Вырубка на землях сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Вырубка на землях сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2024 N 88а-19401/2024 по делу N 2а-3985/2023 (УИД 52RS0007-01-2023-000676-04)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании предостережений незаконными.
Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемые предостережения и ответ являются незаконными и нарушающими его права и законные интересы, поскольку он в соответствии с законодательством направил в соответствующие государственные органы уведомления об использовании лесов на принадлежащих ему земельных участках с указанием видов их использования.
Решение: Отказано.Ссылка ФИО1 в кассационной жалобе о том, что принадлежащие ему земельные участки расположены в водоохранной зоне Горьковского водохранилища, в которой запрещена любая деятельность по распашке земель и вырубке лесов, не свидетельствует о незаконности оспариваемых предостережений, поскольку мероприятия по приведению земельного участка сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для использование его по целевому назначению, в силу действующего законодательства не ограничиваются деятельностью по распашке земель и вырубке лесов.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании предостережений незаконными.
Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемые предостережения и ответ являются незаконными и нарушающими его права и законные интересы, поскольку он в соответствии с законодательством направил в соответствующие государственные органы уведомления об использовании лесов на принадлежащих ему земельных участках с указанием видов их использования.
Решение: Отказано.Ссылка ФИО1 в кассационной жалобе о том, что принадлежащие ему земельные участки расположены в водоохранной зоне Горьковского водохранилища, в которой запрещена любая деятельность по распашке земель и вырубке лесов, не свидетельствует о незаконности оспариваемых предостережений, поскольку мероприятия по приведению земельного участка сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для использование его по целевому назначению, в силу действующего законодательства не ограничиваются деятельностью по распашке земель и вырубке лесов.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2024 N 05АП-5003/2024 по делу N А51-6418/2024
Требование: О признании незаконным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылки главы КФХ на то, что с момента оформления права на указанный земельный участок она фактически занималась его освоением (расчисткой) с целью приведения в состояние, позволяющее использовать земельный участок в сельскохозяйственных целях (осуществлен частичный снос зеленых насаждений на основании постановления администрации от 17.12.2020 N 634 "О выдаче ИП ГК(Ф)Х Кодиневой М.А. разрешения на вырубку зеленых насаждений", на расчищенной территории спорного земельного участка осуществляется хранение рулонного сена), также не свидетельствуют о непригодности земельного участка для сельскохозяйственной деятельности по вине арендодателя, поскольку все перечисленные действия находятся в поле правомочий арендатора.
Требование: О признании незаконным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылки главы КФХ на то, что с момента оформления права на указанный земельный участок она фактически занималась его освоением (расчисткой) с целью приведения в состояние, позволяющее использовать земельный участок в сельскохозяйственных целях (осуществлен частичный снос зеленых насаждений на основании постановления администрации от 17.12.2020 N 634 "О выдаче ИП ГК(Ф)Х Кодиневой М.А. разрешения на вырубку зеленых насаждений", на расчищенной территории спорного земельного участка осуществляется хранение рулонного сена), также не свидетельствуют о непригодности земельного участка для сельскохозяйственной деятельности по вине арендодателя, поскольку все перечисленные действия находятся в поле правомочий арендатора.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения: проблемы реализации новелл законодательства
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)В-третьих, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О мелиорации земель" <18> вырубка на землях сельскохозяйственного назначения лесной растительности, не относящейся к защитным лесам, допускалась только при проведении культуртехнической мелиорации земель, которая состоит в проведении комплекса мероприятий по коренному улучшению земель, в том числе расчистке мелиорируемых земель от травянистой растительности, кочек, пней и мха.
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)В-третьих, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О мелиорации земель" <18> вырубка на землях сельскохозяйственного назначения лесной растительности, не относящейся к защитным лесам, допускалась только при проведении культуртехнической мелиорации земель, которая состоит в проведении комплекса мероприятий по коренному улучшению земель, в том числе расчистке мелиорируемых земель от травянистой растительности, кочек, пней и мха.
Статья: Цифровые технологии и искусственный интеллект как средства профилактики проявлений коррупции в контрольной (надзорной) деятельности: отечественный и зарубежный опыт
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Также большую роль в сокращении коррупционных рисков могут сыграть механизмы Интернета вещей (технологии передачи данных между объектами, в которые встроены средства и технологии взаимодействия друг с другом и внешними объектами), машинного обучения, используемые в рамках дистанционного контроля (мониторинга) без взаимодействия с контролируемыми лицами. В качестве подсистемы ГИС ТОР КНД была создана Платформа сбора данных (далее - ПСД), направленная на проведение дистанционного мониторинга объектов контроля в режиме реального времени. ПСД применяется в рамках реализации функций федерального и регионального государственного контроля (надзора) для выявления незаконных вырубок леса, зарастания сельскохозяйственных земель, нарушений строительства объектов, эксплуатации многоквартирных домов, выявления превышений предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах, состояния архивного фонда.
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Также большую роль в сокращении коррупционных рисков могут сыграть механизмы Интернета вещей (технологии передачи данных между объектами, в которые встроены средства и технологии взаимодействия друг с другом и внешними объектами), машинного обучения, используемые в рамках дистанционного контроля (мониторинга) без взаимодействия с контролируемыми лицами. В качестве подсистемы ГИС ТОР КНД была создана Платформа сбора данных (далее - ПСД), направленная на проведение дистанционного мониторинга объектов контроля в режиме реального времени. ПСД применяется в рамках реализации функций федерального и регионального государственного контроля (надзора) для выявления незаконных вырубок леса, зарастания сельскохозяйственных земель, нарушений строительства объектов, эксплуатации многоквартирных домов, выявления превышений предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах, состояния архивного фонда.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 59
"Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"б) исходя из средней стоимости спелых многолетних насаждений или полученной из них древесины, сложившейся в субъекте Российской Федерации по месту нахождения участка, за вычетом расходов на их рубку и вывоз до ближайшего населенного пункта. Стоимость насаждений не учитывается, если полученная от их вырубки древесина не является собственностью правообладателя земельного участка;
"Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"б) исходя из средней стоимости спелых многолетних насаждений или полученной из них древесины, сложившейся в субъекте Российской Федерации по месту нахождения участка, за вычетом расходов на их рубку и вывоз до ближайшего населенного пункта. Стоимость насаждений не учитывается, если полученная от их вырубки древесина не является собственностью правообладателя земельного участка;
Приказ Росстата от 27.12.2021 N 959
(ред. от 26.08.2025)
"Об утверждении официальной статистической методологии стоимостной оценки земли"Земля может появиться экономически, если она преобразована из дикого или деградированного состояния в такое состояние, в котором на нее может быть установлено право собственности, и земля может быть использована для экономических целей. Все ухудшения земли также отражаются в счете других изменений в объеме активов. Ухудшение может быть ожидаемым следствием регулярной экономической деятельности или менее предсказуемой эрозии или другого ущерба вследствие вырубки леса или ненадлежащих методов сельскохозяйственного производства. Существенное ухудшение качества земли могут вызвать аномальные наводнения или повреждения, нанесенные ветром.
(ред. от 26.08.2025)
"Об утверждении официальной статистической методологии стоимостной оценки земли"Земля может появиться экономически, если она преобразована из дикого или деградированного состояния в такое состояние, в котором на нее может быть установлено право собственности, и земля может быть использована для экономических целей. Все ухудшения земли также отражаются в счете других изменений в объеме активов. Ухудшение может быть ожидаемым следствием регулярной экономической деятельности или менее предсказуемой эрозии или другого ущерба вследствие вырубки леса или ненадлежащих методов сельскохозяйственного производства. Существенное ухудшение качества земли могут вызвать аномальные наводнения или повреждения, нанесенные ветром.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно данной норме сельскохозяйственная деятельность должна осуществляться на лесных участках, то есть на землях лесного фонда. К таковым согласно ст. 101 ЗК относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно данной норме сельскохозяйственная деятельность должна осуществляться на лесных участках, то есть на землях лесного фонда. К таковым согласно ст. 101 ЗК относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Статья: Земельный участок как сложная вещь в российском гражданском праве
(Бобров Д.В.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Однако на практике не всегда суды, руководствуясь вышеуказанным Постановлением Пленума ВС РФ N 21, приходят к одинаковым выводам. Судебной коллегией по гражданским делам Тверской области было вынесено определение о взыскании с СПК "Апухтинский" и ИП Понарина суммы в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, путем вырубки древесины на землях сельскохозяйственного назначения. Суд мотивировал, что невозможность квалифицировать рубку насаждений на землях иных категорий как преступление или правонарушение не означает, что такие насаждения не подлежат охране и не имеют стоимостной оценки как имущество, однако определение размера вреда в результате их повреждения и уничтожения должно производиться в общем гражданско-правовом порядке. При этом положения ст. 1064 ГК РФ и п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не исключают возложение на причинителя вреда обязанности по возмещению вреда в полном объеме, в том числе с учетом невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь <12>. Позиция, высказанная данным судом, кажется нам неубедительной, так как целевое использование сельскохозяйственных земель не запрещает вырубку насаждений.
(Бобров Д.В.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Однако на практике не всегда суды, руководствуясь вышеуказанным Постановлением Пленума ВС РФ N 21, приходят к одинаковым выводам. Судебной коллегией по гражданским делам Тверской области было вынесено определение о взыскании с СПК "Апухтинский" и ИП Понарина суммы в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, путем вырубки древесины на землях сельскохозяйственного назначения. Суд мотивировал, что невозможность квалифицировать рубку насаждений на землях иных категорий как преступление или правонарушение не означает, что такие насаждения не подлежат охране и не имеют стоимостной оценки как имущество, однако определение размера вреда в результате их повреждения и уничтожения должно производиться в общем гражданско-правовом порядке. При этом положения ст. 1064 ГК РФ и п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не исключают возложение на причинителя вреда обязанности по возмещению вреда в полном объеме, в том числе с учетом невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь <12>. Позиция, высказанная данным судом, кажется нам неубедительной, так как целевое использование сельскохозяйственных земель не запрещает вырубку насаждений.
Статья: Головной акт экологического законодательства: методологические аспекты оценки его роли
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 5)Согласно ст. 2, которая называется "Охрана земель", сельскохозяйственное использование почв, а также использование других природных ресурсов, связанных с почвами (растительность, воды), не должно приводить к сокращению площадей сельскохозяйственных угодий или ухудшению качества плодородных земель.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 5)Согласно ст. 2, которая называется "Охрана земель", сельскохозяйственное использование почв, а также использование других природных ресурсов, связанных с почвами (растительность, воды), не должно приводить к сокращению площадей сельскохозяйственных угодий или ухудшению качества плодородных земель.
Статья: Узуфруктное право: истоки, сравнительно-правовой анализ и перспективы развития в России
(Щенникова Л.В., Мигачева А.Ю.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)11. Социальная направленность узуфрукта в зарубежных правопорядках находит воплощение в нормах о пользовладении объектами, имеющими особое общественное значение: лесами, водными объектами, виноградниками, сельскохозяйственными землями. В отношении данных объектов усмотрение узуфруктуария ограничено соображениями общественной полезности. Пользование ими, включая возможности вырубки лесов, изменения видов фруктовых деревьев, сбор полезных ископаемых, осуществляется либо на основании хозяйственного плана, либо строгих предписаний закона, обязывающих узуфруктуария следить за качеством данных объектов, не допуская снижения количественных показателей. Считаем необходимым учесть данный подход в отечественном законодательстве.
(Щенникова Л.В., Мигачева А.Ю.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)11. Социальная направленность узуфрукта в зарубежных правопорядках находит воплощение в нормах о пользовладении объектами, имеющими особое общественное значение: лесами, водными объектами, виноградниками, сельскохозяйственными землями. В отношении данных объектов усмотрение узуфруктуария ограничено соображениями общественной полезности. Пользование ими, включая возможности вырубки лесов, изменения видов фруктовых деревьев, сбор полезных ископаемых, осуществляется либо на основании хозяйственного плана, либо строгих предписаний закона, обязывающих узуфруктуария следить за качеством данных объектов, не допуская снижения количественных показателей. Считаем необходимым учесть данный подход в отечественном законодательстве.
Вопрос: Кем устанавливаются правила выпаса сельскохозяйственных животных?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)для выпаса сельскохозяйственных животных должны использоваться нелесные земли, а также земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), до проведения на них лесовосстановления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)для выпаса сельскохозяйственных животных должны использоваться нелесные земли, а также земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), до проведения на них лесовосстановления.
Статья: Опыт правового регулирования лесопользования в России и зарубежных странах (на примере государств Восточной Африки)
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)На территории Бурунди расположены три лесных экорегиона: мозаика лес-саванна бассейна озера Виктория, леса Миомбо центральной части бассейна Замбези, горные леса Альбертинского рифта. Значительная часть лесов страны либо была трансформирована в сельскохозяйственные земли, либо занята плантациями древесных насаждений, которые организуются преимущественно на вершинах холмов и крутых склонах для создания террас и предотвращения эрозии почв. Плантации состоят в основном из таких пород деревьев, как эвкалипт, кедр и сосна <25>. В 1990-х гг. в Бурунди наблюдался один из самых высоких уровней обезлесения в мире (около 9% площади лесов в год) <26>. Резкое сокращение лесных площадей в 1995 г. было связано прежде всего с гражданской войной и расформированием институтов управления земельными ресурсами на местном уровне. Это привело к масштабному захвату и эксплуатации земель, не предназначенных для ведения сельского хозяйства, как правило, это лесные земли и особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ). С 1999 по 2004 г. наблюдался небольшой рост лесных площадей, что может быть связано с принятием Экологического кодекса в 2000 г. <27>, которым, в частности, были запрещены бесконтрольные сельскохозяйственные палы и поджоги в сельскохозяйственных или экосистемных целях <28>. Кроме того, данным Кодексом провозглашалась защита всех государственных или частных лесов от любой формы деградации или разрушения, вызванной, в частности, чрезмерной вырубкой, загрязнением, поджогом или пожарами, чрезмерной сельскохозяйственной эксплуатацией или чрезмерным выпасом скота, болезнями или внедрением неподходящих видов (ст. 70). В дальнейшем площадь лесных земель практически не менялась, а в период с 2009 по 2015 г. наблюдалась отрицательная тенденция.
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)На территории Бурунди расположены три лесных экорегиона: мозаика лес-саванна бассейна озера Виктория, леса Миомбо центральной части бассейна Замбези, горные леса Альбертинского рифта. Значительная часть лесов страны либо была трансформирована в сельскохозяйственные земли, либо занята плантациями древесных насаждений, которые организуются преимущественно на вершинах холмов и крутых склонах для создания террас и предотвращения эрозии почв. Плантации состоят в основном из таких пород деревьев, как эвкалипт, кедр и сосна <25>. В 1990-х гг. в Бурунди наблюдался один из самых высоких уровней обезлесения в мире (около 9% площади лесов в год) <26>. Резкое сокращение лесных площадей в 1995 г. было связано прежде всего с гражданской войной и расформированием институтов управления земельными ресурсами на местном уровне. Это привело к масштабному захвату и эксплуатации земель, не предназначенных для ведения сельского хозяйства, как правило, это лесные земли и особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ). С 1999 по 2004 г. наблюдался небольшой рост лесных площадей, что может быть связано с принятием Экологического кодекса в 2000 г. <27>, которым, в частности, были запрещены бесконтрольные сельскохозяйственные палы и поджоги в сельскохозяйственных или экосистемных целях <28>. Кроме того, данным Кодексом провозглашалась защита всех государственных или частных лесов от любой формы деградации или разрушения, вызванной, в частности, чрезмерной вырубкой, загрязнением, поджогом или пожарами, чрезмерной сельскохозяйственной эксплуатацией или чрезмерным выпасом скота, болезнями или внедрением неподходящих видов (ст. 70). В дальнейшем площадь лесных земель практически не менялась, а в период с 2009 по 2015 г. наблюдалась отрицательная тенденция.