Выемка уголовное дело
Подборка наиболее важных документов по запросу Выемка уголовное дело (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 32 "Обязанности налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В связи с неуплатой обществом сумм доначислений по требованию в течение двух месяцев с даты истечения срока его исполнения налоговый орган направил материалы проверки в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Материалы были направлены в следственные органы в период действия обеспечительных мер, принятых по заявлению налогоплательщика, оспорившего решение налогового органа, которым были доначислены указанные в требовании суммы. По признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ, было возбуждено уголовное дело. Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по направлению материалов повторной выездной налоговой проверки в следственные органы в период действия обеспечительных мер. Суд в удовлетворении требований отказал. Суд отметил, что принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия решения не влечет недействительности решения и не предполагает незаконность доначислений, а сводится фактически к запрету принудительного взыскания доначисленных решением налогового органа сумм налогов и пени. При этом определение суда о принятии обеспечительных мер не содержит ограничений в отношении совершения иных действий, не связанных с взысканием доначисленных налогов и пеней, принятие обеспечительных мер в порядке ч. 3 ст. 199 АПК РФ не исключает исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной п. 3 ст. 32 НК РФ. Действия налогового органа, выраженные в передаче в следственные органы материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не направлены на принудительное исполнение оспариваемого решения налогового органа, а являются реализацией самостоятельной обязанности, установленной п. 3 ст. 32 НК РФ в рамках информационного обмена. Суд также отметил, что запрет осуществления налоговым органом действий, направленных на принудительное взыскание указанных сумм налогов и пени, не исключает возможность добровольного погашения налогоплательщиком задолженности в случае, когда налогоплательщик хочет избежать передачи материалов проверки в следственные органы. Возбуждение уголовного дела не входит в компетенцию налогового органа, осуществление следственными органами действий, предусмотренных УПК РФ в рамках возбужденного уголовного дела (изъятие документов, проведение обысков (выемок), допросов, наложение ареста), не свидетельствует о том, что права общества как субъекта предпринимательской деятельности были нарушены либо возникли препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности в результате действий налогового органа. В случае несогласия с постановлением о возбуждении уголовного дела налогоплательщик вправе его обжаловать.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В связи с неуплатой обществом сумм доначислений по требованию в течение двух месяцев с даты истечения срока его исполнения налоговый орган направил материалы проверки в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Материалы были направлены в следственные органы в период действия обеспечительных мер, принятых по заявлению налогоплательщика, оспорившего решение налогового органа, которым были доначислены указанные в требовании суммы. По признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ, было возбуждено уголовное дело. Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по направлению материалов повторной выездной налоговой проверки в следственные органы в период действия обеспечительных мер. Суд в удовлетворении требований отказал. Суд отметил, что принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия решения не влечет недействительности решения и не предполагает незаконность доначислений, а сводится фактически к запрету принудительного взыскания доначисленных решением налогового органа сумм налогов и пени. При этом определение суда о принятии обеспечительных мер не содержит ограничений в отношении совершения иных действий, не связанных с взысканием доначисленных налогов и пеней, принятие обеспечительных мер в порядке ч. 3 ст. 199 АПК РФ не исключает исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной п. 3 ст. 32 НК РФ. Действия налогового органа, выраженные в передаче в следственные органы материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не направлены на принудительное исполнение оспариваемого решения налогового органа, а являются реализацией самостоятельной обязанности, установленной п. 3 ст. 32 НК РФ в рамках информационного обмена. Суд также отметил, что запрет осуществления налоговым органом действий, направленных на принудительное взыскание указанных сумм налогов и пени, не исключает возможность добровольного погашения налогоплательщиком задолженности в случае, когда налогоплательщик хочет избежать передачи материалов проверки в следственные органы. Возбуждение уголовного дела не входит в компетенцию налогового органа, осуществление следственными органами действий, предусмотренных УПК РФ в рамках возбужденного уголовного дела (изъятие документов, проведение обысков (выемок), допросов, наложение ареста), не свидетельствует о том, что права общества как субъекта предпринимательской деятельности были нарушены либо возникли препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности в результате действий налогового органа. В случае несогласия с постановлением о возбуждении уголовного дела налогоплательщик вправе его обжаловать.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовно-процессуальный порядок получения документов из материалов арбитражного (гражданского) дела в ходе доследственной проверки сообщения о преступлении
(Азаренок Н.В.)
("Российский следователь", 2021, N 1)На допустимость производства выемки до возбуждения уголовного дела в одном из своих решений указал Конституционный Суд РФ, рассматривая жалобу гражданки Э.В. Абрамовой. Так, в основу ее обвинительного приговора был положен ряд протоколов, которыми было оформлено изъятие документов, добровольно выданных очевидцами совершенных подсудимой противоправных деяний на первоначальной стадии уголовного судопроизводства. Отказывая в удовлетворении указанного обращения, Конституционный Суд РФ отметил, что данные документы были выданы очевидцами добровольно и подлинность представленных ими сведений, признанных вещественными доказательствами по уголовному делу, стороной защиты под сомнение не ставилась <7>.
(Азаренок Н.В.)
("Российский следователь", 2021, N 1)На допустимость производства выемки до возбуждения уголовного дела в одном из своих решений указал Конституционный Суд РФ, рассматривая жалобу гражданки Э.В. Абрамовой. Так, в основу ее обвинительного приговора был положен ряд протоколов, которыми было оформлено изъятие документов, добровольно выданных очевидцами совершенных подсудимой противоправных деяний на первоначальной стадии уголовного судопроизводства. Отказывая в удовлетворении указанного обращения, Конституционный Суд РФ отметил, что данные документы были выданы очевидцами добровольно и подлинность представленных ими сведений, признанных вещественными доказательствами по уголовному делу, стороной защиты под сомнение не ставилась <7>.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за октябрь - ноябрь 2020 г.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Конституционный Суд не увидел нарушения Конституции РФ в том, что арбитражный суд не может принудить федеральное казначейство вернуть НДС из бюджета, если заявка на возврат изъята следственными органами в ходе выемки по уголовному делу.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Конституционный Суд не увидел нарушения Конституции РФ в том, что арбитражный суд не может принудить федеральное казначейство вернуть НДС из бюджета, если заявка на возврат изъята следственными органами в ходе выемки по уголовному делу.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150
(ред. от 20.07.2017)
"Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов"Статья 84. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, после возбуждения уголовного дела производится не обыск, а их выемка.
(ред. от 20.07.2017)
"Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов"Статья 84. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, после возбуждения уголовного дела производится не обыск, а их выемка.
Приказ ФТС России от 21.06.2011 N 1288
(ред. от 17.01.2017)
"Об утверждении Инструкции о порядке заверения копий документов, являющихся доказательствами по делам об административных правонарушениях"1.2. Настоящая Инструкция разработана в целях соблюдения требований о допустимости доказательств по делам об административных правонарушениях и применяется при необходимости приобщения к материалам дел об административных правонарушениях копий документов, а также в случаях выемки по уголовным делам подлинников документов из дел об административных правонарушениях либо изготовления копий документов, находящихся в материалах дел об административных правонарушениях, для передачи участникам производства по делам об административных правонарушениях.
(ред. от 17.01.2017)
"Об утверждении Инструкции о порядке заверения копий документов, являющихся доказательствами по делам об административных правонарушениях"1.2. Настоящая Инструкция разработана в целях соблюдения требований о допустимости доказательств по делам об административных правонарушениях и применяется при необходимости приобщения к материалам дел об административных правонарушениях копий документов, а также в случаях выемки по уголовным делам подлинников документов из дел об административных правонарушениях либо изготовления копий документов, находящихся в материалах дел об административных правонарушениях, для передачи участникам производства по делам об административных правонарушениях.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Производство выемки в рамках производства по уголовному делу регламентировано в ст. 183 "Основания и порядок производства выемки" УПК РФ, согласно ч. 1 которой при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. В соответствии с ч. 2 названной статьи выемка производится в порядке, установленном статьей 182 "Основания и порядок производства обыска" УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными названной статьей 183 данного Кодекса.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Производство выемки в рамках производства по уголовному делу регламентировано в ст. 183 "Основания и порядок производства выемки" УПК РФ, согласно ч. 1 которой при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. В соответствии с ч. 2 названной статьи выемка производится в порядке, установленном статьей 182 "Основания и порядок производства обыска" УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными названной статьей 183 данного Кодекса.
Статья: Основания и порядок производства выемки. Комментарий к ст. 183 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Таким образом, выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, которая осуществляется в рамках следственных действий, проводимых в ходе уголовного судопроизводства, допустима, если эта информация имеет непосредственное отношение к обстоятельствам конкретного уголовного дела; выемка документов не должна приводить к получению сводной информации о всех клиентах банка; вынося постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки или обыска с целью изъятия документов о вкладах и счетах в банке или иной кредитной организации, следователь не вправе запрашивать информацию о счетах и вкладах, если такая информация не связана с необходимостью установления обстоятельств, значимых для расследования по конкретному уголовному делу, а кредитные организации, в свою очередь, не обязаны в этих случаях передавать органам следствия соответствующую информацию" <102>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Таким образом, выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, которая осуществляется в рамках следственных действий, проводимых в ходе уголовного судопроизводства, допустима, если эта информация имеет непосредственное отношение к обстоятельствам конкретного уголовного дела; выемка документов не должна приводить к получению сводной информации о всех клиентах банка; вынося постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки или обыска с целью изъятия документов о вкладах и счетах в банке или иной кредитной организации, следователь не вправе запрашивать информацию о счетах и вкладах, если такая информация не связана с необходимостью установления обстоятельств, значимых для расследования по конкретному уголовному делу, а кредитные организации, в свою очередь, не обязаны в этих случаях передавать органам следствия соответствующую информацию" <102>.
Статья: Следственные действия: понятие, виды и правила производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) следственные действия, решение о проведении которых следователь правомочен принять самостоятельно, но в последующем должен уведомить об этом прокурора и суд и представить результаты для проверки законности проведенного следственного действия (осмотр места происшествия, в том числе и до возбуждения уголовного дела, обыск, выемка в жилище и личный обыск);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) следственные действия, решение о проведении которых следователь правомочен принять самостоятельно, но в последующем должен уведомить об этом прокурора и суд и представить результаты для проверки законности проведенного следственного действия (осмотр места происшествия, в том числе и до возбуждения уголовного дела, обыск, выемка в жилище и личный обыск);
"Собирание электронных доказательств по уголовным делам на территории России и зарубежных стран: опыт и проблемы: монография"
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)Показательным с точки зрения различной оценки затронутыми государствами правомерности трансграничных обысков и выемок данных в информационных системах и сетях является известное уголовное дело начала 2000-х годов США против российских хакеров А. Иванова и В. Горшкова, которых американские агенты выманили из России в США, где в рамках оперативного эксперимента от них получили средства доступа к их российским информационным ресурсам; затем в отношении данных ресурсов провели в одностороннем порядке трансграничные обыск и выемку. Иванов и Горшков были осуждены в США, а российскими следственными органами в отношении американского агента, проводившего названные обыск и выемку, возбуждено уголовное дело о неправомерном доступе к компьютерной информации, совершенном лицом с использованием своего служебного положения <4>.
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)Показательным с точки зрения различной оценки затронутыми государствами правомерности трансграничных обысков и выемок данных в информационных системах и сетях является известное уголовное дело начала 2000-х годов США против российских хакеров А. Иванова и В. Горшкова, которых американские агенты выманили из России в США, где в рамках оперативного эксперимента от них получили средства доступа к их российским информационным ресурсам; затем в отношении данных ресурсов провели в одностороннем порядке трансграничные обыск и выемку. Иванов и Горшков были осуждены в США, а российскими следственными органами в отношении американского агента, проводившего названные обыск и выемку, возбуждено уголовное дело о неправомерном доступе к компьютерной информации, совершенном лицом с использованием своего служебного положения <4>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Ранее, до принятия комментируемого Закона в рамках подобной регламентации частями 3 и 7 ст. 4 Закона 2007 г. о кадастре (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ) предусматривалось следующее: порядок и сроки хранения содержащихся в ГКН документов устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; если документы, содержащиеся в ГКН, признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом; после вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь должны возвратить указанные документы в соответствующий орган кадастрового учета (ч. 3); в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в ГКН сведения сохраняются, если иное не установлено данным Законом (ч. 7). На основании приведенного положения ч. 3 ст. 4 Закона 2007 г. о кадастре Приказом Минэкономразвития России от 9 июля 2014 г. N 435 был утвержден такой документ, как Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов <110>. Данный Приказ признан утратившим силу с 1 января 2017 г. Приказом Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Ранее, до принятия комментируемого Закона в рамках подобной регламентации частями 3 и 7 ст. 4 Закона 2007 г. о кадастре (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ) предусматривалось следующее: порядок и сроки хранения содержащихся в ГКН документов устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; если документы, содержащиеся в ГКН, признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом; после вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь должны возвратить указанные документы в соответствующий орган кадастрового учета (ч. 3); в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в ГКН сведения сохраняются, если иное не установлено данным Законом (ч. 7). На основании приведенного положения ч. 3 ст. 4 Закона 2007 г. о кадастре Приказом Минэкономразвития России от 9 июля 2014 г. N 435 был утвержден такой документ, как Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов <110>. Данный Приказ признан утратившим силу с 1 января 2017 г. Приказом Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733.
Ситуация: Что делать, если автомобиль угнали?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)постановление о выемке документов, предметов либо постановление о приобщении в качестве вещественного доказательства по уголовному делу, если какие-либо документы, предметы были приобщены к материалам уголовного дела.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)постановление о выемке документов, предметов либо постановление о приобщении в качестве вещественного доказательства по уголовному делу, если какие-либо документы, предметы были приобщены к материалам уголовного дела.