Выявление детей оставшихся без попечения родителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Выявление детей оставшихся без попечения родителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) (с учетом профессионального стандарта) >>>
Статья: Проблемные аспекты опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей: роль прокурорского надзора
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)Нарушение законодательства об опеке и попечительстве прежде всего может заключаться в невыявлении или несвоевременном выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, в отсутствие нормативного упорядочения работы органов опеки, несоблюдении опекой правовых оснований оформления опеки (попечительства) <12>. Считаем, что прокуроры, обобщая состояние законности при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, должны учитывать данные об их безнадзорности и о совершенных в отношении детей правонарушениях, документы, иные сведения об их жизнеустройстве, истребованные из органов опеки, КДНиЗП, ПДН и иных органов системы профилактики. В случае выявления нарушений незамедлительно реагировать согласно Закону о прокуратуре. Полагаем, когда интересы ребенка требуют защиты, наиболее приемлемого способа его устройства, прокурор вправе ставить вопрос об отмене опеки в случаях, если опекунами назначаются лица, не могущие быть таковыми по закону <13>; когда нет согласия ребенка, достигшего 10 лет, на передачу в семью опекуна (попечителя) или согласия супруга опекуна (попечителя), членов семьи, проживающих с опекуном (попечителем); нет заключения органа опеки на передачу ребенка под опеку (попечительство) <14>. В ходе проверки важно устанавливать, есть ли факты принятия опекуном на воспитание ребенка лишь с целью получения предусмотренных законодательством опекунских выплат для использования их в личных целях. На наш взгляд, необходимо рассматривать это как один из видов мошенничества, что будет мерой профилактики для отдельных граждан, желающих стать опекунами над детьми с целью обогащения. Для признания опеки недействительной или ее отмены прокурор вправе внести представление, принести протест на правовой акт, применить гражданско-правовые средства для защиты детей. Но прокуроры не должны подменять иные государственные органы. Поводом для обращения в суд могут быть обращения граждан, которые в силу возраста, состояния здоровья и по другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд, результаты прокурорских проверок, сведения органов системы профилактики о нарушениях. Например, после вмешательства прокуратуры Ленинского района Республики Крым, обратившейся в суд с административным исковым заявлением в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Ленинского района незаконным и понуждении совершить определенные действия, администрацией района был принят административный регламент о предоставлении муниципальной услуги по установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними <15>.
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)Нарушение законодательства об опеке и попечительстве прежде всего может заключаться в невыявлении или несвоевременном выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, в отсутствие нормативного упорядочения работы органов опеки, несоблюдении опекой правовых оснований оформления опеки (попечительства) <12>. Считаем, что прокуроры, обобщая состояние законности при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, должны учитывать данные об их безнадзорности и о совершенных в отношении детей правонарушениях, документы, иные сведения об их жизнеустройстве, истребованные из органов опеки, КДНиЗП, ПДН и иных органов системы профилактики. В случае выявления нарушений незамедлительно реагировать согласно Закону о прокуратуре. Полагаем, когда интересы ребенка требуют защиты, наиболее приемлемого способа его устройства, прокурор вправе ставить вопрос об отмене опеки в случаях, если опекунами назначаются лица, не могущие быть таковыми по закону <13>; когда нет согласия ребенка, достигшего 10 лет, на передачу в семью опекуна (попечителя) или согласия супруга опекуна (попечителя), членов семьи, проживающих с опекуном (попечителем); нет заключения органа опеки на передачу ребенка под опеку (попечительство) <14>. В ходе проверки важно устанавливать, есть ли факты принятия опекуном на воспитание ребенка лишь с целью получения предусмотренных законодательством опекунских выплат для использования их в личных целях. На наш взгляд, необходимо рассматривать это как один из видов мошенничества, что будет мерой профилактики для отдельных граждан, желающих стать опекунами над детьми с целью обогащения. Для признания опеки недействительной или ее отмены прокурор вправе внести представление, принести протест на правовой акт, применить гражданско-правовые средства для защиты детей. Но прокуроры не должны подменять иные государственные органы. Поводом для обращения в суд могут быть обращения граждан, которые в силу возраста, состояния здоровья и по другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд, результаты прокурорских проверок, сведения органов системы профилактики о нарушениях. Например, после вмешательства прокуратуры Ленинского района Республики Крым, обратившейся в суд с административным исковым заявлением в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Ленинского района незаконным и понуждении совершить определенные действия, администрацией района был принят административный регламент о предоставлении муниципальной услуги по установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними <15>.
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Глава 18. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Глава 18. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
Приказ Росстата от 17.12.2021 N 928
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения за выявлением и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения за выявлением и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данное положение закреплено с учетом того, что согласно ст. 2 СК РФ определение форм и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, входит в предмет регулирования семейного законодательства. Указанная статья изложена Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 457-ФЗ полностью в новой редакции, согласно которой семейное законодательство в том числе определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данное положение закреплено с учетом того, что согласно ст. 2 СК РФ определение форм и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, входит в предмет регулирования семейного законодательства. Указанная статья изложена Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 457-ФЗ полностью в новой редакции, согласно которой семейное законодательство в том числе определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья: Обеспечение баланса интересов и прав супругов при осуществлении ими брачно-семейных отношений
(Алборов С.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Если психологические отклонения были выявлены у родителей ребенка, то в такие отношения обязаны вмешаться органы опеки и попечительства. В соответствии с положениями ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях признания родителей недееспособными возлагается на органы опеки и попечительства, которые должны выявлять детей, оставшихся без попечения родителей и вести их учет в целях обеспечения их защиты до момента разрешения вопроса об устройстве таких детей.
(Алборов С.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Если психологические отклонения были выявлены у родителей ребенка, то в такие отношения обязаны вмешаться органы опеки и попечительства. В соответствии с положениями ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях признания родителей недееспособными возлагается на органы опеки и попечительства, которые должны выявлять детей, оставшихся без попечения родителей и вести их учет в целях обеспечения их защиты до момента разрешения вопроса об устройстве таких детей.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Стоит отметить, что на сегодняшний день материально-правовые кодексы содержат значительное число процедурных норм. Так, нормы ГК РФ регулируют порядок проведения торгов, удостоверения доверенности, списания денежных средств со счета должника в банке. Нормы трудового права регулируют порядок организации и проведения проверок работодателей, учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам. Нормы семейного права регулируют порядок временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные (процедурные) нормы, предназначенные для регулирования порядка осуществления определенной деятельности, служат реализации материальных прав граждан и организаций. Вместе с тем данные нормы не относятся к процессуальным (в строгом смысле этого слова), а регулируемая ими деятельность - к процессу.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Стоит отметить, что на сегодняшний день материально-правовые кодексы содержат значительное число процедурных норм. Так, нормы ГК РФ регулируют порядок проведения торгов, удостоверения доверенности, списания денежных средств со счета должника в банке. Нормы трудового права регулируют порядок организации и проведения проверок работодателей, учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам. Нормы семейного права регулируют порядок временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные (процедурные) нормы, предназначенные для регулирования порядка осуществления определенной деятельности, служат реализации материальных прав граждан и организаций. Вместе с тем данные нормы не относятся к процессуальным (в строгом смысле этого слова), а регулируемая ими деятельность - к процессу.
Статья: Правовое регулирование диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: новый порядок - старые проблемы
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)В статье дан научно-практический анализ отдельных проблем правового регулирования диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выявлены имеющиеся в многочисленных нормативных правовых актах расхождения в юридической терминологии, что вносит сложности в понимание и применение отдельных правовых норм, в результате чего сформулирован вывод о том, что имеющиеся недостатки нормативных правовых актов способствуют нарушению прав детей на охрану здоровья. Отсутствие установленных форм медицинской документации не позволяет должным образом осуществлять оценку состояния здоровья детей. Следовательно, требуется внесение изменений в порядок проведения диспансеризации, дополнение необходимыми нормами в части обеспечения врачебной тайны, дачи информированного добровольного согласия. Предложены возможные варианты устранения выявленных недостатков и пробелов с учетом действующего законодательства.
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)В статье дан научно-практический анализ отдельных проблем правового регулирования диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выявлены имеющиеся в многочисленных нормативных правовых актах расхождения в юридической терминологии, что вносит сложности в понимание и применение отдельных правовых норм, в результате чего сформулирован вывод о том, что имеющиеся недостатки нормативных правовых актов способствуют нарушению прав детей на охрану здоровья. Отсутствие установленных форм медицинской документации не позволяет должным образом осуществлять оценку состояния здоровья детей. Следовательно, требуется внесение изменений в порядок проведения диспансеризации, дополнение необходимыми нормами в части обеспечения врачебной тайны, дачи информированного добровольного согласия. Предложены возможные варианты устранения выявленных недостатков и пробелов с учетом действующего законодательства.
Статья: Материальное и процессуальное представительство: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Вместе с тем Гражданский кодекс России не называет в числе законных представителей приемных родителей, патронатных воспитателей, равно как и медицинские организации, образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные аналогичные организации, в которые помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Не упомянуты в этом качестве и органы опеки и попечительства, на которые в силу закона возложены разные по правовой природе полномочия: анализ содержания ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет условно разграничить властно-распорядительные и представительские полномочия. Органы опеки и попечительства, реализуя возложенные на них властно-распорядительные функции, наделены следующими полномочиями: по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; по установлению опеки или попечительства; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Наряду с перечисленными полномочиями, присущими органу опеки и попечительства как органу публичной власти, следует выделить также представительские полномочия: на заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным; на представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов или попечителей противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Неслучайно О.Н. Замрий именует участие органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях как органа публичной власти "своеобразной формой публичного представительства интересов ребенка", по сути, речь идет о роли органа опеки и попечительства как представителя государства по защите прав и интересов ребенка [4, с. 150.] При осуществлении предписанных законом функций и полномочий орган опеки и попечительства вступает в правоотношения, но, как правило, субъектом семейных правоотношений не является, так как не реализует собственные права и обязанности. Орган опеки и попечительства своими действиями способствует реализации прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. И здесь может быть проведена некая параллель с определением роли прокурора и суда, которые не имеют субъективных семейных прав и обязанностей при рассмотрении гражданского дела по спору, вытекающему из семейных правоотношений, они наделены властными полномочиями по разрешению возникшего спора. В то же время в случаях, определенных законом, орган опеки и попечительства может быть уполномочен на осуществление действий как законный представитель ребенка. В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству могут быть возложены непосредственно на орган опеки и попечительства, если дети признаются оставшимися без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, длительного отсутствия или уклонения от исполнения родительских обязанностей. В таких ситуациях орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего ребенка до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство. Если с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца ему не был назначен опекун (попечитель), на орган опеки и попечительства по месту выявления несовершеннолетнего ребенка возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекуна (попечителя) за органом опеки и попечительства сохраняются до назначения ребенку опекуна (попечителя) либо до устройства ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей; пока этого не произойдет, орган опеки и попечительства обязан заботиться о ребенке, защищать его права и законные интересы, принимать меры к устройству ребенка в новую семью. Семейным кодексом РФ запрещена деятельность любых юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кроме органов опеки и попечительства. Вывод очевиден: когда ребенок признается оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, орган опеки и попечительства, по существу возложенных на него государством полномочий, выступает в качестве единственного законного представителя несовершеннолетнего лица, хоть и не поименован в этом статусе в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства.
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Вместе с тем Гражданский кодекс России не называет в числе законных представителей приемных родителей, патронатных воспитателей, равно как и медицинские организации, образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные аналогичные организации, в которые помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Не упомянуты в этом качестве и органы опеки и попечительства, на которые в силу закона возложены разные по правовой природе полномочия: анализ содержания ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет условно разграничить властно-распорядительные и представительские полномочия. Органы опеки и попечительства, реализуя возложенные на них властно-распорядительные функции, наделены следующими полномочиями: по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; по установлению опеки или попечительства; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Наряду с перечисленными полномочиями, присущими органу опеки и попечительства как органу публичной власти, следует выделить также представительские полномочия: на заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным; на представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов или попечителей противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Неслучайно О.Н. Замрий именует участие органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях как органа публичной власти "своеобразной формой публичного представительства интересов ребенка", по сути, речь идет о роли органа опеки и попечительства как представителя государства по защите прав и интересов ребенка [4, с. 150.] При осуществлении предписанных законом функций и полномочий орган опеки и попечительства вступает в правоотношения, но, как правило, субъектом семейных правоотношений не является, так как не реализует собственные права и обязанности. Орган опеки и попечительства своими действиями способствует реализации прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. И здесь может быть проведена некая параллель с определением роли прокурора и суда, которые не имеют субъективных семейных прав и обязанностей при рассмотрении гражданского дела по спору, вытекающему из семейных правоотношений, они наделены властными полномочиями по разрешению возникшего спора. В то же время в случаях, определенных законом, орган опеки и попечительства может быть уполномочен на осуществление действий как законный представитель ребенка. В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству могут быть возложены непосредственно на орган опеки и попечительства, если дети признаются оставшимися без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, длительного отсутствия или уклонения от исполнения родительских обязанностей. В таких ситуациях орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего ребенка до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство. Если с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца ему не был назначен опекун (попечитель), на орган опеки и попечительства по месту выявления несовершеннолетнего ребенка возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекуна (попечителя) за органом опеки и попечительства сохраняются до назначения ребенку опекуна (попечителя) либо до устройства ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей; пока этого не произойдет, орган опеки и попечительства обязан заботиться о ребенке, защищать его права и законные интересы, принимать меры к устройству ребенка в новую семью. Семейным кодексом РФ запрещена деятельность любых юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кроме органов опеки и попечительства. Вывод очевиден: когда ребенок признается оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, орган опеки и попечительства, по существу возложенных на него государством полномочий, выступает в качестве единственного законного представителя несовершеннолетнего лица, хоть и не поименован в этом статусе в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Если психологические отклонения были выявлены у родителей ребенка, то в такие отношения обязаны вмешаться органы опеки и попечительства. В соответствии с положениями ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей, в случаях признания родителей недееспособными, возлагается на органы опеки и попечительства, которые должны выявлять детей, оставшихся без попечения родителей и вести их учет в целях обеспечения их защиты до момента разрешения вопроса об устройстве таких детей. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 122 СК РФ, обязанность о предоставлении информации о подобных детях в органы опеки и попечительства возложена на всех граждан РФ.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Если психологические отклонения были выявлены у родителей ребенка, то в такие отношения обязаны вмешаться органы опеки и попечительства. В соответствии с положениями ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей, в случаях признания родителей недееспособными, возлагается на органы опеки и попечительства, которые должны выявлять детей, оставшихся без попечения родителей и вести их учет в целях обеспечения их защиты до момента разрешения вопроса об устройстве таких детей. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 122 СК РФ, обязанность о предоставлении информации о подобных детях в органы опеки и попечительства возложена на всех граждан РФ.
Статья: Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей в структуре семейного правоотношения
(Ульянова М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)И.Г. Король пишет: "правомочие проживания со своими родителями является элементом содержания права ребенка жить и воспитываться в семье, т.е. возможность ребенка постоянно либо преимущественно жить и находиться в своей семье, воспитываться своими родителями либо, если это невозможно, жить в семье опекуна (попечителя), усыновителя или в приемной семье, а также предполагает наличие постоянного законного представителя ребенка" [22, с. 95]. Помимо проживания со своими родителями или опекуном, как полагают авторы, это право взаимосвязано с правом на общение ребенка со своими родителями и другими родственниками при нахождении его в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и т.д.) (п. 2 ст. 55 СК РФ), запрещено ограничение или лишение воспитанников контактов с родителями (законными представителями) <18>. Данное право ребенка может быть реализовано при активных действиях самих родителей, однако необходимы организационные действия со стороны государства для возможности такого общения. Либо семейное право ребенка может быть осуществлено только при активных действиях со стороны государственных органов, которые направлены на выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и на устройство ребенка в семью.
(Ульянова М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)И.Г. Король пишет: "правомочие проживания со своими родителями является элементом содержания права ребенка жить и воспитываться в семье, т.е. возможность ребенка постоянно либо преимущественно жить и находиться в своей семье, воспитываться своими родителями либо, если это невозможно, жить в семье опекуна (попечителя), усыновителя или в приемной семье, а также предполагает наличие постоянного законного представителя ребенка" [22, с. 95]. Помимо проживания со своими родителями или опекуном, как полагают авторы, это право взаимосвязано с правом на общение ребенка со своими родителями и другими родственниками при нахождении его в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и т.д.) (п. 2 ст. 55 СК РФ), запрещено ограничение или лишение воспитанников контактов с родителями (законными представителями) <18>. Данное право ребенка может быть реализовано при активных действиях самих родителей, однако необходимы организационные действия со стороны государства для возможности такого общения. Либо семейное право ребенка может быть осуществлено только при активных действиях со стороны государственных органов, которые направлены на выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и на устройство ребенка в семью.
Ситуация: В каких случаях ребенок может быть устроен в организацию для детей-сирот?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выявлением детей, оставшихся без попечения родителей, их учетом и устройством в организации для детей-сирот занимаются органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выявлением детей, оставшихся без попечения родителей, их учетом и устройством в организации для детей-сирот занимаются органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК РФ).
Статья: Социально-правовые риски воспитания ребенка в приемной семье
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Такой подход установлен в ст. 123 СК РФ: дети, которые остались без родительского попечения, в первую очередь подлежат передаче на воспитание в семью усыновителей, опекунов (попечителей), в приемную семью либо, если законом соответствующего субъекта РФ предусмотрено создание патронатной семьи, - в такую семью. И только при отсутствии такой возможности, но с условием временного характера пребывания, до последующего устройства в семью, ребенок может быть помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Алгоритм выявления и устройства таких детей регламентирован не только СК РФ, но и другими федеральными законами <4> и подзаконными актами <5>.
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Такой подход установлен в ст. 123 СК РФ: дети, которые остались без родительского попечения, в первую очередь подлежат передаче на воспитание в семью усыновителей, опекунов (попечителей), в приемную семью либо, если законом соответствующего субъекта РФ предусмотрено создание патронатной семьи, - в такую семью. И только при отсутствии такой возможности, но с условием временного характера пребывания, до последующего устройства в семью, ребенок может быть помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Алгоритм выявления и устройства таких детей регламентирован не только СК РФ, но и другими федеральными законами <4> и подзаконными актами <5>.