Юридическая ответственность государственных служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Юридическая ответственность государственных служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 247 "Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения" Трудового кодекса РФ"При этом, руководствуясь положениями статей 233, 238, 247 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", суд апелляционной инстанции исходил из того, что доказательств, с достоверностью подтверждающих юридический состав обязательства по возмещению вреда, причиненного государственными служащими нанимателю, а также соблюдение установленной законом процедуры привлечения к материальной ответственности, истцом ФСИН России в судах двух инстанций не доказан."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическая ответственность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)Несмотря на всесторонне развитую систему юридической ответственности государственных гражданских служащих, как мы отмечали выше, существует ряд как проблем, так и отдельных институциональных пробелов, требующих концептуального решения и совершенствования методологии привлечения к ответственности и неукоснительного обеспечения принципа справедливости и неотвратимости.
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)Несмотря на всесторонне развитую систему юридической ответственности государственных гражданских служащих, как мы отмечали выше, существует ряд как проблем, так и отдельных институциональных пробелов, требующих концептуального решения и совершенствования методологии привлечения к ответственности и неукоснительного обеспечения принципа справедливости и неотвратимости.
Статья: Степень научного осмысления проблематики, связанной с процессуальным положением потерпевшего и возмещением ему вреда
(Тарнавский О.А.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Зарубежные исследователи также уделяют данному вопросу особое внимание: с позиции юридической ответственности государственных служащих и их особой правосубъектности в различных правоотношениях в Республике Армения <10> и Республике Беларусь <11>; с позиции особенностей правового статуса представительных органов власти отдельных этнических групп в Республике Казахстан <12>; об особом статусе командиров военизированных подразделений с позиции "ответственности начальника" в Колумбии <13>; с позиции ответственности отдельных коммерческих компаний в Великобритании <14> и даже с позиции возможной правосубъектности объектов высоких технологий и "роботов-судей" <15> и личной юрисдикции в киберпространстве, в том числе с позиции причинения вреда будущим поколениям пользователей ИИ <16>. Подобное многообразие в подходах к правосубъектности отдельных субъектов и даже объектов позволяет сделать вывод о неизбежном влиянии на область уголовной юрисдикции. О возможности или невозможности отнесения государства и других вышеуказанных субъектов в качестве потерпевшего под видом "юридического лица" упоминает отечественная юридическая литература <17>.
(Тарнавский О.А.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Зарубежные исследователи также уделяют данному вопросу особое внимание: с позиции юридической ответственности государственных служащих и их особой правосубъектности в различных правоотношениях в Республике Армения <10> и Республике Беларусь <11>; с позиции особенностей правового статуса представительных органов власти отдельных этнических групп в Республике Казахстан <12>; об особом статусе командиров военизированных подразделений с позиции "ответственности начальника" в Колумбии <13>; с позиции ответственности отдельных коммерческих компаний в Великобритании <14> и даже с позиции возможной правосубъектности объектов высоких технологий и "роботов-судей" <15> и личной юрисдикции в киберпространстве, в том числе с позиции причинения вреда будущим поколениям пользователей ИИ <16>. Подобное многообразие в подходах к правосубъектности отдельных субъектов и даже объектов позволяет сделать вывод о неизбежном влиянии на область уголовной юрисдикции. О возможности или невозможности отнесения государства и других вышеуказанных субъектов в качестве потерпевшего под видом "юридического лица" упоминает отечественная юридическая литература <17>.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065
(ред. от 06.10.2025)
"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"
(вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению")в) об отсутствии оснований для применения к государственному служащему мер юридической ответственности;
(ред. от 06.10.2025)
"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"
(вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению")в) об отсутствии оснований для применения к государственному служащему мер юридической ответственности;
Приказ ФССП России от 25.08.2017 N 402
"Об утверждении Правил подсчета показателей, используемых в деятельности Федеральной службы судебных приставов"8.7. Показатель "Эффективность применения мер юридической ответственности к государственным служащим по результатам проведенных проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера":
"Об утверждении Правил подсчета показателей, используемых в деятельности Федеральной службы судебных приставов"8.7. Показатель "Эффективность применения мер юридической ответственности к государственным служащим по результатам проведенных проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера":
Статья: Публично-правовая ответственность должностных лиц в процедуре восстановления платежеспособности муниципального образования
(Кузнецов А.С., Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)В связи с вышеизложенными обстоятельствами внимание правоведов неоднократно акцентировалось на комплексном характере законодательства о процедуре восстановления платежеспособности муниципального образования, содержащего элементы как конституционного и муниципального права, так и бюджетного и конкурсного права <8>. Тем не менее, несмотря на разработанность данной проблематики в юридической науке и традиционность темы юридической ответственности государственных и муниципальных служащих <9>, немногие исследователи обращались к анализу законодательного регулирования ответственности должностных лиц муниципального образования, к компетенции которых относятся вопросы аккумулирования и распределения бюджетных средств <10>.
(Кузнецов А.С., Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)В связи с вышеизложенными обстоятельствами внимание правоведов неоднократно акцентировалось на комплексном характере законодательства о процедуре восстановления платежеспособности муниципального образования, содержащего элементы как конституционного и муниципального права, так и бюджетного и конкурсного права <8>. Тем не менее, несмотря на разработанность данной проблематики в юридической науке и традиционность темы юридической ответственности государственных и муниципальных служащих <9>, немногие исследователи обращались к анализу законодательного регулирования ответственности должностных лиц муниципального образования, к компетенции которых относятся вопросы аккумулирования и распределения бюджетных средств <10>.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Какие-либо критерии оценки дисциплинарных проступков и соответствия тяжести проступка виду дисциплинарного взыскания не установлены, в связи с чем невозможно даже предположительно связать нарушение требований Закона N 248-ФЗ или грубое нарушение, названное в перечне, содержащемся в ч. 2 ст. 91 того же Закона, с тем или иным дисциплинарным взысканием. Является ли грубое нарушение порядка проведения контрольно-надзорного мероприятия грубым или, возможно, малозначительным дисциплинарным проступком? Можно привести критическую оценку института дисциплинарной ответственности, данную М.Б. Добробабой: "Дисциплинарная ответственность является динамичным, но в настоящее время достаточно бессистемно развивающимся видом юридической ответственности государственных служащих" <1>. К этому можно добавить, что явный дефицит системности наблюдается и в развитии всей сферы публично-правовой ответственности по линии соприкосновения дисциплинарной и административной, дисциплинарной и уголовной ответственности, как будет показано ниже.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Какие-либо критерии оценки дисциплинарных проступков и соответствия тяжести проступка виду дисциплинарного взыскания не установлены, в связи с чем невозможно даже предположительно связать нарушение требований Закона N 248-ФЗ или грубое нарушение, названное в перечне, содержащемся в ч. 2 ст. 91 того же Закона, с тем или иным дисциплинарным взысканием. Является ли грубое нарушение порядка проведения контрольно-надзорного мероприятия грубым или, возможно, малозначительным дисциплинарным проступком? Можно привести критическую оценку института дисциплинарной ответственности, данную М.Б. Добробабой: "Дисциплинарная ответственность является динамичным, но в настоящее время достаточно бессистемно развивающимся видом юридической ответственности государственных служащих" <1>. К этому можно добавить, что явный дефицит системности наблюдается и в развитии всей сферы публично-правовой ответственности по линии соприкосновения дисциплинарной и административной, дисциплинарной и уголовной ответственности, как будет показано ниже.
Статья: Служебная дисциплина государственного инспектора
(Кузнецов В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Служебная дисциплина характеризуется тем, что ее требования обращены исключительно к лицу, замещающему должность государственной службы и приобретающему в связи с этим часть властных полномочий контрольно-надзорного органа. Эти требования исходят от государства и ограничены теми функциями, для реализации которых учреждены должности государственной службы и определены границы юридической ответственности государственных служащих. При этом немаловажным аспектом являются властные полномочия, которые принадлежат соответствующей должности государственного инспектора, и свобода его воли в выборе варианта поведения <19>.
(Кузнецов В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Служебная дисциплина характеризуется тем, что ее требования обращены исключительно к лицу, замещающему должность государственной службы и приобретающему в связи с этим часть властных полномочий контрольно-надзорного органа. Эти требования исходят от государства и ограничены теми функциями, для реализации которых учреждены должности государственной службы и определены границы юридической ответственности государственных служащих. При этом немаловажным аспектом являются властные полномочия, которые принадлежат соответствующей должности государственного инспектора, и свобода его воли в выборе варианта поведения <19>.
Готовое решение: Как расторгнуть служебный контракт (уволить госслужащего)
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы подтвердить, что совершено коррупционное правонарушение, проведите проверку согласно Положению о проверке на госслужбе, утвержденному Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065. Поводом для нее служит письменная информация, полученная от уполномоченного подразделения кадровой службы, правоохранительных органов и иных органов и организаций, указанных в п. 10 этого Положения. Результаты проверки излагаются в докладе. Он может содержать, в частности, предложение применить к госслужащему меры юридической ответственности (п. п. 27, 28 Положения о проверке на госслужбе).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы подтвердить, что совершено коррупционное правонарушение, проведите проверку согласно Положению о проверке на госслужбе, утвержденному Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065. Поводом для нее служит письменная информация, полученная от уполномоченного подразделения кадровой службы, правоохранительных органов и иных органов и организаций, указанных в п. 10 этого Положения. Результаты проверки излагаются в докладе. Он может содержать, в частности, предложение применить к госслужащему меры юридической ответственности (п. п. 27, 28 Положения о проверке на госслужбе).
Статья: Правовая неопределенность и неопределенность права: сравнительный анализ
(Степаненко Ю.В., Журавлев В.В.)
("Современный юрист", 2025, N 3)2. Коллизия - характеризуется тем, что "две или более правовые нормы регулируют одно или несколько смежных (родственных) общественных отношений. При этом для коллизии характерно противоречие норм" [12, с. 79 - 88]. Например, статья 2.5 КоАП РФ закрепляет, что за совершение административных правонарушений, за исключением предусмотренных частью 2 указанной статьи, сотрудники органов внутренних дел несут дисциплинарную ответственность. В то же время законы субъектов РФ об административных правонарушениях не содержат каких-либо исключений для субъектов, обладающих специальным административно-правовым статусом. Это порождает правовую коллизию, которая выражается в применении различных видов юридической ответственности к государственным служащим, совершившим однородные административные правонарушения. Так, за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), сотрудник органов внутренних дел будет нести дисциплинарную ответственность, а, например, за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 1.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 "Об административных правонарушениях" <1> (нарушение тишины и спокойствия граждан) - административную, на общих основаниях.
(Степаненко Ю.В., Журавлев В.В.)
("Современный юрист", 2025, N 3)2. Коллизия - характеризуется тем, что "две или более правовые нормы регулируют одно или несколько смежных (родственных) общественных отношений. При этом для коллизии характерно противоречие норм" [12, с. 79 - 88]. Например, статья 2.5 КоАП РФ закрепляет, что за совершение административных правонарушений, за исключением предусмотренных частью 2 указанной статьи, сотрудники органов внутренних дел несут дисциплинарную ответственность. В то же время законы субъектов РФ об административных правонарушениях не содержат каких-либо исключений для субъектов, обладающих специальным административно-правовым статусом. Это порождает правовую коллизию, которая выражается в применении различных видов юридической ответственности к государственным служащим, совершившим однородные административные правонарушения. Так, за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), сотрудник органов внутренних дел будет нести дисциплинарную ответственность, а, например, за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 1.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 "Об административных правонарушениях" <1> (нарушение тишины и спокойствия граждан) - административную, на общих основаниях.
Статья: Проблема широкого понимания публично-правовой ответственности власти в контексте правостимулирующей политики в сфере государственной и муниципальной службы
(Кокурина О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)<48> По этой проблематике защитили докторские диссертации: Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы (институционально-функциональный анализ). М., 2000; Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (теоретико-административные аспекты). М., 2003; Гришковец А.А. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2004. 539 с. Свыше 20 соискателей защитили кандидатские диссертации, среди них: Сандальникова Е.В. Юридическая ответственность государственных гражданских служащих в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Казань, 2007; Чуев А.В. Ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации по административному праву. М., 2005; Шушпанов С.А. Должностной проступок как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего. Саратов, 2002 и др.
(Кокурина О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)<48> По этой проблематике защитили докторские диссертации: Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы (институционально-функциональный анализ). М., 2000; Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (теоретико-административные аспекты). М., 2003; Гришковец А.А. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2004. 539 с. Свыше 20 соискателей защитили кандидатские диссертации, среди них: Сандальникова Е.В. Юридическая ответственность государственных гражданских служащих в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Казань, 2007; Чуев А.В. Ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации по административному праву. М., 2005; Шушпанов С.А. Должностной проступок как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего. Саратов, 2002 и др.
Статья: Конституция против коррупции: о формировании национальной конституционно-правовой модели антикоррупционной деятельности
(Бондарь Н.С.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Это, во-первых, представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера <28>. Во-вторых, решения КС РФ, связанные с проблемой конфликта интересов, в том числе в судебной системе в связи с замещением должностей судей <29>. Интерес представляют также решения КС РФ <30> и ВС РФ <31>, связанные с проблемой привлечения к трудовой деятельности либо к выполнению работ (оказанию услуг) государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего. В-третьих, Конституционный Суд РФ выработал важные правовые позиции антикоррупционного направления, связанные с решением вопроса об обращении в доход государства имущества, в отношении которого не были представлены сведения, подтверждающие законное происхождение средств, на которые приобретено это имущество <32>. В-четвертых, решения КС РФ, которые связаны с применением юридической ответственности государственных и муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений <33>.
(Бондарь Н.С.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Это, во-первых, представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера <28>. Во-вторых, решения КС РФ, связанные с проблемой конфликта интересов, в том числе в судебной системе в связи с замещением должностей судей <29>. Интерес представляют также решения КС РФ <30> и ВС РФ <31>, связанные с проблемой привлечения к трудовой деятельности либо к выполнению работ (оказанию услуг) государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего. В-третьих, Конституционный Суд РФ выработал важные правовые позиции антикоррупционного направления, связанные с решением вопроса об обращении в доход государства имущества, в отношении которого не были представлены сведения, подтверждающие законное происхождение средств, на которые приобретено это имущество <32>. В-четвертых, решения КС РФ, которые связаны с применением юридической ответственности государственных и муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений <33>.