Взимание платы за изменение вида разрешенного использования
Подборка наиболее важных документов по запросу Взимание платы за изменение вида разрешенного использования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка и реализации концепции Land Value Capture в российском праве
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)В статье рассматривается механизм взимания платы за изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка в рамках реализации концепции "захват стоимости земли" (Land Value Capture, LVC) в российском праве. Авторы анализируют предпосылки появления этой концепции и ее основные элементы. Приводят аргументы против платы за изменение ВРИ земельного участка в том виде, в каком она предусмотрена нормами российского законодательства, и намечают возможные направления развития концепции LVC в России.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)В статье рассматривается механизм взимания платы за изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка в рамках реализации концепции "захват стоимости земли" (Land Value Capture, LVC) в российском праве. Авторы анализируют предпосылки появления этой концепции и ее основные элементы. Приводят аргументы против платы за изменение ВРИ земельного участка в том виде, в каком она предусмотрена нормами российского законодательства, и намечают возможные направления развития концепции LVC в России.
Статья: О внесении платы за выбор (изменение) вида разрешенного использования земельного участка: обзор судебной практики
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Заявитель оспаривал вышеуказанные правовые нормы, считая взимание платы за изменение вида разрешенного использования неконституционным.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Заявитель оспаривал вышеуказанные правовые нормы, считая взимание платы за изменение вида разрешенного использования неконституционным.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, указанный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области.
(ред. от 30.12.2021)
"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, указанный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области.
Постановление Правительства РФ от 01.08.2018 N 897
"Об утверждении состава документов, необходимых для проведения операций по расчетному счету застройщика"документ, являющийся основанием для внесения в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, если указанная плата взимается;
"Об утверждении состава документов, необходимых для проведения операций по расчетному счету застройщика"документ, являющийся основанием для внесения в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, если указанная плата взимается;
Статья: Правовое обеспечение стимулирования привлечения инвестиций в сферу градостроительства
(Белицкая А.В., Потапова Л.В.)
("Юрист", 2025, N 6)<1> См.: Бандорин Л.Е., Башарин А.В. О плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка и реализации концепции Land Value Capture в российском праве // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2024. N 8. С. 43 - 56.
(Белицкая А.В., Потапова Л.В.)
("Юрист", 2025, N 6)<1> См.: Бандорин Л.Е., Башарин А.В. О плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка и реализации концепции Land Value Capture в российском праве // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2024. N 8. С. 43 - 56.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Постановление Правительства Москвы от 10.09.2013 N 593-ПП "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для города Москвы, при строительстве и (или) реконструкции которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается" (ред. от 30.05.2023).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Постановление Правительства Москвы от 10.09.2013 N 593-ПП "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для города Москвы, при строительстве и (или) реконструкции которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается" (ред. от 30.05.2023).
Статья: Защита прокурором публичных интересов в сфере платного землепользования в судебном порядке
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)- незаконное изменение разрешенного вида использования земельного участка при заключении договора аренды с целью строительства многоквартирных домов <7>;
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)- незаконное изменение разрешенного вида использования земельного участка при заключении договора аренды с целью строительства многоквартирных домов <7>;
Статья: Плата за выбор использования земли или скрытый "налог" на строительство
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Напомню, что впервые тема с взиманием платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка возникла на основании ст. 22 Федерального закона N 43-ФЗ от 05.04.2013 "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Напомню, что впервые тема с взиманием платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка возникла на основании ст. 22 Федерального закона N 43-ФЗ от 05.04.2013 "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Здесь же только отметим, что, рассматривая отдельные механизмы, аналогичные инструментам LVC и имеющиеся в российском правопорядке, КС РФ признавал их допустимыми. Так, применительно к институту платы за изменение вида разрешенного использования (далее - ВРИ) КС РФ указал, что данная плата является фискальным платежом неналогового характера, взимаемым в целях компенсации затрат органов публичной власти, сопряженных с регулированием земельных отношений, с применением дифференцированного подхода, базирующегося на экономически обоснованных параметрах изменений в кадастровой стоимости земельного участка, возникающих в результате изменения ВРИ такого земельного участка, не обнаружив в ее установлении противоречий Конституции РФ <1>. Кроме того, как было отмечено выше, такие механизмы широко применяются во многих странах уже долгое время.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Здесь же только отметим, что, рассматривая отдельные механизмы, аналогичные инструментам LVC и имеющиеся в российском правопорядке, КС РФ признавал их допустимыми. Так, применительно к институту платы за изменение вида разрешенного использования (далее - ВРИ) КС РФ указал, что данная плата является фискальным платежом неналогового характера, взимаемым в целях компенсации затрат органов публичной власти, сопряженных с регулированием земельных отношений, с применением дифференцированного подхода, базирующегося на экономически обоснованных параметрах изменений в кадастровой стоимости земельного участка, возникающих в результате изменения ВРИ такого земельного участка, не обнаружив в ее установлении противоречий Конституции РФ <1>. Кроме того, как было отмечено выше, такие механизмы широко применяются во многих странах уже долгое время.
Статья: Проблемы землепользования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
(Верле Е.С., Малашенкова В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)В отношении арендованных публичных земельных участков возможность совершения данных изменений зависит от публичного собственника. Как правило, такое изменение требует изменения договора аренды, а также изменения арендной платы, поскольку она зависит от кадастровой стоимости. В ряде регионов России существуют специальные регламенты, устанавливающие процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка по заявлению арендатора участка, находящегося в публичной собственности. К примеру, в Москве данная процедура предполагает обращение арендатора с заявлением в Департамент городского имущества г. Москвы с последующей выдачей арендатору дополнительного соглашения и изменением вида разрешенного использования участка в Едином государственном реестре недвижимости департаментом самостоятельно. Отдельную плату за изменение вида разрешенного использования арендованных участков г. Москва не взимает.
(Верле Е.С., Малашенкова В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)В отношении арендованных публичных земельных участков возможность совершения данных изменений зависит от публичного собственника. Как правило, такое изменение требует изменения договора аренды, а также изменения арендной платы, поскольку она зависит от кадастровой стоимости. В ряде регионов России существуют специальные регламенты, устанавливающие процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка по заявлению арендатора участка, находящегося в публичной собственности. К примеру, в Москве данная процедура предполагает обращение арендатора с заявлением в Департамент городского имущества г. Москвы с последующей выдачей арендатору дополнительного соглашения и изменением вида разрешенного использования участка в Едином государственном реестре недвижимости департаментом самостоятельно. Отдельную плату за изменение вида разрешенного использования арендованных участков г. Москва не взимает.
Статья: О заключении договора комплексного развития территории
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Например, в городе Москве порядок определения размера платы установлен Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2013 N 593-ПП (ред. от 19.02.2024) "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для города Москвы, при строительстве и (или) реконструкции которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Например, в городе Москве порядок определения размера платы установлен Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2013 N 593-ПП (ред. от 19.02.2024) "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для города Москвы, при строительстве и (или) реконструкции которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
Статья: О мерах экономического стимулирования инвесторов в комплексном развитии территории
(Максимкина Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Если говорить об арендных правоотношениях, то, как правило, за пользование арендованным земельным участком взимается такая же плата, как если бы земельный участок предоставлялся для строительства в рамках стандартных инвестиционных контрактов. Также в некоторых регионах РФ размер арендной платы может быть в несколько раз увеличен из-за повышенной ставки за смену вида разрешенного использования <13>.
(Максимкина Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Если говорить об арендных правоотношениях, то, как правило, за пользование арендованным земельным участком взимается такая же плата, как если бы земельный участок предоставлялся для строительства в рамках стандартных инвестиционных контрактов. Также в некоторых регионах РФ размер арендной платы может быть в несколько раз увеличен из-за повышенной ставки за смену вида разрешенного использования <13>.