Взимание родительской платы за присмотр и уход
Подборка наиболее важных документов по запросу Взимание родительской платы за присмотр и уход (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации""Суды исходили из того, что затраты, связанные с реализацией предусмотренной частью 3 статьи 65 Закона N 273-ФЗ нормы об освобождении от взимания платы за присмотр и уход в отношении детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с туберкулезной интоксикацией являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены федеральным законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения), осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (субвенций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации)."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Расходные обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)...суды правомерно указали на то, что затраты, связанные с реализацией предусмотренной частью 3 статьи 65 Закона N 273-ФЗ нормы об освобождении от взимания платы за присмотр и уход в отношении детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с туберкулезной интоксикацией, являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены федеральным законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения), осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации...
(КонсультантПлюс, 2025)...суды правомерно указали на то, что затраты, связанные с реализацией предусмотренной частью 3 статьи 65 Закона N 273-ФЗ нормы об освобождении от взимания платы за присмотр и уход в отношении детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с туберкулезной интоксикацией, являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены федеральным законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения), осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дискуссионные аспекты присмотра и ухода за ребенком в юридической конструкции конституционного права на дошкольное образование
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)В Федеральном законе "Об образовании" допускается право снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). Однако эта процедура сводится к регулированию локальными актами образовательной организации (ч. 2 ст. 65), что наделяет последнюю необоснованно широкими пределами усмотрения в вопросах льготного оказания присмотра и ухода. Например, за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата за присмотр и уход не взимается (решение Совета народных депутатов города Коврова от 30.08.2017 N 196 (ред. от 28.06.2023) "Об утверждении Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях муниципального образования город Ковров Владимирской области, а также организации отдыха детей в каникулярное время"). Не взимается плата за детей, оба или один из родителей которых являются инвалидами I или II группы и не имеют других доходов, кроме пенсии (ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 г. N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике").
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)В Федеральном законе "Об образовании" допускается право снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). Однако эта процедура сводится к регулированию локальными актами образовательной организации (ч. 2 ст. 65), что наделяет последнюю необоснованно широкими пределами усмотрения в вопросах льготного оказания присмотра и ухода. Например, за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата за присмотр и уход не взимается (решение Совета народных депутатов города Коврова от 30.08.2017 N 196 (ред. от 28.06.2023) "Об утверждении Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях муниципального образования город Ковров Владимирской области, а также организации отдыха детей в каникулярное время"). Не взимается плата за детей, оба или один из родителей которых являются инвалидами I или II группы и не имеют других доходов, кроме пенсии (ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 г. N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике").
Ситуация: Каков размер платы за детский сад и можно ли оформить льготу по его оплате?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С размером платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в детском саду, можно ознакомиться на официальном сайте образовательного учреждения (пп. "в" п. 14 Требований, утв. Приказом Рособрнадзора от 04.08.2023 N 1493).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С размером платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в детском саду, можно ознакомиться на официальном сайте образовательного учреждения (пп. "в" п. 14 Требований, утв. Приказом Рособрнадзора от 04.08.2023 N 1493).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 N 13-П
"По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой"В Ставропольском крае система мер социальной поддержки многодетных семей, проживающих на его территории, определена в Законе Ставропольского края "О мерах социальной поддержки многодетных семей", принятом, как следует из его преамбулы, в целях создания условий для полноценного и достойного воспитания, развития и образования детей в многодетных семьях, улучшения демографической ситуации. В соответствии с названным Законом многодетные семьи имеют право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма; бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства; назначение ежемесячной денежной компенсации взамен набора социальных услуг, предоставляемых в натуральном выражении, на каждого ребенка в возрасте до восемнадцати лет в размере 300 руб.; первоочередной прием детей в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования; предоставление компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, в размере, устанавливаемом Правительством Ставропольского края, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Ставропольского края, определяемой в установленном порядке, на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего и последующих детей; выплату ежегодной денежной компенсации в размере 1000 руб. на каждого из детей не старше восемнадцати лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, на приобретение комплекта школьной одежды, спортивной одежды и обуви и школьных письменных принадлежностей; первоочередное получение бесплатных путевок в детские оздоровительные учреждения детям из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае, и иные меры поддержки (статья 3).
"По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой"В Ставропольском крае система мер социальной поддержки многодетных семей, проживающих на его территории, определена в Законе Ставропольского края "О мерах социальной поддержки многодетных семей", принятом, как следует из его преамбулы, в целях создания условий для полноценного и достойного воспитания, развития и образования детей в многодетных семьях, улучшения демографической ситуации. В соответствии с названным Законом многодетные семьи имеют право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма; бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства; назначение ежемесячной денежной компенсации взамен набора социальных услуг, предоставляемых в натуральном выражении, на каждого ребенка в возрасте до восемнадцати лет в размере 300 руб.; первоочередной прием детей в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования; предоставление компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, в размере, устанавливаемом Правительством Ставропольского края, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Ставропольского края, определяемой в установленном порядке, на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего и последующих детей; выплату ежегодной денежной компенсации в размере 1000 руб. на каждого из детей не старше восемнадцати лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, на приобретение комплекта школьной одежды, спортивной одежды и обуви и школьных письменных принадлежностей; первоочередное получение бесплатных путевок в детские оздоровительные учреждения детям из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае, и иные меры поддержки (статья 3).
Статья: Правовые проблемы финансового обеспечения образования
(Сюбарева И.Ф.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Среди правовых проблем, которые еще остаются нерешенными, следует выделить проблему, связанную с отсутствием в законодательстве нормы об источнике финансирования обязательств по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Так, п. 3 ст. 65 Закона об образовании установлено, что за присмотр и уход за детьми перечисленных категорий родительская плата не взимается. Установленная императивная норма не позволяет определить источник финансового обеспечения обязательств по присмотру и уходу за детьми перечисленных категорий.
(Сюбарева И.Ф.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Среди правовых проблем, которые еще остаются нерешенными, следует выделить проблему, связанную с отсутствием в законодательстве нормы об источнике финансирования обязательств по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Так, п. 3 ст. 65 Закона об образовании установлено, что за присмотр и уход за детьми перечисленных категорий родительская плата не взимается. Установленная императивная норма не позволяет определить источник финансового обеспечения обязательств по присмотру и уходу за детьми перечисленных категорий.
Статья: Возмездное оказание образовательных услуг
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На образовательную организацию дополнительно возложена обязанность по размещению на официальном сайте в сети Интернет информации о своей деятельности, включая информацию о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе, образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе (п. 4 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании), а также документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования, за содержание детей в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате, либо за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования (п. 4.1 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании). Следует обратить внимание, что формально приведенные правила распространяются только на образовательные организации, у организаций, осуществляющих обучение и индивидуальных предпринимателей, аналогичные обязанности отсутствуют.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На образовательную организацию дополнительно возложена обязанность по размещению на официальном сайте в сети Интернет информации о своей деятельности, включая информацию о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе, образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе (п. 4 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании), а также документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования, за содержание детей в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате, либо за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования (п. 4.1 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании). Следует обратить внимание, что формально приведенные правила распространяются только на образовательные организации, у организаций, осуществляющих обучение и индивидуальных предпринимателей, аналогичные обязанности отсутствуют.
Готовое решение: По какому коду КОСГУ и КВР отражать расходы на компенсацию родительской платы за детский сад
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на компенсацию части родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за ребенком в детском саду в соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона об образовании, являются расходным обязательством субъектов РФ. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ч. 5, 7 ст. 65 указанного Закона).
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на компенсацию части родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за ребенком в детском саду в соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона об образовании, являются расходным обязательством субъектов РФ. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ч. 5, 7 ст. 65 указанного Закона).
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации определять плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (п. 2 ст. 65 Закона об образовании);
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации определять плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (п. 2 ст. 65 Закона об образовании);
Вопрос: Кто устанавливает плату за посещение детского сада?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)- установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях;
("Официальный сайт ФАС России", 2023)- установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях;
Статья: Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в системе социально-обеспечительного законодательства
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Так, право на получение компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, имеет один из родителей (законных представителей), внесший родительскую плату и проживающий в семье, в которой средний доход на каждого члена семьи ниже полуторной величины прожиточного минимума в Омской области в расчете на душу населения, то есть ниже 23 142 руб. <32> (ст. 46 Кодекса о социальной защите). С учетом того что в Омской области на 1 февраля 2025 г. размер средней заработной платы составлял 46 950 руб. <33>, исходя из чего рассматриваемой мерой социальной поддержки в основном охватываются семьи с двумя и более детьми, нижняя граница нуждаемости выглядит обоснованной.
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Так, право на получение компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, имеет один из родителей (законных представителей), внесший родительскую плату и проживающий в семье, в которой средний доход на каждого члена семьи ниже полуторной величины прожиточного минимума в Омской области в расчете на душу населения, то есть ниже 23 142 руб. <32> (ст. 46 Кодекса о социальной защите). С учетом того что в Омской области на 1 февраля 2025 г. размер средней заработной платы составлял 46 950 руб. <33>, исходя из чего рассматриваемой мерой социальной поддержки в основном охватываются семьи с двумя и более детьми, нижняя граница нуждаемости выглядит обоснованной.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Ситуация: Каков порядок получения образования в школе-интернате?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната (далее также - школа-интернат) может устанавливаться плата, взимаемая с родителей. Плата включает в себя обеспечение обучающихся одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (ч. 8 ст. 66 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната (далее также - школа-интернат) может устанавливаться плата, взимаемая с родителей. Плата включает в себя обеспечение обучающихся одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (ч. 8 ст. 66 Закона N 273-ФЗ).