причем именно направленность на прекращение и устранение выявленных нарушений признается условием законности такого рода представлений <36>.
Статья: Изъятие как механизм вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в экономический и хозяйственный обороты
(Синица Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)- загрязнение земельного участка химическими веществами, в том числе радиоактивными, отходами производства, отнесенными к I и II классам опасности;
(Синица Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)- загрязнение земельного участка химическими веществами, в том числе радиоактивными, отходами производства, отнесенными к I и II классам опасности;
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, -
(ред. от 17.11.2025)1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, -
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, требований к обращению побочных продуктов животноводства при использовании побочных продуктов животноводства -
(ред. от 04.11.2025)2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, требований к обращению побочных продуктов животноводства при использовании побочных продуктов животноводства -
Статья: Вещно-правовые механизмы регулирования соседских отношений
(Монахов Д.А.)
("Закон", 2024, N 10)Например, уже четвертый параграф (§ 906) в части 3 книги 3 Германского гражданского уложения (ГГУ) "Собственность" гласит: "Собственник земельного участка не может запретить воздействие исходящих с другого участка газов, испарений, запахов, дыма, гари, тепла, шума, вибрации и иных подобных воздействий, если они не влияют или несущественно влияют на использование участка" <14>. § 346 Общего гражданского уложения Австрии (далее - АГУ) содержит следующие нормы: "При осуществлении своих прав собственники соседних земельных участков должны считаться друг с другом. Собственник земельного участка может запрещать соседу [производить] на его земельном участке воздействия, выражающиеся в сливе сточных вод, дыме, газе, тепле, запахе, шуме, вибрации и тому подобном, в той мере, в какой они превышают обычный по местным условиям предел и значительно вредят принятому в данной местности использованию земельного участка" <15>. Согласно п. 1 § 1013 ГК Чехии, открывающего раздел "Ограничение права собственности", "собственник должен воздерживаться от всего, что вызывает то, что отходы, вода, дым, пыль, газ, запах, свет, тень, шум, вибрация и другие подобные эффекты (загрязнение) проникают на земельный участок другого собственника (соседа) в степени, которая является непропорциональной местным отношениям и существенно ограничивает обычное использование земельного участка; данное правило действует и в отношении проникающих животных. Запрещается непосредственно подавать загрязнения на земельный участок другого собственника независимо от степени такого воздействия и степени беспокойства соседа, кроме случая, когда это обосновано чрезвычайной юридической причиной" <16>. При этом предыдущий параграф, посвященный содержанию права собственности, запрещает собственнику "сверх разумного уровня серьезно нарушать права других лиц" <17>. Пункт 1 ст. 175 ГК Грузии, посвящающего соседскому праву отдельную главу (глава 2 раздела 3), почти буквально совпадает с процитированным выше § 906 ГГУ, а формулировка предыдущей ст. 174 повторяет приведенное положение п. 1 § 346 АГУ: "...собственники соседних земельных участков или иного недвижимого имущества, кроме предусмотренных законом прав и обязанностей должны взаимно уважать друг друга" <18>. Похожим образом обстоит дело и в Проекте модернизации ГК РФ <19>: ч. 2 п. 2 ст. 293 ГК РФ в редакции Проекта содержит норму, весьма близкую к § 906 ГГУ.
(Монахов Д.А.)
("Закон", 2024, N 10)Например, уже четвертый параграф (§ 906) в части 3 книги 3 Германского гражданского уложения (ГГУ) "Собственность" гласит: "Собственник земельного участка не может запретить воздействие исходящих с другого участка газов, испарений, запахов, дыма, гари, тепла, шума, вибрации и иных подобных воздействий, если они не влияют или несущественно влияют на использование участка" <14>. § 346 Общего гражданского уложения Австрии (далее - АГУ) содержит следующие нормы: "При осуществлении своих прав собственники соседних земельных участков должны считаться друг с другом. Собственник земельного участка может запрещать соседу [производить] на его земельном участке воздействия, выражающиеся в сливе сточных вод, дыме, газе, тепле, запахе, шуме, вибрации и тому подобном, в той мере, в какой они превышают обычный по местным условиям предел и значительно вредят принятому в данной местности использованию земельного участка" <15>. Согласно п. 1 § 1013 ГК Чехии, открывающего раздел "Ограничение права собственности", "собственник должен воздерживаться от всего, что вызывает то, что отходы, вода, дым, пыль, газ, запах, свет, тень, шум, вибрация и другие подобные эффекты (загрязнение) проникают на земельный участок другого собственника (соседа) в степени, которая является непропорциональной местным отношениям и существенно ограничивает обычное использование земельного участка; данное правило действует и в отношении проникающих животных. Запрещается непосредственно подавать загрязнения на земельный участок другого собственника независимо от степени такого воздействия и степени беспокойства соседа, кроме случая, когда это обосновано чрезвычайной юридической причиной" <16>. При этом предыдущий параграф, посвященный содержанию права собственности, запрещает собственнику "сверх разумного уровня серьезно нарушать права других лиц" <17>. Пункт 1 ст. 175 ГК Грузии, посвящающего соседскому праву отдельную главу (глава 2 раздела 3), почти буквально совпадает с процитированным выше § 906 ГГУ, а формулировка предыдущей ст. 174 повторяет приведенное положение п. 1 § 346 АГУ: "...собственники соседних земельных участков или иного недвижимого имущества, кроме предусмотренных законом прав и обязанностей должны взаимно уважать друг друга" <18>. Похожим образом обстоит дело и в Проекте модернизации ГК РФ <19>: ч. 2 п. 2 ст. 293 ГК РФ в редакции Проекта содержит норму, весьма близкую к § 906 ГГУ.
Статья: Государственно-правовое регулирование использования и охраны защитных лесных насаждений в сельском хозяйстве
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Следует отметить, что многие вопросы по защитному лесоразведению долгое время оставались на федеральном уровне неурегулированными (например, учет, инвентаризация). Попытки урегулировать вопросы в данной сфере и таким образом восполнить образовавшиеся в федеральном законодательстве правовые пробелы активно предпринимаются в порядке "опережающего нормотворчества" отдельными субъектами Российской Федерации. Так, Законы о защитных лесонасаждениях изданы в Краснодарском, Ставропольском краях, Тамбовской, Волгоградской, Воронежской областях <16>. Они регламентируют отношения, связанные с распределением полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, ведением реестра, инвентаризацией защитных лесных насаждений, проведением мероприятий по защитному лесоразведению, реконструкции, сохранению, воспроизводству насаждений и др. <17> Например, согласно указанным Законам на земельных участках, занятых лесополосами, запрещается: разведение костров, сжигание сухой травы, размещение грузов, рубка деревьев и кустарников, их повреждение и уничтожение, за исключением особых случаев, захламление и загрязнение земельных участков, в том числе ремонт и мойка транспортных средств, возведение некапитальных сооружений, в результате которых повреждаются или уничтожаются деревья, кустарники.
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Следует отметить, что многие вопросы по защитному лесоразведению долгое время оставались на федеральном уровне неурегулированными (например, учет, инвентаризация). Попытки урегулировать вопросы в данной сфере и таким образом восполнить образовавшиеся в федеральном законодательстве правовые пробелы активно предпринимаются в порядке "опережающего нормотворчества" отдельными субъектами Российской Федерации. Так, Законы о защитных лесонасаждениях изданы в Краснодарском, Ставропольском краях, Тамбовской, Волгоградской, Воронежской областях <16>. Они регламентируют отношения, связанные с распределением полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, ведением реестра, инвентаризацией защитных лесных насаждений, проведением мероприятий по защитному лесоразведению, реконструкции, сохранению, воспроизводству насаждений и др. <17> Например, согласно указанным Законам на земельных участках, занятых лесополосами, запрещается: разведение костров, сжигание сухой травы, размещение грузов, рубка деревьев и кустарников, их повреждение и уничтожение, за исключением особых случаев, захламление и загрязнение земельных участков, в том числе ремонт и мойка транспортных средств, возведение некапитальных сооружений, в результате которых повреждаются или уничтожаются деревья, кустарники.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Основанием предъявления негаторного иска может стать не только действие, но и противоправное бездействие нарушителя вещного права (например, неосуществление им необходимого ремонта оборудования, в результате чего загрязняется соседний земельный участок). Кроме того, негаторный иск подлежит удовлетворению и при наличии реальной угрозы нарушения вещного права со стороны ответчика (абз. 3 п. 45 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 и п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 153). Вместе с тем для удовлетворения негаторного иска не требуется доказательств вины ответчика, достаточно установления волевого характера его поведения. Отсутствие требования виновности ответчика принципиально отличает негаторный иск от деликтного <606>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Основанием предъявления негаторного иска может стать не только действие, но и противоправное бездействие нарушителя вещного права (например, неосуществление им необходимого ремонта оборудования, в результате чего загрязняется соседний земельный участок). Кроме того, негаторный иск подлежит удовлетворению и при наличии реальной угрозы нарушения вещного права со стороны ответчика (абз. 3 п. 45 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 и п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 153). Вместе с тем для удовлетворения негаторного иска не требуется доказательств вины ответчика, достаточно установления волевого характера его поведения. Отсутствие требования виновности ответчика принципиально отличает негаторный иск от деликтного <606>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В силу загрязнения или иных причин земельные участки утрачивают целевое назначение, в результате предусмотренный принадлежностью к определенной категории земель вид разрешенного использования не может осуществляться ввиду его опасности для жизни и здоровья человека. Так, непригодность земель сельскохозяйственного назначения к ведению сельскохозяйственного производства в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) является основанием для включения данных земель в состав земель запаса. Однако указанная норма, как и иные положения о землях запаса, в данном Законе не получили четкого развития.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В силу загрязнения или иных причин земельные участки утрачивают целевое назначение, в результате предусмотренный принадлежностью к определенной категории земель вид разрешенного использования не может осуществляться ввиду его опасности для жизни и здоровья человека. Так, непригодность земель сельскохозяйственного назначения к ведению сельскохозяйственного производства в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) является основанием для включения данных земель в состав земель запаса. Однако указанная норма, как и иные положения о землях запаса, в данном Законе не получили четкого развития.
"Защита права собственности на недвижимое имущество в цивилистической парадигме: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)Здесь также следует отметить, что основанием предъявления негаторного иска может послужить не только действие, но и противоправное бездействие, к примеру, неосуществление нарушителем вещного права необходимого ремонта оборудования, что повлекло загрязнение соседнего земельного участка <208>.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)Здесь также следует отметить, что основанием предъявления негаторного иска может послужить не только действие, но и противоправное бездействие, к примеру, неосуществление нарушителем вещного права необходимого ремонта оборудования, что повлекло загрязнение соседнего земельного участка <208>.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, например, если размер вреда почвам был рассчитан на основании материалов проверки, проводимой органами государственного контроля, то такие доказательства должны быть допустимыми и получены в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроля в Российской Федерации": должны быть основания для проведения соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия (решение о проведении проверки/задание на проведение выездного обследования); каждое контрольное (надзорное) действие должно сопровождаться проведением соответствующих процедур (например, если осмотр проводится в рамках выездного обследования в условиях, исключающих взаимодействие с контролируемым лицом, то в силу требований п. 3 ч. 3 ст. 75, ч. 2 ст. 76 Федерального закона N 248-ФЗ при его осуществлении необходимо вести видеосъемку) и составлением соответствующих процессуальных документов (протокола осмотра, протокола инструментального обследования - протокола отбора проб, протокола количественно-химического анализа); в материалах дела должны быть допустимые и достоверные доказательства, указывающие на площадь и высоту загрязненного земельного участка, на место его расположения, вид и класс опасности отходов. Представляемые истцом и ответчиком документы, обосновывающие позиции по факту и размеру причиненного вреда, должны формировать представление о достоверности значения площади, высоты, объема отходов производства и потребления, о достоверности вида и класса опасности отходов, находившихся на захламленном земельном участке. При определении площади, объема и высоты размещенных отходов должностными лицами контролирующих органов должны производиться измерения и замеры, что должно подтверждаться наличием на фотографиях и видеозаписи средств измерений и механизма измерений; должно применяться геодезическое оборудование для определения точек координат расположения размещенного навала и его площади, а при определении видов и классов опасности отходов должны проводиться отбор проб и лабораторные исследования. Не представляется возможным определить площадь, объем и высоту загрязненного участка только по фотографиям, как и не представляется возможным визуально определить виды отходов, их класс опасности, а также конкретный объем каждого вида отходов.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, например, если размер вреда почвам был рассчитан на основании материалов проверки, проводимой органами государственного контроля, то такие доказательства должны быть допустимыми и получены в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроля в Российской Федерации": должны быть основания для проведения соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия (решение о проведении проверки/задание на проведение выездного обследования); каждое контрольное (надзорное) действие должно сопровождаться проведением соответствующих процедур (например, если осмотр проводится в рамках выездного обследования в условиях, исключающих взаимодействие с контролируемым лицом, то в силу требований п. 3 ч. 3 ст. 75, ч. 2 ст. 76 Федерального закона N 248-ФЗ при его осуществлении необходимо вести видеосъемку) и составлением соответствующих процессуальных документов (протокола осмотра, протокола инструментального обследования - протокола отбора проб, протокола количественно-химического анализа); в материалах дела должны быть допустимые и достоверные доказательства, указывающие на площадь и высоту загрязненного земельного участка, на место его расположения, вид и класс опасности отходов. Представляемые истцом и ответчиком документы, обосновывающие позиции по факту и размеру причиненного вреда, должны формировать представление о достоверности значения площади, высоты, объема отходов производства и потребления, о достоверности вида и класса опасности отходов, находившихся на захламленном земельном участке. При определении площади, объема и высоты размещенных отходов должностными лицами контролирующих органов должны производиться измерения и замеры, что должно подтверждаться наличием на фотографиях и видеозаписи средств измерений и механизма измерений; должно применяться геодезическое оборудование для определения точек координат расположения размещенного навала и его площади, а при определении видов и классов опасности отходов должны проводиться отбор проб и лабораторные исследования. Не представляется возможным определить площадь, объем и высоту загрязненного участка только по фотографиям, как и не представляется возможным визуально определить виды отходов, их класс опасности, а также конкретный объем каждого вида отходов.
Статья: Представительство в знании: сравнительно-правовое исследование
(Марасанов М.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 3)Если архивная информация не была легкодоступна и у работника/органа/иного представителя отсутствовала разумная причина проводить глубокий поиск этой информации, то действует презумпция незнания работником архивных сведений <115>. К примеру, в одном деле продавец сообщил покупателю, что ему неизвестно о каком-либо загрязнении продаваемых земельных участков. Далее, покупатель обнаружил, что земельные участки все же загрязнены, а в старых архивах, к которым у работников продавца был доступ, содержалась информация о расположении на земельных участках газовой заправочной станции. Покупатель считал, что работники продавца должны были знать об этом факте, а их знание вменяется продавцу. Суд отверг аргумент покупателя, указав, что земельные участки не находились в реестре загрязненных территорий, а разрешение на строительство газовой заправочной станции не было официально получено. Документы, на основании которых можно было сделать вывод о расположении газовой заправочной станции на земельных участках, были всего лишь письмами соседей, предъявлявших претензии к бывшему собственнику участков из-за заправочной станции, и были написаны более 30 лет назад. Суд подчеркнул, что получить релевантную информацию можно было только путем долгих и интенсивных поисков, которые выходили за рамки стандартных практик due diligence. Следовательно, работники продавца не обязаны были знать архивную информацию <116>.
(Марасанов М.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 3)Если архивная информация не была легкодоступна и у работника/органа/иного представителя отсутствовала разумная причина проводить глубокий поиск этой информации, то действует презумпция незнания работником архивных сведений <115>. К примеру, в одном деле продавец сообщил покупателю, что ему неизвестно о каком-либо загрязнении продаваемых земельных участков. Далее, покупатель обнаружил, что земельные участки все же загрязнены, а в старых архивах, к которым у работников продавца был доступ, содержалась информация о расположении на земельных участках газовой заправочной станции. Покупатель считал, что работники продавца должны были знать об этом факте, а их знание вменяется продавцу. Суд отверг аргумент покупателя, указав, что земельные участки не находились в реестре загрязненных территорий, а разрешение на строительство газовой заправочной станции не было официально получено. Документы, на основании которых можно было сделать вывод о расположении газовой заправочной станции на земельных участках, были всего лишь письмами соседей, предъявлявших претензии к бывшему собственнику участков из-за заправочной станции, и были написаны более 30 лет назад. Суд подчеркнул, что получить релевантную информацию можно было только путем долгих и интенсивных поисков, которые выходили за рамки стандартных практик due diligence. Следовательно, работники продавца не обязаны были знать архивную информацию <116>.
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Суды двух инстанций, руководствуясь статьей 1082 ГК РФ, статьями 77, 78 Закона N 7-ФЗ, пунктами 13 и 17 Постановления N 49, разъяснениями, изложенными в пункте 35 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 14 ноября 2018 года, а также в пункте 28 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2019), утвержденного Президиумом ВС РФ 17 июля 2019 года, признали исковые требования комитета подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку установили совокупность необходимых условий для возложения на товарищество обязанности возместить вред, причиненный земельным ресурсам. Суды отметили, что товарищество не воспользовалось предоставленным ему законодателем правом выполнить мероприятия по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, не разработало проект восстановительных работ с соблюдением требований действующего законодательства, не произвело вывоз грунта и строительного мусора, не провело работы по устранению загрязнения территории земельного участка.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Суды двух инстанций, руководствуясь статьей 1082 ГК РФ, статьями 77, 78 Закона N 7-ФЗ, пунктами 13 и 17 Постановления N 49, разъяснениями, изложенными в пункте 35 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 14 ноября 2018 года, а также в пункте 28 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2019), утвержденного Президиумом ВС РФ 17 июля 2019 года, признали исковые требования комитета подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку установили совокупность необходимых условий для возложения на товарищество обязанности возместить вред, причиненный земельным ресурсам. Суды отметили, что товарищество не воспользовалось предоставленным ему законодателем правом выполнить мероприятия по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, не разработало проект восстановительных работ с соблюдением требований действующего законодательства, не произвело вывоз грунта и строительного мусора, не провело работы по устранению загрязнения территории земельного участка.