Юридическая сила подзаконных актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Юридическая сила подзаконных актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 21 "Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике" Федерального закона "Об электроэнергетике""Основные правила приняты Правительством Российской Федерации в целях реализации полномочий, предусмотренных статьей 21 Закона N 35-ФЗ. Толкование положений Основных правил в правоприменительной практике не может противоречить императивным требованиям вышеуказанного закона, имеющим большую юридическую силу, чем подзаконные нормативные правовые акты."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Акты Президента Российской Федерации в бюджетной сфере
(Бочкарева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Итак, в условиях жесткого противодействия геополитическим вызовам и внешнему давлению на страну еще более востребованным является сохранение устойчивости системы органов публичной власти и государственной целостности посредством президентского регулирования. Указы, распоряжения и послания являются эффективным инструментом совершенствования бюджетной сферы. Относимые по юридической силе к подзаконным, акты Президента РФ определяют направления бюджетной деятельности, оперативно и эффективно регулируют бюджетные общественные отношения, обеспечивая соблюдение приоритетов развития российского общества и государства.
(Бочкарева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Итак, в условиях жесткого противодействия геополитическим вызовам и внешнему давлению на страну еще более востребованным является сохранение устойчивости системы органов публичной власти и государственной целостности посредством президентского регулирования. Указы, распоряжения и послания являются эффективным инструментом совершенствования бюджетной сферы. Относимые по юридической силе к подзаконным, акты Президента РФ определяют направления бюджетной деятельности, оперативно и эффективно регулируют бюджетные общественные отношения, обеспечивая соблюдение приоритетов развития российского общества и государства.
Статья: К вопросу о допустимости иска о понуждении к принятию нормативного правового акта
(Чуряев А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Некоторое послабление в положении правотворческих органов наступило в XX в. с введением конституционной юстиции, призванной обеспечивать действие конституционных положений и ценностей в том числе в правотворческой деятельности. Создание конституционного суда как специализированного судебного органа связывают с деятельностью всемирно известного юриста Ганса Кельзена - среди прочего одного из авторов Конституции Австрии 1920 г., впервые предусмотревшей положения об органе конституционной юстиции, задача которого сводилась к абстрактному контролю за соответствием нормативных актов, принимаемых парламентом и правительством, положениям Конституции. Данный судебный орган наделялся беспрецедентными до этого полномочиями - по аннулированию (лишению юридической силы) законов и подзаконных актов в случае их противоречия Конституции, в связи с чем, по выражению Ганса Кельзена, Конституционный суд выполняет особую функцию "негативного законодателя" <3>.
(Чуряев А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Некоторое послабление в положении правотворческих органов наступило в XX в. с введением конституционной юстиции, призванной обеспечивать действие конституционных положений и ценностей в том числе в правотворческой деятельности. Создание конституционного суда как специализированного судебного органа связывают с деятельностью всемирно известного юриста Ганса Кельзена - среди прочего одного из авторов Конституции Австрии 1920 г., впервые предусмотревшей положения об органе конституционной юстиции, задача которого сводилась к абстрактному контролю за соответствием нормативных актов, принимаемых парламентом и правительством, положениям Конституции. Данный судебный орган наделялся беспрецедентными до этого полномочиями - по аннулированию (лишению юридической силы) законов и подзаконных актов в случае их противоречия Конституции, в связи с чем, по выражению Ганса Кельзена, Конституционный суд выполняет особую функцию "негативного законодателя" <3>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)На наш взгляд, сравнение по юридической силе законов субъектов РФ с федеральными подзаконными актами не совсем корректно. Конституция РФ (ст. 76) регулирует соотношение федеральных и региональных законов, признает возможность противоречий между ними и содержит нормы, позволяющие их разрешить. Но Конституция РФ не регулирует соотношение региональных законов и федеральных подзаконных актов и не устанавливает правил разрешения противоречий между ними. Данные нормативные правовые акты находятся как бы в разных плоскостях нормативно-правового пространства, которые непосредственно друг с другом не пересекаются. Федеральные подзаконные акты взаимодействуют с Конституцией РФ, федеральными законами, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Конституции (уставы) и законы субъектов РФ находятся в сфере взаимодействия с Конституцией РФ и федеральными законами, а также с подзаконными региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)На наш взгляд, сравнение по юридической силе законов субъектов РФ с федеральными подзаконными актами не совсем корректно. Конституция РФ (ст. 76) регулирует соотношение федеральных и региональных законов, признает возможность противоречий между ними и содержит нормы, позволяющие их разрешить. Но Конституция РФ не регулирует соотношение региональных законов и федеральных подзаконных актов и не устанавливает правил разрешения противоречий между ними. Данные нормативные правовые акты находятся как бы в разных плоскостях нормативно-правового пространства, которые непосредственно друг с другом не пересекаются. Федеральные подзаконные акты взаимодействуют с Конституцией РФ, федеральными законами, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Конституции (уставы) и законы субъектов РФ находятся в сфере взаимодействия с Конституцией РФ и федеральными законами, а также с подзаконными региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья: Таможенное регулирование трансграничной (внешней) электронной торговли в рамках эксперимента с бондовыми складами
(Мандрашов Е.И., Евсиков А.М., Дианова В.Ю.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)Таким образом, механизм принятия нормативного регулирования, который был применен в отношении данного экспериментального проекта, в рассматриваемой ситуации неприменим, поскольку данное регулирование в РК не затрагивает изменения в ТК ЕАЭС. Аналогичное правовое регулирование для эксперимента по созданию бондовых складов потребовало бы внесения изменений в ТК ЕАЭС (как правовой акт, закрепляющий требования к осуществлению таможенных процедур, возможные особенности и исключения из них). Реализация инициативы по созданию бондовых складов на уровне национального законодательства стран - участниц ЕАЭС, в том числе законов и приказов государственных органов стран ЕАЭС, невозможна в силу противоречия таможенному законодательству, имеющему большую по сравнению с подзаконными актами юридическую силу.
(Мандрашов Е.И., Евсиков А.М., Дианова В.Ю.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)Таким образом, механизм принятия нормативного регулирования, который был применен в отношении данного экспериментального проекта, в рассматриваемой ситуации неприменим, поскольку данное регулирование в РК не затрагивает изменения в ТК ЕАЭС. Аналогичное правовое регулирование для эксперимента по созданию бондовых складов потребовало бы внесения изменений в ТК ЕАЭС (как правовой акт, закрепляющий требования к осуществлению таможенных процедур, возможные особенности и исключения из них). Реализация инициативы по созданию бондовых складов на уровне национального законодательства стран - участниц ЕАЭС, в том числе законов и приказов государственных органов стран ЕАЭС, невозможна в силу противоречия таможенному законодательству, имеющему большую по сравнению с подзаконными актами юридическую силу.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Может ли размер платы по договору аренды публичных земельных участков быть выше утвержденных ставок
(КонсультантПлюс, 2025)Из системного толкования статьи 76 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации будет обладать приоритетом в случае, если он принят вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому в случае выявления коллизии равнозначных по юридической силе подзаконных актов приоритет должен быть отдан федеральному нормативному правовому акту.
Может ли размер платы по договору аренды публичных земельных участков быть выше утвержденных ставок
(КонсультантПлюс, 2025)Из системного толкования статьи 76 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации будет обладать приоритетом в случае, если он принят вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому в случае выявления коллизии равнозначных по юридической силе подзаконных актов приоритет должен быть отдан федеральному нормативному правовому акту.
Статья: Контекстные ограничения уголовно-правовой интерпретации
(Ларионов П.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 1)Первое ограничение интерпретации любых нормативных актов вытекает из ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. Это положение указывает правоприменителю на необходимость разрешения любых вертикальных коллизий по общему правилу в пользу акта большей юридической силы: при коллизии подзаконного акта и федерального закона - в пользу федерального закона; при коллизии федерального закона и Конституции РФ - в пользу последней. То же коллизионное правило в более детальном изложении закреплено в ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
(Ларионов П.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 1)Первое ограничение интерпретации любых нормативных актов вытекает из ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. Это положение указывает правоприменителю на необходимость разрешения любых вертикальных коллизий по общему правилу в пользу акта большей юридической силы: при коллизии подзаконного акта и федерального закона - в пользу федерального закона; при коллизии федерального закона и Конституции РФ - в пользу последней. То же коллизионное правило в более детальном изложении закреплено в ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".