- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Выезд из районов крайнего севера КВР
Выезд из районов крайнего севера КВР
Подборка наиболее важных документов по запросу Выезд из районов крайнего севера КВР (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гарантии и компенсации лицам, переехавшим на Север
(Манохова С.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 8)Вопрос: По каким кодам КОСГУ и КВР отразить расходы на оплату выезда из районов Крайнего Севера в 2022 году?
(Манохова С.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 8)Вопрос: По каким кодам КОСГУ и КВР отразить расходы на оплату выезда из районов Крайнего Севера в 2022 году?
Статья: Конституционный нормоконтроль в сфере социальной защиты
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)Так, принцип стабильности социальных обязательств (который можно называть также принципом защиты приобретенных прав) может быть выведен из правовой позиции, сформулированной в Постановлении от 24.05.2001 N 8-П применительно к жилищным субсидиям для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)Так, принцип стабильности социальных обязательств (который можно называть также принципом защиты приобретенных прав) может быть выведен из правовой позиции, сформулированной в Постановлении от 24.05.2001 N 8-П применительно к жилищным субсидиям для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Вопрос: Какое количество дней дополнительного оплачиваемого отпуска положено сотруднику при работе в районах, приравненных к Крайнему Северу, проживающему и выезжающему на вахту из районов Крайнего Севера, вахта 6 недель через 6 недель?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022)"Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022)"Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022
Готовое решение: Какие есть особенности приема работников на работу по трудовому договору в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
(КонсультантПлюс, 2025)прописывая оплату труда, отразите условие о применении районного коэффициента и процентной надбавки к зарплате работника в размерах, установленных в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по месту выполнения работником трудовой функции. Если более высокий размер районного коэффициента или надбавки предусмотрен, например, вашим локальным нормативным актом, руководствуйтесь им. Районные коэффициенты и процентные надбавки следует начислять в том числе к зарплате вахтовиков, выезжающих на вахту в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности из других районов, совместителей. Также такие условия оплаты труда распространяются на дистанционных работников, если их место жительства (место нахождения) находится в районе Крайнего Севера (приравненной к нему местности). В том числе если ваша организация расположена в другой местности. Районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к зарплате работника в зависимости от места выполнения им трудовой функции, а не от места нахождения работодателя. Это следует, в частности, из ч. 1, 4 ст. 8, абз. 5 ч. 2 ст. 57, ч. 3 ст. 285, абз. 1, 2 ч. 5 ст. 302, ч. 1, 4 ст. 312.1, ст. 315, ч. 1 ст. 316, ч. 1 ст. 317 ТК РФ, ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона о гарантиях работникам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014, Письма Роструда от 15.01.2016 N ТЗ/23333-6-1, Минтруда России от 26.11.2012 N 11-4/660, Роструда от 12.09.2023 N ПГ/18818-6-1;
(КонсультантПлюс, 2025)прописывая оплату труда, отразите условие о применении районного коэффициента и процентной надбавки к зарплате работника в размерах, установленных в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по месту выполнения работником трудовой функции. Если более высокий размер районного коэффициента или надбавки предусмотрен, например, вашим локальным нормативным актом, руководствуйтесь им. Районные коэффициенты и процентные надбавки следует начислять в том числе к зарплате вахтовиков, выезжающих на вахту в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности из других районов, совместителей. Также такие условия оплаты труда распространяются на дистанционных работников, если их место жительства (место нахождения) находится в районе Крайнего Севера (приравненной к нему местности). В том числе если ваша организация расположена в другой местности. Районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к зарплате работника в зависимости от места выполнения им трудовой функции, а не от места нахождения работодателя. Это следует, в частности, из ч. 1, 4 ст. 8, абз. 5 ч. 2 ст. 57, ч. 3 ст. 285, абз. 1, 2 ч. 5 ст. 302, ч. 1, 4 ст. 312.1, ст. 315, ч. 1 ст. 316, ч. 1 ст. 317 ТК РФ, ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона о гарантиях работникам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014, Письма Роструда от 15.01.2016 N ТЗ/23333-6-1, Минтруда России от 26.11.2012 N 11-4/660, Роструда от 12.09.2023 N ПГ/18818-6-1;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<3> Указанный принцип предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. См.: Постановления Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" (СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276), от 20 декабря 2010 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина" (СЗ РФ. 2010. N 52 (ч. I). Ст. 7214).
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<3> Указанный принцип предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. См.: Постановления Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" (СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276), от 20 декабря 2010 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина" (СЗ РФ. 2010. N 52 (ч. I). Ст. 7214).
Статья: Конституционный контроль как фактор совершенствования российского законодательства
(Зорькин В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)В ряду принципов, конкретизирующих базовый принцип юридического равенства, которые особенно тесно связаны в общественном правосознании с принципом справедливости, выделим принцип социального государства. Вот уже многие годы львиная доля обращений в Конституционный Суд обусловлена невыполнением государством лежащих на нем социальных обязательств, в том числе по причине дефектов нормативного регулирования. В числе последних решений Конституционного Суда по обращениям такого рода можно отметить, в частности: Постановление от 7 апреля 2022 г. N 14-П, которым были защищены права военных пенсионеров, получающих пенсии путем зачисления денежных средств на счет (вклад) в кредитной организации (банке), от приостановления и прекращения выплаты пенсии в связи с ее неполучением, при том что пенсионное законодательство допускает выплату пенсии за прошлое время, в том числе после прекращения выплаты, лишь не более чем за три года перед обращением за такой выплатой; Постановление от 1 марта 2022 г. N 9-П, которым Конституционный Суд защитил право на получение жилищной субсидии при выезде из районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностей инвалидов с детства, родившихся там после 1 января 1992 г. и принятых на учет для получения субсидии, в связи с приданием законодателем обратной силы регулированию предоставления такой выплаты только родившимся до 1 января 1992 г.; Постановление от 19 мая 2020 г. N 25-П, в котором Конституционный Суд путем конституционно-правового истолкования положения Трудового кодекса РФ признал недопустимым заключение (в том числе неоднократное) с работником срочного трудового договора на выполнение одной и той же работы и последующее его увольнение в связи с истечением срока такого трудового договора, обусловленное исключительно тем, что закончился срок гражданско-правового договора, заключенного работодателем в рамках осуществляемой им хозяйственной деятельности; Постановление от 20 января 2022 г. N 3-П, в котором Суд защитил права работников, функции которых переданы третьим лицам на основании гражданско-правовых договоров и которые отказались от аналогичной работы в другой местности (в другом регионе), на увольнение в связи с сокращением численности или штата работников организации, что предполагает предоставление работнику повышенных гарантий при увольнении; Постановление от 17 марта 2022 г. N 11-П, которым Конституционный Суд подтвердил право безработных граждан предпенсионного возраста, получивших статус безработного до 1 января 2019 г., на получение повышенного максимального размера пособия по безработице.
(Зорькин В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)В ряду принципов, конкретизирующих базовый принцип юридического равенства, которые особенно тесно связаны в общественном правосознании с принципом справедливости, выделим принцип социального государства. Вот уже многие годы львиная доля обращений в Конституционный Суд обусловлена невыполнением государством лежащих на нем социальных обязательств, в том числе по причине дефектов нормативного регулирования. В числе последних решений Конституционного Суда по обращениям такого рода можно отметить, в частности: Постановление от 7 апреля 2022 г. N 14-П, которым были защищены права военных пенсионеров, получающих пенсии путем зачисления денежных средств на счет (вклад) в кредитной организации (банке), от приостановления и прекращения выплаты пенсии в связи с ее неполучением, при том что пенсионное законодательство допускает выплату пенсии за прошлое время, в том числе после прекращения выплаты, лишь не более чем за три года перед обращением за такой выплатой; Постановление от 1 марта 2022 г. N 9-П, которым Конституционный Суд защитил право на получение жилищной субсидии при выезде из районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностей инвалидов с детства, родившихся там после 1 января 1992 г. и принятых на учет для получения субсидии, в связи с приданием законодателем обратной силы регулированию предоставления такой выплаты только родившимся до 1 января 1992 г.; Постановление от 19 мая 2020 г. N 25-П, в котором Конституционный Суд путем конституционно-правового истолкования положения Трудового кодекса РФ признал недопустимым заключение (в том числе неоднократное) с работником срочного трудового договора на выполнение одной и той же работы и последующее его увольнение в связи с истечением срока такого трудового договора, обусловленное исключительно тем, что закончился срок гражданско-правового договора, заключенного работодателем в рамках осуществляемой им хозяйственной деятельности; Постановление от 20 января 2022 г. N 3-П, в котором Суд защитил права работников, функции которых переданы третьим лицам на основании гражданско-правовых договоров и которые отказались от аналогичной работы в другой местности (в другом регионе), на увольнение в связи с сокращением численности или штата работников организации, что предполагает предоставление работнику повышенных гарантий при увольнении; Постановление от 17 марта 2022 г. N 11-П, которым Конституционный Суд подтвердил право безработных граждан предпенсионного возраста, получивших статус безработного до 1 января 2019 г., на получение повышенного максимального размера пособия по безработице.
Вопрос: Работаю вахтовым методом, проживаю в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и выезжаю на работу в районы Крайнего Севера. Каким образом выполняется расчет "северного" отпуска? 24, 16 календарных дней в год или только дни в пути и время работы?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
Вопрос: Работаю вахтовым методом в Белоярском районе ХМАО-Югра. Работникам, выезжающим для выполнения работ в районы Крайнего Севера, предоставляется дополнительный отпуск 24 к. д. Работодатель же утверждает, что, так как я на работе нахожусь 6 месяцев, а не весь год, мне положено 12 дней. Сколько дней отпуска мне положено?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
Вопрос: Проживаю в районе Крайнего Севера, выезжаю работать на вахту 30x30 в местность, приравненную к районам Крайнего Севера. Что входит в стаж для предоставления мне допотпуска и какое количество дней дополнительного отпуска мне должны предоставлять?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
Вопрос: Работник организации, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, собирается провести отпуск в речном круизе. Как определить размер компенсации расходов на оплату проезда к месту проведения отпуска?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)При этом при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления (абз. 7 п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ N 2-П).
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)При этом при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления (абз. 7 п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ N 2-П).
Статья: Темпоральные нормы в пенсионном законодательстве Российской Федерации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Как показывает практика конституционного судопроизводства, само по себе наличие в законах норм, изменяющих условия предоставления тех или иных мер социальной защиты (включая пенсии), рассматривается в качестве одного из признаков конституционной допустимости реформ в социальной сфере. Такая правовая позиция была сформулирована Конституционным Судом РФ сначала применительно к жилищным субсидиям для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а затем была распространена на другие виды социальных предоставлений, включая пенсии. Указанные требования были восприняты законодателем. В частности, они учтены при реформировании с 1 января 2005 г. системы социальных льгот, а также при установлении социальной защиты граждан, проживающих в Республике Крым и городе Севастополе <12>, в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Запорожской и Херсонской областях <13>.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Как показывает практика конституционного судопроизводства, само по себе наличие в законах норм, изменяющих условия предоставления тех или иных мер социальной защиты (включая пенсии), рассматривается в качестве одного из признаков конституционной допустимости реформ в социальной сфере. Такая правовая позиция была сформулирована Конституционным Судом РФ сначала применительно к жилищным субсидиям для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а затем была распространена на другие виды социальных предоставлений, включая пенсии. Указанные требования были восприняты законодателем. В частности, они учтены при реформировании с 1 января 2005 г. системы социальных льгот, а также при установлении социальной защиты граждан, проживающих в Республике Крым и городе Севастополе <12>, в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Запорожской и Херсонской областях <13>.