Выборы в органы местного самоуправления Калужской
Подборка наиболее важных документов по запросу Выборы в органы местного самоуправления Калужской (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Верховного Суда РФ от 21.07.2025 N АКПИ25-527
Категория спора: Ликвидация организаций.
Требования Минюста: О ликвидации политической партии.
Обстоятельства: Партия в течение семи лет подряд участия в выборах не принимала.
Решение: Требование удовлетворено, так как партия, согласно информации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов, полученной на основе данных, содержащихся в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", в течение семи лет подряд участия в выборах не принимала.Как следует из представленного Минюстом России письма Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 16 июля 2025 г. N 06-05/3470, согласно информации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов), полученной на основе данных, содержащихся в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"), Партия в период с 8 июля 2018 г. по 16 июля 2025 г. не участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, не участвовала в выборах Президента Российской Федерации, не участвовала в выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, не участвовала в выборах депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления в тринадцати субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Республика Хакасия, Краснодарский край, Волгоградская область, Иркутская область, Калужская область, Новосибирская область, Свердловская область, Тульская область, Челябинская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Камчатский край), что составляет менее половины субъектов Российской Федерации.
Категория спора: Ликвидация организаций.
Требования Минюста: О ликвидации политической партии.
Обстоятельства: Партия в течение семи лет подряд участия в выборах не принимала.
Решение: Требование удовлетворено, так как партия, согласно информации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов, полученной на основе данных, содержащихся в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", в течение семи лет подряд участия в выборах не принимала.Как следует из представленного Минюстом России письма Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 16 июля 2025 г. N 06-05/3470, согласно информации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов), полученной на основе данных, содержащихся в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"), Партия в период с 8 июля 2018 г. по 16 июля 2025 г. не участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, не участвовала в выборах Президента Российской Федерации, не участвовала в выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, не участвовала в выборах депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления в тринадцати субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Республика Хакасия, Краснодарский край, Волгоградская область, Иркутская область, Калужская область, Новосибирская область, Свердловская область, Тульская область, Челябинская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Камчатский край), что составляет менее половины субъектов Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2009 N 85-Г09-3
Об оставлении без изменения решения Калужского областного суда от 18.05.2009, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Калужской области N 535-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области".Статьей 43 Устава Калужской области избирательная комиссия Калужской области по вопросам выборов в органы государственной власти Калужской области, органы местного самоуправления, по вопросам референдума Калужской области, местного референдума, а также по иным вопросам, входящим в компетенцию избирательной комиссии Калужской области, наделена правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Калужской области.
Об оставлении без изменения решения Калужского областного суда от 18.05.2009, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Калужской области N 535-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области".Статьей 43 Устава Калужской области избирательная комиссия Калужской области по вопросам выборов в органы государственной власти Калужской области, органы местного самоуправления, по вопросам референдума Калужской области, местного референдума, а также по иным вопросам, входящим в компетенцию избирательной комиссии Калужской области, наделена правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Калужской области.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проведение выборов в органы местного самоуправления в условиях изменения границ, преобразования муниципальных образований: некоторые правовые проблемы
(Вискулова В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 10)Аналогичный подход по сохранению полномочий действующих органов местного самоуправления базового муниципального образования был характерен и для разделительных процессов на местном уровне, под которыми и сегодня понимается преимущественно выделение населенных пунктов и прилегающих к ним территорий из существующих муниципальных образований и создание на этой основе нового муниципального образования <19>. Законодательство субъектов РФ предусматривало, что в выделяемом муниципальном образовании должны были назначаться выборы в представительный орган местного самоуправления <20>; реже встречались нормы о проведении более масштабных электоральных процедур - так, в Иркутской области при выделении из состава муниципального образования поселения (группы поселений) допускалось назначение законом области, устанавливающим границы выделившегося муниципального образования, выборов органов и должностных лиц местного самоуправления в таком муниципальном образовании <21>. Иные законодательные подходы были менее распространены. Так, в Калужской области результатом выделения муниципального образования назывались выборы депутатов представительных органов и глав в преобразованном и выделяемом муниципальных образованиях <22>.
(Вискулова В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 10)Аналогичный подход по сохранению полномочий действующих органов местного самоуправления базового муниципального образования был характерен и для разделительных процессов на местном уровне, под которыми и сегодня понимается преимущественно выделение населенных пунктов и прилегающих к ним территорий из существующих муниципальных образований и создание на этой основе нового муниципального образования <19>. Законодательство субъектов РФ предусматривало, что в выделяемом муниципальном образовании должны были назначаться выборы в представительный орган местного самоуправления <20>; реже встречались нормы о проведении более масштабных электоральных процедур - так, в Иркутской области при выделении из состава муниципального образования поселения (группы поселений) допускалось назначение законом области, устанавливающим границы выделившегося муниципального образования, выборов органов и должностных лиц местного самоуправления в таком муниципальном образовании <21>. Иные законодательные подходы были менее распространены. Так, в Калужской области результатом выделения муниципального образования назывались выборы депутатов представительных органов и глав в преобразованном и выделяемом муниципальных образованиях <22>.
"Судебная защита местного самоуправления"
(Шугрина Е.С.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)Вопрос о сроке действия решения, принятого на референдуме, рассматривался судами общей юрисдикции по Уставу г. Обнинска (Калужская область). На референдуме 1995 г. в г. Обнинске ставились вопросы о концепции устава и структуре органов местного самоуправления, в частности об избираемом непосредственно населением мэре. В 2005 г. была сделана попытка внесения изменения в устав города в части введения должности сити-менеджера и избрания главы муниципального образования из числа депутатов. Основываясь на результатах референдума, жители города обратились в суд, оспаривая изменения в уставе города и требуя неизменности структуры органов местного самоуправления, основанной на результатах референдума <1>.
(Шугрина Е.С.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)Вопрос о сроке действия решения, принятого на референдуме, рассматривался судами общей юрисдикции по Уставу г. Обнинска (Калужская область). На референдуме 1995 г. в г. Обнинске ставились вопросы о концепции устава и структуре органов местного самоуправления, в частности об избираемом непосредственно населением мэре. В 2005 г. была сделана попытка внесения изменения в устав города в части введения должности сити-менеджера и избрания главы муниципального образования из числа депутатов. Основываясь на результатах референдума, жители города обратились в суд, оспаривая изменения в уставе города и требуя неизменности структуры органов местного самоуправления, основанной на результатах референдума <1>.
Нормативные акты
Постановление ЦИК России от 03.02.2010 N 191/1332-5
"О работе избирательных комиссий Хабаровского края и Калужской области по организации обучения и информированию участников избирательного процесса при подготовке к выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации"Информирование участников избирательного процесса в Калужской области осуществляется в соответствии с региональной Программой информационно-разъяснительной деятельности в период подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Калужской области и органов местного самоуправления 14 марта 2010 года.
"О работе избирательных комиссий Хабаровского края и Калужской области по организации обучения и информированию участников избирательного процесса при подготовке к выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации"Информирование участников избирательного процесса в Калужской области осуществляется в соответствии с региональной Программой информационно-разъяснительной деятельности в период подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Калужской области и органов местного самоуправления 14 марта 2010 года.
Постановление ЦИК России от 02.04.2010 N 199/1376-5
"О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, прошедших в субъектах Российской Федерации 14 марта 2010 года"14 марта 2010 года состоялся единый день голосования в 76 субъектах Российской Федерации. В связи с истечением сроков полномочий в 8 субъектах Российской Федерации проводились выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти (Республика Алтай, Хабаровский край, Воронежская, Калужская, Курганская, Рязанская и Свердловская области, Ямало-Ненецкий автономный округ) с замещением 269 мандатов; в 74 субъектах Российской Федерации проводились выборы в органы местного самоуправления, в том числе избирались главы 5 административных центров субъектов Российской Федерации (Иркутск, Краснодар, Омск, Ростов-на-Дону, Ульяновск), депутаты 8 представительных органов административных центров субъектов Российской Федерации (Астрахань, Воронеж, Иваново, Липецк, Новосибирск, Смоленск, Тула, Ульяновск) с замещением 271 мандата. Проведено 147 голосований на местных референдумах.
"О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, прошедших в субъектах Российской Федерации 14 марта 2010 года"14 марта 2010 года состоялся единый день голосования в 76 субъектах Российской Федерации. В связи с истечением сроков полномочий в 8 субъектах Российской Федерации проводились выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти (Республика Алтай, Хабаровский край, Воронежская, Калужская, Курганская, Рязанская и Свердловская области, Ямало-Ненецкий автономный округ) с замещением 269 мандатов; в 74 субъектах Российской Федерации проводились выборы в органы местного самоуправления, в том числе избирались главы 5 административных центров субъектов Российской Федерации (Иркутск, Краснодар, Омск, Ростов-на-Дону, Ульяновск), депутаты 8 представительных органов административных центров субъектов Российской Федерации (Астрахань, Воронеж, Иваново, Липецк, Новосибирск, Смоленск, Тула, Ульяновск) с замещением 271 мандата. Проведено 147 голосований на местных референдумах.
Статья: Проблемы правовой регламентации правотворческой инициативы граждан в Российской Федерации
(Нудненко Л.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2010, N 2)Субъектом правотворческой инициативы является инициативная группа граждан. Членом инициативной группы может быть совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления, проживающий на территории соответствующего муниципального образования. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. устанавливает минимальную численность инициативной группы - 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
(Нудненко Л.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2010, N 2)Субъектом правотворческой инициативы является инициативная группа граждан. Членом инициативной группы может быть совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления, проживающий на территории соответствующего муниципального образования. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. устанавливает минимальную численность инициативной группы - 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Статья: Модели и принципы формирования общественных палат в субъектах Российской Федерации
(Гриб В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 3)Участие органов местного самоуправления, местных общественных объединений является инструментом обеспечения примера равенства прав общественных объединений независимо от их территориального статуса. В соответствии со ст. 8 Закона Томской области об Общественной палате <10> 1/3 членов Общественной палаты субъекта избирается на Съезде совета муниципальных образований - по представлению общественности и представительных органов муниципальных образований. В ряде субъектов местные общественные объединения имеют свою квоту в Общественной палате. Их избрание может проводиться по территориальному принципу от местных общественных объединений в муниципальных районах, городских округах, при активном участии представительных органов местного самоуправления и членов (Мурманск, Курган, Кострома, Калуга, Ульяновск).
(Гриб В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 3)Участие органов местного самоуправления, местных общественных объединений является инструментом обеспечения примера равенства прав общественных объединений независимо от их территориального статуса. В соответствии со ст. 8 Закона Томской области об Общественной палате <10> 1/3 членов Общественной палаты субъекта избирается на Съезде совета муниципальных образований - по представлению общественности и представительных органов муниципальных образований. В ряде субъектов местные общественные объединения имеют свою квоту в Общественной палате. Их избрание может проводиться по территориальному принципу от местных общественных объединений в муниципальных районах, городских округах, при активном участии представительных органов местного самоуправления и членов (Мурманск, Курган, Кострома, Калуга, Ульяновск).
Статья: К вопросу об избрании (назначении) мировых судей
(Вражнов А.С.)
("Мировой судья", 2017, N 9)<6> Единственным исключением является Калужская область, региональным законом которой предусмотрено, что "при назначении на должность мирового судьи может учитываться мнение граждан, депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, общественных объединений и правозащитных организаций, действующих на соответствующих судебных участках". См.: Закон Калужской области от 27 июня 2000 г. N 33-ОЗ "О мировых судьях Калужской области" // СПС "КонсультантПлюс".
(Вражнов А.С.)
("Мировой судья", 2017, N 9)<6> Единственным исключением является Калужская область, региональным законом которой предусмотрено, что "при назначении на должность мирового судьи может учитываться мнение граждан, депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, общественных объединений и правозащитных организаций, действующих на соответствующих судебных участках". См.: Закон Калужской области от 27 июня 2000 г. N 33-ОЗ "О мировых судьях Калужской области" // СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Ишеков К.А., Тюрин П.Ю., Черкасов К.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Закон Оренбургской области от 21 апреля 2004 г. N 1154/178-III-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Оренбургской области" (с изм. и доп. от 12 января, 4, 5 мая 2005 г.) // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области. 2004. 21 апреля; Южный Урал. 2005. 5 февраля, 13, 27 мая.
(постатейный)
(2-е издание)
(Ишеков К.А., Тюрин П.Ю., Черкасов К.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Закон Оренбургской области от 21 апреля 2004 г. N 1154/178-III-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Оренбургской области" (с изм. и доп. от 12 января, 4, 5 мая 2005 г.) // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области. 2004. 21 апреля; Южный Урал. 2005. 5 февраля, 13, 27 мая.
Статья: Институт регионального уполномоченного по правам человека в системе правового просвещения населения (на примере Калужской области)
(Зельников Ю.И.)
("Омбудсмен", 2013, N 1)В соответствии с п. 8 ст. 12 главы 3 Закона Калужской области от 10.06.2012 N 124-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области" правовое просвещение населения Калужской области является одной из основных функций регионального омбудсмена. Опыт показывает, что выполнение указанной функции связано с определенными аспектами правового, организационного и творческого характера. Отметим, что в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность региональных уполномоченных, не указаны конкретные субъекты, правовым просвещением которых обязаны заниматься омбудсмены. Учитывая отсутствие указания в Законе конкретных субъектов правовой просветительской деятельности, следует полагать, что к их числу относятся не только рядовые граждане, но и должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, которые нередко допускают нарушение прав и свобод человека по причине их незнания или непонимания.
(Зельников Ю.И.)
("Омбудсмен", 2013, N 1)В соответствии с п. 8 ст. 12 главы 3 Закона Калужской области от 10.06.2012 N 124-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области" правовое просвещение населения Калужской области является одной из основных функций регионального омбудсмена. Опыт показывает, что выполнение указанной функции связано с определенными аспектами правового, организационного и творческого характера. Отметим, что в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность региональных уполномоченных, не указаны конкретные субъекты, правовым просвещением которых обязаны заниматься омбудсмены. Учитывая отсутствие указания в Законе конкретных субъектов правовой просветительской деятельности, следует полагать, что к их числу относятся не только рядовые граждане, но и должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, которые нередко допускают нарушение прав и свобод человека по причине их незнания или непонимания.
"Муниципальное право России: Учебное пособие"
(Мильшин Ю.Н., Чаннов С.Е.)
("Дашков и К", 2006)Муниципальное образование с учетом законодательства субъектов Российской Федерации определяет процессуальный механизм реализации права населения на отзыв данных выборных лиц муниципального образования. При этом следует помнить, что в соответствии с подп. "а" п. 8 ст. 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с послед. изм.) вопрос о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц не может быть вынесен на местный референдум.
(Мильшин Ю.Н., Чаннов С.Е.)
("Дашков и К", 2006)Муниципальное образование с учетом законодательства субъектов Российской Федерации определяет процессуальный механизм реализации права населения на отзыв данных выборных лиц муниципального образования. При этом следует помнить, что в соответствии с подп. "а" п. 8 ст. 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с послед. изм.) вопрос о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц не может быть вынесен на местный референдум.
Статья: Основные направления правового регулирования вопросов местного самоуправления на примере законодательства субъектов Центрального федерального округа
(Кеня И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2008, N 3)Правовое регулирование организационных основ местного самоуправления предусматривает такие вопросы, как местный референдум, гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и установления результатов выборов органов и должностных лиц местного самоуправления, наименования органов местного самоуправления, порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований, правовое регулирование муниципальной службы и прочее.
(Кеня И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2008, N 3)Правовое регулирование организационных основ местного самоуправления предусматривает такие вопросы, как местный референдум, гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и установления результатов выборов органов и должностных лиц местного самоуправления, наименования органов местного самоуправления, порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований, правовое регулирование муниципальной службы и прочее.
"Муниципальное право России: Учебник"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н.)
(под ред. Н.В. Постового)
("Юриспруденция", 2016)Выборы органов местного самоуправления в системе муниципального права можно рассматривать в качестве его института. Структурно данный институт состоит из групп однородных норм, которые регулируют отношения, складывающиеся между жителями муниципального образования и кандидатами для избрания в представительные органы местного самоуправления и на должности главы муниципального образования, между жителями и органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, должностными лицами местного самоуправления.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н.)
(под ред. Н.В. Постового)
("Юриспруденция", 2016)Выборы органов местного самоуправления в системе муниципального права можно рассматривать в качестве его института. Структурно данный институт состоит из групп однородных норм, которые регулируют отношения, складывающиеся между жителями муниципального образования и кандидатами для избрания в представительные органы местного самоуправления и на должности главы муниципального образования, между жителями и органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, должностными лицами местного самоуправления.
Статья: Об образовании городских округов с внутригородским делением
(Помещикова С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2015, N 2)Во внимание должны были быть приняты и другие обстоятельства. Прежде всего, заканчивается 2014 г., а 2015 г., например, для городского округа "Город Обнинск" Калужской области - год выборов в представительный орган. Как следствие отсутствуют разумные сроки для внесения изменений в устав муниципального образования, проведения процедур по учету мнения населения по существу деления территории, по согласованию и принятию решения по разделу территории. Сложным вопросом является закрепление имущества за вновь образованными внутригородскими районами, создание рабочих мест для сотрудников органов местного самоуправления, принятие на работу муниципальных служащих и т.д.
(Помещикова С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2015, N 2)Во внимание должны были быть приняты и другие обстоятельства. Прежде всего, заканчивается 2014 г., а 2015 г., например, для городского округа "Город Обнинск" Калужской области - год выборов в представительный орган. Как следствие отсутствуют разумные сроки для внесения изменений в устав муниципального образования, проведения процедур по учету мнения населения по существу деления территории, по согласованию и принятию решения по разделу территории. Сложным вопросом является закрепление имущества за вновь образованными внутригородскими районами, создание рабочих мест для сотрудников органов местного самоуправления, принятие на работу муниципальных служащих и т.д.
"Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"
(постатейный)
(Велиева Д.С., Лысенко В.В., Капитанец Ю.В., Кулушева М.А., Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)Согласно Закону Калужской области от 6 июня 1996 г. "О местном самоуправлении в Калужской области" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед местными сообществами за исполнение полномочий по всем вопросам, отнесенным данным Законом к вопросам местного значения. В случае неисполнения этих полномочий органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления местное сообщество вправе использовать процедуру отзыва выборных лиц местного самоуправления и роспуска органов местного самоуправления либо инициировать проведение досрочных выборов.
(постатейный)
(Велиева Д.С., Лысенко В.В., Капитанец Ю.В., Кулушева М.А., Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)Согласно Закону Калужской области от 6 июня 1996 г. "О местном самоуправлении в Калужской области" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед местными сообществами за исполнение полномочий по всем вопросам, отнесенным данным Законом к вопросам местного значения. В случае неисполнения этих полномочий органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления местное сообщество вправе использовать процедуру отзыва выборных лиц местного самоуправления и роспуска органов местного самоуправления либо инициировать проведение досрочных выборов.