Выдача разрешения на использование земель или земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Выдача разрешения на использование земель или земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.33 "Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" ЗК РФ"Статьями 39.33, 39.34 ЗК РФ предусмотрены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута и порядок выдачи разрешений на использования земель или земельных участков."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 39.33 "Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" ЗК РФ"Таким образом, исходя из анализа норм статей 39.33, 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 20 пункта 8 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, пункта 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на Министерство возложена обязанность по выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, расположенных на землях лесного фонда на территории Республики Мордовия без предоставления или установления сервитута в целях, установленных статьей 39.33. 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть для строительства линейных объектов, к которым отнесена проектируемая заявителем ВЛЗ-10 кВ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности действия норм об использовании земли (земельных участков) без предоставления
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)<5> Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" // Там же. 2014. N 49 (ч. 6). Ст. 6951.
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)<5> Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" // Там же. 2014. N 49 (ч. 6). Ст. 6951.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Речь, в частности, идет о Постановлении Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 (ред. от 30.07.2020) "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности". Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Речь, в частности, идет о Постановлении Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 (ред. от 30.07.2020) "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности". Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В Законе N 341-ФЗ и гл. V.7 ЗК РФ нечетко проработан вопрос о соотношении положений данных актов с нормами главы V.6 ЗК РФ в части регулирования отношений, связанных с предоставлением земельных участков из состава публичных земель для текущего или капитального ремонта линейных объектов. По смыслу норм Закона N 341-ФЗ составной частью понятия "размещение линейного объекта" являются его обслуживание и ремонт. Согласно ст. 39.50 ЗК РФ к числу правомочий обладателя публичного сервитута относится в том числе осуществление мероприятий, необходимых для ремонта линейных объектов. Однако положения Закона N 341-ФЗ характеризуются пробельностью при регулировании отношений по приобретению прав на земельные участки, необходимые для проведения ремонтных работ, в случае, когда для таких работ площади публичного сервитута недостаточно. В то же время для аналогичных целей - капитального или текущего ремонта линейных объектов в соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ - земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут использоваться без их предоставления или установления сервитута на основании разрешения уполномоченного органа. Порядок приобретения прав на земельные участки по основаниям, указанным в гл. V.6 ЗК РФ, регламентируется Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности". Сравнительный анализ норм ЗК РФ о порядке оформления публичного сервитута согласно гл. V.7 ЗК РФ, с одной стороны, и положений ст. 39.34 Земельного кодекса РФ, а также правил Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. N 1244, с другой стороны, показывает, что условия приобретения прав на земельные участки для ремонта линейных объектов по нормам ст. 39.34 ЗК РФ выглядят значительно проще с точки зрения как процедуры, так и перечня требуемых документов.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В Законе N 341-ФЗ и гл. V.7 ЗК РФ нечетко проработан вопрос о соотношении положений данных актов с нормами главы V.6 ЗК РФ в части регулирования отношений, связанных с предоставлением земельных участков из состава публичных земель для текущего или капитального ремонта линейных объектов. По смыслу норм Закона N 341-ФЗ составной частью понятия "размещение линейного объекта" являются его обслуживание и ремонт. Согласно ст. 39.50 ЗК РФ к числу правомочий обладателя публичного сервитута относится в том числе осуществление мероприятий, необходимых для ремонта линейных объектов. Однако положения Закона N 341-ФЗ характеризуются пробельностью при регулировании отношений по приобретению прав на земельные участки, необходимые для проведения ремонтных работ, в случае, когда для таких работ площади публичного сервитута недостаточно. В то же время для аналогичных целей - капитального или текущего ремонта линейных объектов в соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ - земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут использоваться без их предоставления или установления сервитута на основании разрешения уполномоченного органа. Порядок приобретения прав на земельные участки по основаниям, указанным в гл. V.6 ЗК РФ, регламентируется Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности". Сравнительный анализ норм ЗК РФ о порядке оформления публичного сервитута согласно гл. V.7 ЗК РФ, с одной стороны, и положений ст. 39.34 Земельного кодекса РФ, а также правил Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. N 1244, с другой стороны, показывает, что условия приобретения прав на земельные участки для ремонта линейных объектов по нормам ст. 39.34 ЗК РФ выглядят значительно проще с точки зрения как процедуры, так и перечня требуемых документов.
Статья: Использование земли без предоставления и установления сервитута как фиктивная категория. Ее влияние на вещное право
(Кузьмин Р.Р.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)В поименованных законом случаях нужно разрешение, не обеспечивающее лицо правом на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства (п. 4 ст. 39.33 ЗК РФ) <21>. Порядок его выдачи предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" <22>.
(Кузьмин Р.Р.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)В поименованных законом случаях нужно разрешение, не обеспечивающее лицо правом на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства (п. 4 ст. 39.33 ЗК РФ) <21>. Порядок его выдачи предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" <22>.
Статья: Размещение объектов энергетики на землях и земельных участках без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Кроме того, использование одного и того же термина "разрешение" влечет за собой так или иначе сглаживание специфики правового регулирования использования без предоставления, предусмотренной ЗК РФ применительно к размещению объектов из Перечня. Так, в Белгородской области введена единая услуга, получившая название "Выдача разрешения на использование земель или земельных участков (размещение объектов на землях или земельных участках) без предоставления земельных участков и установления сервитутов". Она предоставляется департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области на основании утвержденного Административного регламента <10>. Заметим, что, несмотря на унификацию форм документов и действий соответствующих органов в рамках оказания названной услуги, результат ее оказания выражается в двух разных разрешениях: а) разрешении на использование земель или земельного участка; б) разрешении на размещение объектов на землях или земельном участке без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Разрешение на размещение объектов, выдаваемое исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, при этом предусмотрено Порядком и условиями размещения на территории Белгородской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, утвержденными Постановлением правительства Белгородской области от 16 ноября 2015 г. N 408-пп <11>.
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Кроме того, использование одного и того же термина "разрешение" влечет за собой так или иначе сглаживание специфики правового регулирования использования без предоставления, предусмотренной ЗК РФ применительно к размещению объектов из Перечня. Так, в Белгородской области введена единая услуга, получившая название "Выдача разрешения на использование земель или земельных участков (размещение объектов на землях или земельных участках) без предоставления земельных участков и установления сервитутов". Она предоставляется департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области на основании утвержденного Административного регламента <10>. Заметим, что, несмотря на унификацию форм документов и действий соответствующих органов в рамках оказания названной услуги, результат ее оказания выражается в двух разных разрешениях: а) разрешении на использование земель или земельного участка; б) разрешении на размещение объектов на землях или земельном участке без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Разрешение на размещение объектов, выдаваемое исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, при этом предусмотрено Порядком и условиями размещения на территории Белгородской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, утвержденными Постановлением правительства Белгородской области от 16 ноября 2015 г. N 408-пп <11>.
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Пунктом 4 ст. 3.3 этого же Закона установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом РФ.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Пунктом 4 ст. 3.3 этого же Закона установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом РФ.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В частности, в соответствии с пп. 10 п. 4 ст. 68 ГрК РФ в договор включается обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставить лицу, заключившему договор, в аренду без проведения торгов земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами третьих лиц, в целях строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также в соответствующих случаях обязательство выдать разрешения на использование земель и земельных участков. Предоставление участков в аренду без торгов в данном случае предусмотрено также пп. 13 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В частности, в соответствии с пп. 10 п. 4 ст. 68 ГрК РФ в договор включается обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставить лицу, заключившему договор, в аренду без проведения торгов земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами третьих лиц, в целях строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также в соответствующих случаях обязательство выдать разрешения на использование земель и земельных участков. Предоставление участков в аренду без торгов в данном случае предусмотрено также пп. 13 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.