Взыскание штрафа с бюджетного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание штрафа с бюджетного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 333.37 "Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды" главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В рамках гражданско-правового спора (взыскание штрафа за ненадлежащее исполнение условий договора) апелляционный суд оставил без движения и в дальнейшем вернул апелляционную жалобу бюджетного учреждения в связи с неуплатой им государственной пошлины. Заявитель возразил, что у него имеются основания для освобождения от уплаты пошлины на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Суд округа признал возврат апелляционной жалобы правомерным, поскольку спорное освобождение применимо только к государственным органам. В свою очередь, бюджетное учреждение по своей организационно-правовой форме к государственным органам не относится. Спор касался хозяйственных правоотношений, а не вытекал из властных полномочий учреждения. Следовательно, основания для освобождения учреждения от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ отсутствовали.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В рамках гражданско-правового спора (взыскание штрафа за ненадлежащее исполнение условий договора) апелляционный суд оставил без движения и в дальнейшем вернул апелляционную жалобу бюджетного учреждения в связи с неуплатой им государственной пошлины. Заявитель возразил, что у него имеются основания для освобождения от уплаты пошлины на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Суд округа признал возврат апелляционной жалобы правомерным, поскольку спорное освобождение применимо только к государственным органам. В свою очередь, бюджетное учреждение по своей организационно-правовой форме к государственным органам не относится. Спор касался хозяйственных правоотношений, а не вытекал из властных полномочий учреждения. Следовательно, основания для освобождения учреждения от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ отсутствовали.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 71.1 "Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации""Доводы кассационной жалобы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тверской государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации о том, что штраф подлежит взысканию по Федеральному закону "Об образовании в РФ", а также доводы о том, что выплата денежных средств при расторжении договора о целевом обучении не освобождает ответчика от применения к ней меры гражданско-правовой ответственности в виде штрафа в пользу университета, являются необоснованными, поскольку А. по данному договору оплатила предусмотренный договором целевого обучения штраф в связи с отказом от трудоустройства в ГБУЗ Калужской области "Калужская городская больница N 5", вследствие чего договор расторгнут и дополнительные штрафные санкции применены быть не могут."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Непоследовательность в решении данного вопроса характерна и для судебных органов. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснил, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых в рамках ОМС, Закон РФ "О защите прав потребителей" применяется без каких-либо изъятий (п. 9). Следуя этому разъяснению, суды при удовлетворении исков пациентов к медицинским организациям, участвующим в реализации программы ОМС, взыскивали штраф за отказ ответчика удовлетворить претензию потерпевшего на досудебной стадии. Эта практика кардинально изменилась в 2019 г., когда Верховный Суд РФ отменил несколько судебных постановлений в части взыскания штрафа с бюджетных медицинских учреждений, подчеркнув, что медицинская помощь предоставлялась на бесплатной основе (см., например, Определение от 15 июля 2019 г. N 44-КГ19-7).
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Непоследовательность в решении данного вопроса характерна и для судебных органов. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснил, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых в рамках ОМС, Закон РФ "О защите прав потребителей" применяется без каких-либо изъятий (п. 9). Следуя этому разъяснению, суды при удовлетворении исков пациентов к медицинским организациям, участвующим в реализации программы ОМС, взыскивали штраф за отказ ответчика удовлетворить претензию потерпевшего на досудебной стадии. Эта практика кардинально изменилась в 2019 г., когда Верховный Суд РФ отменил несколько судебных постановлений в части взыскания штрафа с бюджетных медицинских учреждений, подчеркнув, что медицинская помощь предоставлялась на бесплатной основе (см., например, Определение от 15 июля 2019 г. N 44-КГ19-7).
Статья: Споры медицинских организаций с пациентами
(Аскеров А.)
("Административное право", 2021, N 2)Предыстория дела, по которому ВС РФ вынес решение: истец обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения о компенсации морального вреда в связи с оказанием некачественной медицинской услуги, взыскании штрафа по Закону "О защите прав потребителей". В обоснование заявленных требований истец указал, что с 17 по 29 июля 2014 г. он находился на стационарном лечении. 23 июля 2014 г. ему была проведена операция, во время которой занесена инфекция, что впоследствии привело к неоднократным сложным операциям. Истец оценил свои страдания в размере 10 000 000 рублей. Решением суда первой инстанции с больницы взыскана компенсация морального вреда в размере 2 500 000 руб. и штраф в размере 1 250 000 руб.
(Аскеров А.)
("Административное право", 2021, N 2)Предыстория дела, по которому ВС РФ вынес решение: истец обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения о компенсации морального вреда в связи с оказанием некачественной медицинской услуги, взыскании штрафа по Закону "О защите прав потребителей". В обоснование заявленных требований истец указал, что с 17 по 29 июля 2014 г. он находился на стационарном лечении. 23 июля 2014 г. ему была проведена операция, во время которой занесена инфекция, что впоследствии привело к неоднократным сложным операциям. Истец оценил свои страдания в размере 10 000 000 рублей. Решением суда первой инстанции с больницы взыскана компенсация морального вреда в размере 2 500 000 руб. и штраф в размере 1 250 000 руб.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"1) обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее в настоящей части - бюджетное учреждение - должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов (далее - решение налогового органа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов;
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"1) обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее в настоящей части - бюджетное учреждение - должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов (далее - решение налогового органа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов;
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
Статья: Взыскание с работника учреждения ущерба, причиненного в результате ДТП
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 1)На основании п. 9.4.4 Порядка N 209н <4> доходы от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу учреждения относятся на подстатью 144 "Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)" КОСГУ. Подстатья 144 КОСГУ применяется в увязке со статьей 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.4 Порядка N 82н <5>).
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 1)На основании п. 9.4.4 Порядка N 209н <4> доходы от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу учреждения относятся на подстатью 144 "Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)" КОСГУ. Подстатья 144 КОСГУ применяется в увязке со статьей 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.4 Порядка N 82н <5>).
Готовое решение: Какие виды дисциплинарных взысканий могут быть применены работодателем к работнику учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)5. Можно ли применить к работнику учреждения денежный штраф в качестве дисциплинарного взыскания
(КонсультантПлюс, 2025)5. Можно ли применить к работнику учреждения денежный штраф в качестве дисциплинарного взыскания
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы пропустите срок уплаты, инспекция начнет принудительное взыскание задолженности (пп. 9 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 45, ст. ст. 46, 47 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы пропустите срок уплаты, инспекция начнет принудительное взыскание задолженности (пп. 9 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 45, ст. ст. 46, 47 НК РФ).
Статья: Об основаниях освобождения от гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)Возникает правовая проблема: какая норма права (ГК РФ или Закона о контрактной системе) должна применяться при взыскании неустойки с органов государственной власти и бюджетных учреждений (государственных заказчиков) за просрочку оплаты по государственным (муниципальным) контрактам, которая имеет особую актуальность в условиях дефицита бюджетного финансирования (в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)Возникает правовая проблема: какая норма права (ГК РФ или Закона о контрактной системе) должна применяться при взыскании неустойки с органов государственной власти и бюджетных учреждений (государственных заказчиков) за просрочку оплаты по государственным (муниципальным) контрактам, которая имеет особую актуальность в условиях дефицита бюджетного финансирования (в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Неустойка, взысканная заказчиком, не всегда является его доходом. Так, если заказчик - казенное учреждение или бюджетное (автономное) учреждение, осуществляющее отдельные бюджетные полномочия ПБС от имени государства, субъекта РФ или муниципального образования, взысканные в его пользу суммы неустойки перечисляются в доход соответствующего бюджета. Задолженность перед бюджетом по штрафным санкциям, возникшим из госконтракта, заключенного бюджетным (автономным) учреждением от имени госзаказчика, начисляет орган, от имени которого заключен этот госконтракт. Такой вывод можно сделать из Письма Минфина России от 17.04.2020 N 02-06-10/31887.
(КонсультантПлюс, 2025)Неустойка, взысканная заказчиком, не всегда является его доходом. Так, если заказчик - казенное учреждение или бюджетное (автономное) учреждение, осуществляющее отдельные бюджетные полномочия ПБС от имени государства, субъекта РФ или муниципального образования, взысканные в его пользу суммы неустойки перечисляются в доход соответствующего бюджета. Задолженность перед бюджетом по штрафным санкциям, возникшим из госконтракта, заключенного бюджетным (автономным) учреждением от имени госзаказчика, начисляет орган, от имени которого заключен этот госконтракт. Такой вывод можно сделать из Письма Минфина России от 17.04.2020 N 02-06-10/31887.
Статья: ФНС РФ информирует
("Арбитражный управляющий", 2023, N 4)18211610013010000140
("Арбитражный управляющий", 2023, N 4)18211610013010000140
Готовое решение: Взыскание налоговым органом с учреждения задолженности по налогам, страховым взносам, пеней, штрафов (до 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)не позднее двух месяцев со дня, когда прошло три года с окончания срока исполнения самого раннего требования, если сумма недоимки, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с учреждения, не превысила 3 000 руб. в течение указанного срока;
(КонсультантПлюс, 2022)не позднее двух месяцев со дня, когда прошло три года с окончания срока исполнения самого раннего требования, если сумма недоимки, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с учреждения, не превысила 3 000 руб. в течение указанного срока;
Готовое решение: Взыскание задолженности (недоимки) по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам
(КонсультантПлюс, 2025)Взыскание задолженности (недоимки) по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам
(КонсультантПлюс, 2025)Взыскание задолженности (недоимки) по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", содержится разъяснение, согласно которому с бюджетных учреждений взыскание задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Кодекса.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", содержится разъяснение, согласно которому с бюджетных учреждений взыскание задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Кодекса.
Готовое решение: Как казенному учреждению отразить в бюджетном учете расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба на счете 0 205 40 000
(КонсультантПлюс, 2025)Доходы казенного учреждения в сумме денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о закупках, а также за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных договоров отражаются по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" и относятся на подстатью 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ (Порядок N 82н, Порядок N 209н).
(КонсультантПлюс, 2025)Доходы казенного учреждения в сумме денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о закупках, а также за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных договоров отражаются по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" и относятся на подстатью 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ (Порядок N 82н, Порядок N 209н).