Взаимодействие налоговых органов с органами местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие налоговых органов с органами местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2024 N 88а-29460/2024 (УИД 21RS0025-01-2023-002725-80)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О взыскании вреда, причиненного в результате незаконных действий налогового органа; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Налоговым органом обращение налогоплательщика о необоснованном начислении и взимании земельного налога рассмотрено своевременно, до обращения в суд, сумма недоимки по земельному налогу аннулирована, излишне уплаченный налог возвращен на единый лицевой счет, а затем на банковский счет последнего.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Таким образом, действия налогового органа по начислению налога, осуществляемые в пределах его полномочий и основанные на сведениях об объектах налогообложения, представленных органом местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия, повлекшие неблагоприятные для налогоплательщика последствия, в виде излишне начисленного и уплаченного земельного налога, не свидетельствуют о противоправности поведения налогового органа и не являются достаточным основанием для возмещения вреда.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О взыскании вреда, причиненного в результате незаконных действий налогового органа; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Налоговым органом обращение налогоплательщика о необоснованном начислении и взимании земельного налога рассмотрено своевременно, до обращения в суд, сумма недоимки по земельному налогу аннулирована, излишне уплаченный налог возвращен на единый лицевой счет, а затем на банковский счет последнего.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Таким образом, действия налогового органа по начислению налога, осуществляемые в пределах его полномочий и основанные на сведениях об объектах налогообложения, представленных органом местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия, повлекшие неблагоприятные для налогоплательщика последствия, в виде излишне начисленного и уплаченного земельного налога, не свидетельствуют о противоправности поведения налогового органа и не являются достаточным основанием для возмещения вреда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ деятельности территориальных органов Минюста России по проблемным вопросам в сфере регистрации и контроля
(Жмурко А.Ю., Литвинова М.С.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 4)- продолжается совершенствование механизмов взаимодействия с налоговыми органами, органами прокуратуры и иными надзорными органами, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере деятельности некоммерческих организаций с целью обеспечения эффективности государственной регистрации некоммерческих организаций и контрольно-надзорной деятельности;
(Жмурко А.Ю., Литвинова М.С.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 4)- продолжается совершенствование механизмов взаимодействия с налоговыми органами, органами прокуратуры и иными надзорными органами, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере деятельности некоммерческих организаций с целью обеспечения эффективности государственной регистрации некоммерческих организаций и контрольно-надзорной деятельности;
Статья: Муниципальная статистика как локомотив развития
(Тимофеев Н.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)Постановлением Правительства России от 12 августа 2004 г. N 410 "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов" была определена обязанность налоговых органов предоставлять органам местного самоуправления информацию о налоговых поступлениях по муниципальной территории по отдельным налогам и сборам. В соответствии с Постановлением Правительства России от 11 ноября 2006 г. N 670 "О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования" Росстатом были утверждены формы федерального государственного статистического наблюдения, содержащие статистические показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и инструкции по их заполнению.
(Тимофеев Н.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)Постановлением Правительства России от 12 августа 2004 г. N 410 "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов" была определена обязанность налоговых органов предоставлять органам местного самоуправления информацию о налоговых поступлениях по муниципальной территории по отдельным налогам и сборам. В соответствии с Постановлением Правительства России от 11 ноября 2006 г. N 670 "О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования" Росстатом были утверждены формы федерального государственного статистического наблюдения, содержащие статистические показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и инструкции по их заполнению.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 12.08.2004 N 410
(ред. от 09.12.2022)
"О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов"
(вместе с "Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов")2. Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.
(ред. от 09.12.2022)
"О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов"
(вместе с "Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов")2. Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.
Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 4. Налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 4. Налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статья: ФНС пояснила, как будут проводиться проверки применения ККТ в 2023 году
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)- при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, из средств массовой информации;
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)- при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, из средств массовой информации;
Вопрос: О ставке земельного налога в отношении садовых участков, используемых в предпринимательской деятельности, и подтверждении использования участков в такой деятельности.
(Письмо ФНС России от 30.05.2023 N БС-4-21/6755@)Так, письмом ФНС России от 29.09.2020 N БС-4-21/15891@ налоговые органы информированы о позиции, согласно которой если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, то результаты обследований могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения использования/неиспользования земельных участков в предпринимательской деятельности в целях применения подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
(Письмо ФНС России от 30.05.2023 N БС-4-21/6755@)Так, письмом ФНС России от 29.09.2020 N БС-4-21/15891@ налоговые органы информированы о позиции, согласно которой если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, то результаты обследований могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения использования/неиспользования земельных участков в предпринимательской деятельности в целях применения подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Основными государственными органами, участвующими в налоговых отношениях, являются налоговые органы. Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Основными государственными органами, участвующими в налоговых отношениях, являются налоговые органы. Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1.3. Полномочие страховщика по получению информации о страхователях и застрахованных лицах и иных сведений, составляющих "налоговую тайну", перекликается с аналогичными возможностями, предоставленными в рамках деятельности страховщика по проведению проверок документов страхователей и застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы. В этом отношении отдельное упоминание данного полномочия представляется излишним, поскольку при осуществлении контрольных мероприятий происходят информационный обмен и взаимодействие с уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления и иными организациями и учреждениями. Указанная в комментируемой статье информация предоставляется ПФР налоговыми органами на основании Соглашения ФНС России N ММВ-23-11/26@, ПФР N АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации".
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1.3. Полномочие страховщика по получению информации о страхователях и застрахованных лицах и иных сведений, составляющих "налоговую тайну", перекликается с аналогичными возможностями, предоставленными в рамках деятельности страховщика по проведению проверок документов страхователей и застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы. В этом отношении отдельное упоминание данного полномочия представляется излишним, поскольку при осуществлении контрольных мероприятий происходят информационный обмен и взаимодействие с уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления и иными организациями и учреждениями. Указанная в комментируемой статье информация предоставляется ПФР налоговыми органами на основании Соглашения ФНС России N ММВ-23-11/26@, ПФР N АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации".
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Вместе с тем, по нашему мнению, курьезным видится отнесение к "особым условиям" гражданской службы "регулярное исполнение должностных обязанностей, связанных с непосредственным взаимодействием с населением (обращения граждан, личный прием, консультации по телефону и т.д.), связанных с представлением интересов субъекта или исполнительных органов субъекта Российской Федерации в федеральных органах государственной власти, органах местного самоуправления, судах, налоговых, правоохранительных органах, иных государственных органах и организациях, независимо от форм собственности; исполнение должностных обязанностей совместно с обучением на службе менее опытных сотрудников; регулярное исполнение должностных обязанностей с использованием средств информационно-коммуникационных технологий в соответствии с замещаемой должностью" и т.п.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Вместе с тем, по нашему мнению, курьезным видится отнесение к "особым условиям" гражданской службы "регулярное исполнение должностных обязанностей, связанных с непосредственным взаимодействием с населением (обращения граждан, личный прием, консультации по телефону и т.д.), связанных с представлением интересов субъекта или исполнительных органов субъекта Российской Федерации в федеральных органах государственной власти, органах местного самоуправления, судах, налоговых, правоохранительных органах, иных государственных органах и организациях, независимо от форм собственности; исполнение должностных обязанностей совместно с обучением на службе менее опытных сотрудников; регулярное исполнение должностных обязанностей с использованием средств информационно-коммуникационных технологий в соответствии с замещаемой должностью" и т.п.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 30.01.2023 N Д-5-20/7@ <О проверках ККТ в 2023 году>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 4)Сведения о причинении вреда или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ИФНС получает:
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 4)Сведения о причинении вреда или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ИФНС получает:
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Если унитарное предприятие представляет бухгалтерскую отчетность в налоговый орган в целях формирования ГИРБО, то уполномоченный орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ или ОМСУ получит отчетность из указанного ресурса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Если унитарное предприятие представляет бухгалтерскую отчетность в налоговый орган в целях формирования ГИРБО, то уполномоченный орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ или ОМСУ получит отчетность из указанного ресурса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)АИС "Налог-3" создана в целях автоматизации деятельности ФНС России, обмена данными, анализа информации, сбора и обобщения статистических сведений, а также формирования информационных ресурсов налоговых органов. АИС "Налог-3" призвана обеспечить взаимодействие налогоплательщиков с ФНС России в электронном виде, создание единого информационного массива налоговых органов, упрощение процедур, повышение качества и оптимизацию сроков налогового администрирования, повышение эффективности контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика, совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)АИС "Налог-3" создана в целях автоматизации деятельности ФНС России, обмена данными, анализа информации, сбора и обобщения статистических сведений, а также формирования информационных ресурсов налоговых органов. АИС "Налог-3" призвана обеспечить взаимодействие налогоплательщиков с ФНС России в электронном виде, создание единого информационного массива налоговых органов, упрощение процедур, повышение качества и оптимизацию сроков налогового администрирования, повышение эффективности контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика, совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления.