Выделение рабочих мест для инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Выделение рабочих мест для инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность в сфере трудоустройства инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)1. Выполнить квоту для приема инвалидов в полном объеме путем их принятия на вакантные либо на вновь созданные рабочие места, путем создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
(КонсультантПлюс, 2025)1. Выполнить квоту для приема инвалидов в полном объеме путем их принятия на вакантные либо на вновь созданные рабочие места, путем создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Для подачи отчета в Центр занятости населения (Информация о наличии созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов) требуется представление персональных данных работающих инвалидов. Необходимо ли в этом случае получать согласие работника на передачу его персональных данных третьей стороне?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Для подачи отчета в Центр занятости населения (Информация о наличии созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов) требуется представление персональных данных работающих инвалидов: Ф.И.О., СНИЛС, дата рождения, информация о группе инвалидности. Необходимо ли в этом случае получать согласие работника на передачу его персональных данных третьей стороне?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Для подачи отчета в Центр занятости населения (Информация о наличии созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов) требуется представление персональных данных работающих инвалидов: Ф.И.О., СНИЛС, дата рождения, информация о группе инвалидности. Необходимо ли в этом случае получать согласие работника на передачу его персональных данных третьей стороне?
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Следовательно, возложенные законом обязанности, касающиеся установления квоты, а также создания (выделения) квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, акционерным обществом выполнены.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Следовательно, возложенные законом обязанности, касающиеся установления квоты, а также создания (выделения) квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, акционерным обществом выполнены.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)6. Отказ работодателя в заключении трудового договора с инвалидом, направленным для трудоустройства службой занятости населения на квотируемое специальное рабочее место, по причине невозможности создания такого рабочего места, не может быть признан законным, поскольку именно на работодателя законодательством возложена обязанность по выделению и созданию специальных рабочих мест для инвалидов, оснащаемых с учетом нарушенных функций организма инвалида и ограничений его жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)6. Отказ работодателя в заключении трудового договора с инвалидом, направленным для трудоустройства службой занятости населения на квотируемое специальное рабочее место, по причине невозможности создания такого рабочего места, не может быть признан законным, поскольку именно на работодателя законодательством возложена обязанность по выделению и созданию специальных рабочих мест для инвалидов, оснащаемых с учетом нарушенных функций организма инвалида и ограничений его жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению.
Статья: Обеспечение законности при реализации национальных проектов
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Согласно Паспорту национального проекта "Демография", утвержденному Минтрудом России, в его структуру входит федеральный проект "Содействие занятости" сроком реализации с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г. В рамках этого федерального проекта прокуроры предъявляют иски об обязании юридических лиц выплатить в бюджет субъекта Федерации компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи, а также об обязании выделить квотированные рабочие места для инвалидов.
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Согласно Паспорту национального проекта "Демография", утвержденному Минтрудом России, в его структуру входит федеральный проект "Содействие занятости" сроком реализации с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г. В рамках этого федерального проекта прокуроры предъявляют иски об обязании юридических лиц выплатить в бюджет субъекта Федерации компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи, а также об обязании выделить квотированные рабочие места для инвалидов.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)На платформе "Работа в России" содержится информация: о ведущей международной организации WorldSkills, которая занимается повышением стандартов и статуса профессионального мастерства среди молодежи; о международном некоммерческом движении Абилимпикс, помогающем людям с инвалидностью получить профессиональное образование, зарекомендовать себя на рынке труда и найти работу; о создании и выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой; о создании инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; о возможности переезда или переселения в целях трудоустройства в рамках государственной программы повышения трудовой мобильности; о вакансиях для соискателей без опыта работы; о возможности трудоустройства граждан, имеющих большой опыт работы (людей старшего и предпенсионного возраста); о новом проекте "Атлас удаленных профессий"; о крупнейших работодателях России и компаниях высокотехнологичных и наукоемких отраслей; о вакансиях в научных центрах мирового уровня (НЦМУ), проводящих фундаментальные исследования и разработки, направленные на решение задач мирового уровня актуальности и значимости, созданных на базе образовательной или научной организации (международные математические центры; центры, выполняющие исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития); об упрощенной процедуре трудоустройства для иностранных IT-специалистов; о предоставляемых иностранным ученым возможностях участия в научных исследованиях и проектах по созданию продуктов, обеспечивающих прорыв в области знаний и технологий.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)На платформе "Работа в России" содержится информация: о ведущей международной организации WorldSkills, которая занимается повышением стандартов и статуса профессионального мастерства среди молодежи; о международном некоммерческом движении Абилимпикс, помогающем людям с инвалидностью получить профессиональное образование, зарекомендовать себя на рынке труда и найти работу; о создании и выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой; о создании инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; о возможности переезда или переселения в целях трудоустройства в рамках государственной программы повышения трудовой мобильности; о вакансиях для соискателей без опыта работы; о возможности трудоустройства граждан, имеющих большой опыт работы (людей старшего и предпенсионного возраста); о новом проекте "Атлас удаленных профессий"; о крупнейших работодателях России и компаниях высокотехнологичных и наукоемких отраслей; о вакансиях в научных центрах мирового уровня (НЦМУ), проводящих фундаментальные исследования и разработки, направленные на решение задач мирового уровня актуальности и значимости, созданных на базе образовательной или научной организации (международные математические центры; центры, выполняющие исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития); об упрощенной процедуре трудоустройства для иностранных IT-специалистов; о предоставляемых иностранным ученым возможностях участия в научных исследованиях и проектах по созданию продуктов, обеспечивающих прорыв в области знаний и технологий.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Верховный Суд РФ указал на то, что при разрешении вопроса об обоснованности отказа инвалиду II группы С.В. Хайбрахманову в приеме на работу на должность укладчика судебным инстанциям следовало с привлечением специалистов в области специальной оценки условий труда и в области медико-социальной экспертизы установить: относятся ли условия труда по должности укладчика в АО "Кондитерское объединение "Любимый Край" к 1-му или 2-му классу условий труда, какие конкретные меры по организации труда требуются для оборудования рабочего места по должности укладчика с учетом индивидуальных возможностей С.В. Хайбрахманова, должно ли это быть специальное рабочее место. Судебные инстанции не учли, что обязанность по выделению и созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе специальных рабочих мест, возлагается на работодателя, которым в нарушение положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона о занятости и нормативных правовых актов Ленинградской области, в частности Постановления Правительства Ленинградской области от 26 июня 2006 г. N 195 "О создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов", в АО "Кондитерское объединение "Любимый Край" не были созданы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальное рабочее место для трудоустройства С.В. Хайбрахманова.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Верховный Суд РФ указал на то, что при разрешении вопроса об обоснованности отказа инвалиду II группы С.В. Хайбрахманову в приеме на работу на должность укладчика судебным инстанциям следовало с привлечением специалистов в области специальной оценки условий труда и в области медико-социальной экспертизы установить: относятся ли условия труда по должности укладчика в АО "Кондитерское объединение "Любимый Край" к 1-му или 2-му классу условий труда, какие конкретные меры по организации труда требуются для оборудования рабочего места по должности укладчика с учетом индивидуальных возможностей С.В. Хайбрахманова, должно ли это быть специальное рабочее место. Судебные инстанции не учли, что обязанность по выделению и созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе специальных рабочих мест, возлагается на работодателя, которым в нарушение положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона о занятости и нормативных правовых актов Ленинградской области, в частности Постановления Правительства Ленинградской области от 26 июня 2006 г. N 195 "О создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов", в АО "Кондитерское объединение "Любимый Край" не были созданы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальное рабочее место для трудоустройства С.В. Хайбрахманова.
Статья: Планируется усиление ответственности за невыполнение квоты для инвалидов
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Госдумой в первом чтении принят законопроект N 537160-8, вносящий изменения в ст. 5.42 КоАП РФ в части усиления административной ответственности для работодателей за неисполнение обязанности по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Госдумой в первом чтении принят законопроект N 537160-8, вносящий изменения в ст. 5.42 КоАП РФ в части усиления административной ответственности для работодателей за неисполнение обязанности по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Готовое решение: В каких случаях отказ в приеме на работу запрещен законом
(КонсультантПлюс, 2025)Вы обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной для них квоты. О выполнении такой квоты нужно отчитываться. Для этого ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в государственную службу занятости предоставляется соответствующая информация. В случае неисполнения обязанностей по обеспечению занятости инвалида вы можете быть привлечены к административной ответственности. Это следует из ст. 38, п. 7 ч. 1, ч. 7 ст. 53 Закона о занятости N 565-ФЗ, ч. 1 ст. 5.42, ст. 19.7 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Вы обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной для них квоты. О выполнении такой квоты нужно отчитываться. Для этого ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в государственную службу занятости предоставляется соответствующая информация. В случае неисполнения обязанностей по обеспечению занятости инвалида вы можете быть привлечены к административной ответственности. Это следует из ст. 38, п. 7 ч. 1, ч. 7 ст. 53 Закона о занятости N 565-ФЗ, ч. 1 ст. 5.42, ст. 19.7 КоАП РФ.
Статья: Квотирование рабочих мест для инвалидов по новым правилам
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)3. Само же выделение рабочих мест для инвалидов следует зафиксировать приказом (см. пример 1).
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)3. Само же выделение рабочих мест для инвалидов следует зафиксировать приказом (см. пример 1).
Статья: Нюансы квотирования рабочих мест для инвалидов
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 43)За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты возможен штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 43)За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты возможен штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
Статья: О реализации прокурорами полномочий по защите в судебном порядке прав инвалидов
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Прокурор г. Кировграда в ходе проверки выявил, что в АО "Кировградский завод твердых сплавов" нарушены требования законодательства о социальной защите инвалидов. Размер установленной квоты на заводе составляет 34 человека, однако из этого количества трудоустроено только 19 лиц указанной категории. При этом в нарушение требований законодательства для целей трудоустройства инвалидов выделено только одно вакантное рабочее место. Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к обществу о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. Требования прокурора судом удовлетворены.
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Прокурор г. Кировграда в ходе проверки выявил, что в АО "Кировградский завод твердых сплавов" нарушены требования законодательства о социальной защите инвалидов. Размер установленной квоты на заводе составляет 34 человека, однако из этого количества трудоустроено только 19 лиц указанной категории. При этом в нарушение требований законодательства для целей трудоустройства инвалидов выделено только одно вакантное рабочее место. Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к обществу о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. Требования прокурора судом удовлетворены.
Статья: Признание необоснованным отказа в приеме на работу: актуальные вопросы теории и практики
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Также необходимо учитывать, что усмотренческая свобода работодателя при принятии решений о приеме (отказе в приеме) на работу, помимо необходимости для работодателя следовать принципу запрета дискриминации в сфере труда, ограничена его обязанностью обеспечивать реализацию тех специальных гарантий, которые предоставлены законом лицам, наиболее уязвимым на рынке труда и нуждающимся в повышенной правовой защите, в частности инвалидам. Так, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что отказ работодателя заключить трудовой договор с инвалидом, направленным для трудоустройства органом занятости на квотируемое специальное рабочее место, мотивированный невозможностью работодателя создать такое рабочее место, не является законным. Именно на работодателя закон возлагает обязанность по выделению и созданию специального рабочего места для инвалида, которое должно оснащаться с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности соответствующего лица. Интересно, что суд первой инстанции, рассмотревший иск инвалида, которому в такой ситуации было отказано в приеме на работу, счел, что поскольку у работодателя не было специального рабочего места по должности, на замещение которой к нему был направлен по квоте инвалид, и не имелось возможности создать такое рабочее место, по заверению ответчика, то отказ в приеме на работу в данной ситуации является законным. При этом суд первой инстанции исходил из того, что с учетом специфики заболевания инвалид мог трудиться только в специально созданных условиях труда, а заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, в том числе при обращении лица, ищущего работу по направлению органа занятости. Однако ВС РФ с таким подходом не согласился, указав, что инвалидам предоставлены особые гарантии занятости, которые обеспечиваются путем возложения на работодателей обязанности по выделению или созданию для них рабочих мест, в том числе и специальных. А обязанность по квотированию считается выполненной работодателем с того момента, как им будет создано соответствующее рабочее место и на него будет трудоустроен инвалид. Таким образом, вывод о том, что заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, является ошибочным, основанным на неправильном применении норм права, устанавливающих обязанность работодателя по созданию квотируемых рабочих мест и по обеспечению выполнения квоты <6>.
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Также необходимо учитывать, что усмотренческая свобода работодателя при принятии решений о приеме (отказе в приеме) на работу, помимо необходимости для работодателя следовать принципу запрета дискриминации в сфере труда, ограничена его обязанностью обеспечивать реализацию тех специальных гарантий, которые предоставлены законом лицам, наиболее уязвимым на рынке труда и нуждающимся в повышенной правовой защите, в частности инвалидам. Так, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что отказ работодателя заключить трудовой договор с инвалидом, направленным для трудоустройства органом занятости на квотируемое специальное рабочее место, мотивированный невозможностью работодателя создать такое рабочее место, не является законным. Именно на работодателя закон возлагает обязанность по выделению и созданию специального рабочего места для инвалида, которое должно оснащаться с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности соответствующего лица. Интересно, что суд первой инстанции, рассмотревший иск инвалида, которому в такой ситуации было отказано в приеме на работу, счел, что поскольку у работодателя не было специального рабочего места по должности, на замещение которой к нему был направлен по квоте инвалид, и не имелось возможности создать такое рабочее место, по заверению ответчика, то отказ в приеме на работу в данной ситуации является законным. При этом суд первой инстанции исходил из того, что с учетом специфики заболевания инвалид мог трудиться только в специально созданных условиях труда, а заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, в том числе при обращении лица, ищущего работу по направлению органа занятости. Однако ВС РФ с таким подходом не согласился, указав, что инвалидам предоставлены особые гарантии занятости, которые обеспечиваются путем возложения на работодателей обязанности по выделению или созданию для них рабочих мест, в том числе и специальных. А обязанность по квотированию считается выполненной работодателем с того момента, как им будет создано соответствующее рабочее место и на него будет трудоустроен инвалид. Таким образом, вывод о том, что заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, является ошибочным, основанным на неправильном применении норм права, устанавливающих обязанность работодателя по созданию квотируемых рабочих мест и по обеспечению выполнения квоты <6>.
Готовое решение: Что учесть при оборудовании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)Выделенные в пределах квоты вакансии для инвалидов и специальные рабочие места - это не одно и то же. Их количество может не совпадать. Однако специальных рабочих мест не должно быть больше, чем мест по квоте (Сборник памяток для работодателя на сайте "Онлайнинспекция.рф", 2025).
(КонсультантПлюс, 2025)Выделенные в пределах квоты вакансии для инвалидов и специальные рабочие места - это не одно и то же. Их количество может не совпадать. Однако специальных рабочих мест не должно быть больше, чем мест по квоте (Сборник памяток для работодателя на сайте "Онлайнинспекция.рф", 2025).