Взаимосвязь международного и национального права
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимосвязь международного и национального права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Pacta sunt servanda международно-правового стандарта как составляющей конституционного регулирования
(Грачева С.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 10)Отражение pacta sunt servanda в конституционном
(Грачева С.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 10)Отражение pacta sunt servanda в конституционном
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2018 год"закрепленный федеральным законодателем национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак применяется во взаимосвязи с регулированием принципа исчерпания прав международными договорами, участником которых является Российская Федерация;
Решение Конституционного Суда РФ от 14.05.2018
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2018 года"закрепленный федеральным законодателем национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак применяется во взаимосвязи с регулированием принципа исчерпания прав международными договорами, участником которых является Российская Федерация;
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2018 года"закрепленный федеральным законодателем национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак применяется во взаимосвязи с регулированием принципа исчерпания прав международными договорами, участником которых является Российская Федерация;
Статья: Преемственность и рецепция в государственном строительстве России начала XX века: конституционные вопросы
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Принимая рецепцию как основной инструмент совершенствования и модернизации конституционного права при условии грамотного и адекватного социальным потребностям инкорпорирования реципированных правовых положений в национальную правовую систему и обеспечения гармонизации инновационного правового материала с функционирующими правовыми нормами, следует признать недостаточное использование данного механизма при формировании советского конституционного строя. В то же время реципирование идеи конституционализма в начале XX в., несомненно, являлось важнейшим элементом последующего развития теории и практики российского конституционного права. И в настоящее время унификационное значение рецепции планомерно развивает взаимосвязь и взаимовлияние национальных и международной правовых систем, формируя в том числе международное взаимопонимание и сотрудничество, обогащая российскую правовую систему актуальными универсальными и функциональными положениями, аккумулировавшими общечеловеческий правовой опыт.
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Принимая рецепцию как основной инструмент совершенствования и модернизации конституционного права при условии грамотного и адекватного социальным потребностям инкорпорирования реципированных правовых положений в национальную правовую систему и обеспечения гармонизации инновационного правового материала с функционирующими правовыми нормами, следует признать недостаточное использование данного механизма при формировании советского конституционного строя. В то же время реципирование идеи конституционализма в начале XX в., несомненно, являлось важнейшим элементом последующего развития теории и практики российского конституционного права. И в настоящее время унификационное значение рецепции планомерно развивает взаимосвязь и взаимовлияние национальных и международной правовых систем, формируя в том числе международное взаимопонимание и сотрудничество, обогащая российскую правовую систему актуальными универсальными и функциональными положениями, аккумулировавшими общечеловеческий правовой опыт.
Статья: Осуждение в России лиц, выданных иностранными государствами, как гарантия неотвратимости уголовной ответственности и наказания
(Щерба С.П., Смирнов П.А.)
("Законность", 2023, N 3)Через призму находящихся в системной взаимосвязи норм уголовного и уголовно-процессуального права в качестве компромиссного универсального решения мы подразумеваем под выдачей систему осуществляемых запрашиваемым государством в соответствии с международными договорами, национальным законодательством или на основе принципа взаимности действий по розыску, задержанию, заключению под стражу и доставлению (перемещению) лица в юрисдикцию иностранного государства для осуществления уголовного преследования или приведения в исполнение вступившего в силу приговора <6>.
(Щерба С.П., Смирнов П.А.)
("Законность", 2023, N 3)Через призму находящихся в системной взаимосвязи норм уголовного и уголовно-процессуального права в качестве компромиссного универсального решения мы подразумеваем под выдачей систему осуществляемых запрашиваемым государством в соответствии с международными договорами, национальным законодательством или на основе принципа взаимности действий по розыску, задержанию, заключению под стражу и доставлению (перемещению) лица в юрисдикцию иностранного государства для осуществления уголовного преследования или приведения в исполнение вступившего в силу приговора <6>.
Статья: Участие нотариуса в толковании завещания в контексте правового и индивидуального регулирования наследственных отношений
(Горбунов З.Н.)
("Нотариус", 2023, N 4)Во-первых, стоит разобраться, каким образом соотносятся данные правовые конструкции. Так, на этот счет уместно привести позицию В.В. Ершова о том, что правовое и индивидуальное регулирование являются взаимосвязанными парными категориями. Так, "правовое регулирование общественных отношений с объективной необходимостью дополняется индивидуальным регулированием, "саморегулированием", но в пределах принципов и норм права, содержащихся в системе форм международного и национального права, реализуемых в государстве". Основной критерий разграничения указанных сфер В.В. Ершов видит в том, что общие свойства объектов правового воздействия, существенные для правового регулирования данного вида общественных отношений, должны найти отражение прежде всего в принципах международного и (или) внутригосударственного права и только в последующем в нормах права, установленных в соответствии с принципами права, сложившимися в общественных отношениях, индивидуальные же характеристики объектов отражаются на уровне правоприменения, путем предоставления правом соответствующих возможностей для усмотрения правоприменителя <2>. Таким образом, акты правового и индивидуального регулирования тесно связаны, но имеют и существенные различия, что также подчеркивал Ю.С. Решетов: "Обладая относительной самостоятельностью, эти виды правового регулирования не исключают, а дополняют друг друга" <3>, что, по нашему мнению, будет определять специфику их толкования. Также стоит отметить парадоксальный момент, который заключается в том, что решения суда выступают как актами индивидуального регулирования, так и актами толкования права. Отсюда следует, что акт толкования также необходимо будет толковать, например, при исполнении решения суда или толковании судами постановлений Пленума Верховного Суда. В связи с этим можно сделать вывод, что при толковании нормативно-правовых актов и актов индивидуального регулирования должны использоваться разные подходы, в противном случае такое явление могло бы привести к демагогии.
(Горбунов З.Н.)
("Нотариус", 2023, N 4)Во-первых, стоит разобраться, каким образом соотносятся данные правовые конструкции. Так, на этот счет уместно привести позицию В.В. Ершова о том, что правовое и индивидуальное регулирование являются взаимосвязанными парными категориями. Так, "правовое регулирование общественных отношений с объективной необходимостью дополняется индивидуальным регулированием, "саморегулированием", но в пределах принципов и норм права, содержащихся в системе форм международного и национального права, реализуемых в государстве". Основной критерий разграничения указанных сфер В.В. Ершов видит в том, что общие свойства объектов правового воздействия, существенные для правового регулирования данного вида общественных отношений, должны найти отражение прежде всего в принципах международного и (или) внутригосударственного права и только в последующем в нормах права, установленных в соответствии с принципами права, сложившимися в общественных отношениях, индивидуальные же характеристики объектов отражаются на уровне правоприменения, путем предоставления правом соответствующих возможностей для усмотрения правоприменителя <2>. Таким образом, акты правового и индивидуального регулирования тесно связаны, но имеют и существенные различия, что также подчеркивал Ю.С. Решетов: "Обладая относительной самостоятельностью, эти виды правового регулирования не исключают, а дополняют друг друга" <3>, что, по нашему мнению, будет определять специфику их толкования. Также стоит отметить парадоксальный момент, который заключается в том, что решения суда выступают как актами индивидуального регулирования, так и актами толкования права. Отсюда следует, что акт толкования также необходимо будет толковать, например, при исполнении решения суда или толковании судами постановлений Пленума Верховного Суда. В связи с этим можно сделать вывод, что при толковании нормативно-правовых актов и актов индивидуального регулирования должны использоваться разные подходы, в противном случае такое явление могло бы привести к демагогии.
Статья: Принцип исчерпания права на результат интеллектуальной деятельности в условиях параллельного импорта
(Гатауллина Р.Р.)
("Право и экономика", 2023, N 4)О соотношении национальной и международной моделей исчерпания прав высказался Конституционный Суд РФ в Постановлении Конституционного Суда от 13.02.2018 N 8-П (далее - Постановление КС РФ 8-П): "Национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак применяется во взаимосвязи с регулированием принципа исчерпания прав международными договорами, участником которых является Российская Федерация, в том числе п. 16 приложения N 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе" <17>.
(Гатауллина Р.Р.)
("Право и экономика", 2023, N 4)О соотношении национальной и международной моделей исчерпания прав высказался Конституционный Суд РФ в Постановлении Конституционного Суда от 13.02.2018 N 8-П (далее - Постановление КС РФ 8-П): "Национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак применяется во взаимосвязи с регулированием принципа исчерпания прав международными договорами, участником которых является Российская Федерация, в том числе п. 16 приложения N 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе" <17>.
Статья: Иррациональная экология: правовой аспект
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2021, N 1)В статье рассмотрены правовые проблемы эффективности охраны озонового слоя атмосферы и окружающей среды в целом во взаимосвязи с государственным регулированием оборота озоноразрушающих веществ, а именно: хлора и хлорсодержащих веществ, успешно используемых уже несколько веков для дезинфекции, и во взаимосвязи с эпидемиями гриппа и пандемией COVID-19, предложена версия, что они вызваны именно иррациональным правовым регулированием охраны окружающей среды, а также поставлен вопрос о необходимости изменения вектора охраны окружающей среды в международном праве и национальном законодательстве.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2021, N 1)В статье рассмотрены правовые проблемы эффективности охраны озонового слоя атмосферы и окружающей среды в целом во взаимосвязи с государственным регулированием оборота озоноразрушающих веществ, а именно: хлора и хлорсодержащих веществ, успешно используемых уже несколько веков для дезинфекции, и во взаимосвязи с эпидемиями гриппа и пандемией COVID-19, предложена версия, что они вызваны именно иррациональным правовым регулированием охраны окружающей среды, а также поставлен вопрос о необходимости изменения вектора охраны окружающей среды в международном праве и национальном законодательстве.
Статья: Реализация международных принципов и стандартов защиты детей - жертв и свидетелей преступлений в уголовно-процессуальном законодательстве России
(Зайцев О.А., Епихин А.Ю., Гришина Е.П.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2020, N 6)Странами международного сообщества выработаны правовые акты, в которых установлены единые правовые стандарты и принципы, направленные на обеспечение безопасности участников уголовного правосудия. Такие начала обладают свойством взаимосвязи и взаимозависимости, служат четким ориентиром в процессе конвергенции норм международного законодательства в национальное правовое поле. Вместе с тем подобный подход способствует повышению уровня защищенности прав несовершеннолетних в национальном законодательстве.
(Зайцев О.А., Епихин А.Ю., Гришина Е.П.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2020, N 6)Странами международного сообщества выработаны правовые акты, в которых установлены единые правовые стандарты и принципы, направленные на обеспечение безопасности участников уголовного правосудия. Такие начала обладают свойством взаимосвязи и взаимозависимости, служат четким ориентиром в процессе конвергенции норм международного законодательства в национальное правовое поле. Вместе с тем подобный подход способствует повышению уровня защищенности прав несовершеннолетних в национальном законодательстве.
Статья: Требования правового государства - надлежащая основа для формирования парадигмы российского административного права
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)В этой связи весьма интересны суждения А.Б. Зеленцова о формировании новой парадигмы административного права, которая будет соответствовать современным целям и задачам правового государства, определяющим само предназначение и реализацию публичного управления. Александр Борисович Зеленцов, имея всесторонние и весьма точные представления о всех ведущихся на страницах юридической печати дискуссионных темах, касающихся развития административного права и законодательства, регулярно на протяжении многих лет высказывал собственные точки зрения по обсуждаемым вопросам. В 2020 году внимание А.Б. Зеленцова вновь привлекли такие основополагающие вопросы современного административного права, как предмет административного права, его границы и структура. Важнейшей публикацией по данной теме стала его работа, где рассматриваются главные современные концепции структуры предмета административного права, выявленные автором тенденции к ограничению предмета административного права, выдвинутая гипотеза "о формировании отдельного "транснационального" сегмента предмета национального административного права в его тесной взаимосвязи с формирующимся специфическим предметом транснационального (международного) административного права" <17>.
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)В этой связи весьма интересны суждения А.Б. Зеленцова о формировании новой парадигмы административного права, которая будет соответствовать современным целям и задачам правового государства, определяющим само предназначение и реализацию публичного управления. Александр Борисович Зеленцов, имея всесторонние и весьма точные представления о всех ведущихся на страницах юридической печати дискуссионных темах, касающихся развития административного права и законодательства, регулярно на протяжении многих лет высказывал собственные точки зрения по обсуждаемым вопросам. В 2020 году внимание А.Б. Зеленцова вновь привлекли такие основополагающие вопросы современного административного права, как предмет административного права, его границы и структура. Важнейшей публикацией по данной теме стала его работа, где рассматриваются главные современные концепции структуры предмета административного права, выявленные автором тенденции к ограничению предмета административного права, выдвинутая гипотеза "о формировании отдельного "транснационального" сегмента предмета национального административного права в его тесной взаимосвязи с формирующимся специфическим предметом транснационального (международного) административного права" <17>.
Статья: Правовые средства совершенствования федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)Очевидно, что дискуссия по поводу возможностей регулирования государством миграционных процессов во взаимосвязи со свойством государственного суверенитета в ближайшие годы продолжится, при этом единый подход в данном вопросе вряд ли будет выработан. Соответствующие вопросы должны рассматриваться с учетом конкретных международных обязательств, взятых государством, в том числе в рамках интеграционных объединений, исходя из особенностей национальной правовой системы, определяющей соотношение международного права и национального законодательства. Отсутствие механизмов преодоления конкуренции конституционных ценностей (в данном контексте речь идет о национальной безопасности и обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина) обусловливает потребность в использовании ситуационных решений, предполагающих оценку рисков и угроз в каждом конкретном случае.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)Очевидно, что дискуссия по поводу возможностей регулирования государством миграционных процессов во взаимосвязи со свойством государственного суверенитета в ближайшие годы продолжится, при этом единый подход в данном вопросе вряд ли будет выработан. Соответствующие вопросы должны рассматриваться с учетом конкретных международных обязательств, взятых государством, в том числе в рамках интеграционных объединений, исходя из особенностей национальной правовой системы, определяющей соотношение международного права и национального законодательства. Отсутствие механизмов преодоления конкуренции конституционных ценностей (в данном контексте речь идет о национальной безопасности и обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина) обусловливает потребность в использовании ситуационных решений, предполагающих оценку рисков и угроз в каждом конкретном случае.
Статья: Роль советов судей как органов судейского сообщества в индивидуальном регулировании судебной деятельности
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)1. Применение относительно определенных норм как международного, так и национального права в конкретном правоотношении при оценке конфликтов правовых интересов среди судей посредством систематического толкования норм права как системы элементов, определения ее роли в праве, выявления взаимосвязи с другими нормами, а также принципами права. Закон не ограничивает органы судейского сообщества относительно допустимости применения норм права, единственное требование, которое должно соблюдаться, - мотивированность решения, вынесенного в ситуациях конфликтов правовых интересов. Примером может служить заключение Совета судей РФ по вопросу возможности рассмотрения мировым судьей дел с участием организаций, в которых работают близкие родственники и свойственники мировых судей других судебных участков. При оценке подобных ситуаций Совет судей обращается не только к Закону от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <6>, но и к трудовому законодательству. Поскольку родственники, свойственники мирового судьи, рассматривающего дело, не состоят в трудовых отношениях с организациями, в отношении которых мировой судья выносит решение, делается вывод о том, что вынесение судебных решений в отношении организаций, в которых работают родственники мировых судей других судебных участков, не свидетельствует о безусловном наличии личной заинтересованности, влекущей возникновение конфликтов правовых интересов.
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)1. Применение относительно определенных норм как международного, так и национального права в конкретном правоотношении при оценке конфликтов правовых интересов среди судей посредством систематического толкования норм права как системы элементов, определения ее роли в праве, выявления взаимосвязи с другими нормами, а также принципами права. Закон не ограничивает органы судейского сообщества относительно допустимости применения норм права, единственное требование, которое должно соблюдаться, - мотивированность решения, вынесенного в ситуациях конфликтов правовых интересов. Примером может служить заключение Совета судей РФ по вопросу возможности рассмотрения мировым судьей дел с участием организаций, в которых работают близкие родственники и свойственники мировых судей других судебных участков. При оценке подобных ситуаций Совет судей обращается не только к Закону от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <6>, но и к трудовому законодательству. Поскольку родственники, свойственники мирового судьи, рассматривающего дело, не состоят в трудовых отношениях с организациями, в отношении которых мировой судья выносит решение, делается вывод о том, что вынесение судебных решений в отношении организаций, в которых работают родственники мировых судей других судебных участков, не свидетельствует о безусловном наличии личной заинтересованности, влекущей возникновение конфликтов правовых интересов.
Статья: Экосистемный подход в праве
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Под экосистемным подходом в науке экологического права в целом понимается отражение в правовом регулировании диалектической взаимосвязи предметов, явлений и процессов в природе <1>. Ученые характеризуют экосистемный подход по-разному: и как принцип экологического права <2>, и как принцип международного экологического права <3>, и как принцип национальной политики <4>, и как метод поддержания или восстановления природных систем и их функционирования <5>, и как правовой принцип и метод экосистемного регулирования <6>, и как средство воздействия на складывающиеся по поводу окружающей среды общественные отношения <7>, и как установление требований по охране других природных объектов при пользовании природными ресурсами <8>, и как основу экосистемного нормирования качества окружающей среды <9>, и как стратегию комплексного управления земельными, водными и живыми ресурсами <10>, и как регулятор <11>, и др.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Под экосистемным подходом в науке экологического права в целом понимается отражение в правовом регулировании диалектической взаимосвязи предметов, явлений и процессов в природе <1>. Ученые характеризуют экосистемный подход по-разному: и как принцип экологического права <2>, и как принцип международного экологического права <3>, и как принцип национальной политики <4>, и как метод поддержания или восстановления природных систем и их функционирования <5>, и как правовой принцип и метод экосистемного регулирования <6>, и как средство воздействия на складывающиеся по поводу окружающей среды общественные отношения <7>, и как установление требований по охране других природных объектов при пользовании природными ресурсами <8>, и как основу экосистемного нормирования качества окружающей среды <9>, и как стратегию комплексного управления земельными, водными и живыми ресурсами <10>, и как регулятор <11>, и др.