Вступление в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Вступление в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Договор не является ничтожным, если он противоречит нормативному правовому акту органа государственной власти или местного самоуправления, не содержащему нормы гражданского права
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 N 2142/10 по делу N А51-10815/2009 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 3, 168 ГК РФПозиция ВАС РФ: Договор не является ничтожным, если он противоречит нормативному правовому акту органа государственной власти или местного самоуправления, не содержащему нормы гражданского права
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 N 2142/10 по делу N А51-10815/2009 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 3, 168 ГК РФПозиция ВАС РФ: Договор не является ничтожным, если он противоречит нормативному правовому акту органа государственной власти или местного самоуправления, не содержащему нормы гражданского права
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Классные чины муниципальной службы
(КонсультантПлюс, 2025)Решением Собрания представителей... района... области... утверждено Положение по оплате труда в органах местного самоуправления муниципального района... предусмотрена ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин. Надбавка за классный чин вводится в действие с принятием и вступлением в силу нормативного правового акта муниципального района... об установлении классных чинов муниципальных служащих.
(КонсультантПлюс, 2025)Решением Собрания представителей... района... области... утверждено Положение по оплате труда в органах местного самоуправления муниципального района... предусмотрена ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин. Надбавка за классный чин вводится в действие с принятием и вступлением в силу нормативного правового акта муниципального района... об установлении классных чинов муниципальных служащих.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ (ч. 8 ст. 52 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). Для всех нормативных актов о налогах и сборах (федеральных актов, актов субъектов РФ и муниципальных актов) установлены единые правила вступления в силу (п. 5 ст. 5 НК РФ). Таким образом, при определении сроков вступления в силу муниципальных актов о налогах и сборах необходимо руководствоваться приведенными выше положениями п. 1 ст. 5 НК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ (ч. 8 ст. 52 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). Для всех нормативных актов о налогах и сборах (федеральных актов, актов субъектов РФ и муниципальных актов) установлены единые правила вступления в силу (п. 5 ст. 5 НК РФ). Таким образом, при определении сроков вступления в силу муниципальных актов о налогах и сборах необходимо руководствоваться приведенными выше положениями п. 1 ст. 5 НК РФ.
Статья: Правовое регулирование противодействия коррупции на региональном и муниципальном уровне
(Габиева С.М., Газихмаев Д.Б.)
("Современное право", 2025, N 3)Субъектами Федерации издаются законы и подзаконные нормативные правовые акты по основным направлениям антикоррупционной деятельности. Так, в Республике Дагестан в развитие федеральных норм был принят Закон от 07.04.2009 N 21 "О противодействии коррупции в Республике Дагестан" (ред. от 13.12.2023), в котором дан обширный перечень мер по профилактике коррупции в органах местного самоуправления, включающих в том числе совершенствование нормативной базы. Согласно Закону органы местного самоуправления Республики Дагестан и их должностные лица должны информировать уполномоченный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений о принимаемых антикоррупционных мерах. С целью профилактики коррупции в Законе зафиксированы следующие задачи: проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; рассмотрение в органах местного самоуправления результатов вступивших в законную силу судебных решений один раз в квартал [6, с. 54]; устранение причин коррупции; создание условий, снижающих возникновение коррупционных рисков; привлечение институтов гражданского общества к противодействию коррупции; формирование негативного отношения к коррупции; повышение выгоды от законных действий и т.д.
(Габиева С.М., Газихмаев Д.Б.)
("Современное право", 2025, N 3)Субъектами Федерации издаются законы и подзаконные нормативные правовые акты по основным направлениям антикоррупционной деятельности. Так, в Республике Дагестан в развитие федеральных норм был принят Закон от 07.04.2009 N 21 "О противодействии коррупции в Республике Дагестан" (ред. от 13.12.2023), в котором дан обширный перечень мер по профилактике коррупции в органах местного самоуправления, включающих в том числе совершенствование нормативной базы. Согласно Закону органы местного самоуправления Республики Дагестан и их должностные лица должны информировать уполномоченный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений о принимаемых антикоррупционных мерах. С целью профилактики коррупции в Законе зафиксированы следующие задачи: проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; рассмотрение в органах местного самоуправления результатов вступивших в законную силу судебных решений один раз в квартал [6, с. 54]; устранение причин коррупции; создание условий, снижающих возникновение коррупционных рисков; привлечение институтов гражданского общества к противодействию коррупции; формирование негативного отношения к коррупции; повышение выгоды от законных действий и т.д.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Информация о вступлении в силу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также об установленных ими новых правах, обязанностях и мерах ответственности в Календаре не приводится.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Информация о вступлении в силу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также об установленных ими новых правах, обязанностях и мерах ответственности в Календаре не приводится.
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Информация о вступлении в силу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также об установленных ими новых правах, обязанностях и мерах ответственности в Календаре не приводится.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Информация о вступлении в силу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также об установленных ими новых правах, обязанностях и мерах ответственности в Календаре не приводится.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Подчеркнем, что действующая система источников правового регулирования обязательных требований выстроена на основе критерия компетентности уполномоченных органов государственной власти, иных органов и уполномоченных организаций и состоит из нормативных правовых актов различной правовой природы. Она включает в себя нормативные правовые акты различной юридической силы, в том числе нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Подчеркнем, что действующая система источников правового регулирования обязательных требований выстроена на основе критерия компетентности уполномоченных органов государственной власти, иных органов и уполномоченных организаций и состоит из нормативных правовых актов различной правовой природы. Она включает в себя нормативные правовые акты различной юридической силы, в том числе нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Вопрос: О подписании соглашения об увольнении по соглашению сторон и приказа при увольнении генерального директора ООО - единственного руководителя общества.
(Письмо Роструда от 08.08.2023 N ПГ/16208-6-1)В соответствии со статьей 274 ТК РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.
(Письмо Роструда от 08.08.2023 N ПГ/16208-6-1)В соответствии со статьей 274 ТК РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)К примеру, при оспаривании прокурором нормативного правового акта органа местного самоуправления по мотивам его несоответствия закону субъекта РФ суд должен известить законодательный орган субъекта РФ о заявлении прокурора и предложить ему вступить в процесс в качестве заинтересованного (третьего) лица либо, в случае необходимости, привлечь его к участию в деле по инициативе суда.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)К примеру, при оспаривании прокурором нормативного правового акта органа местного самоуправления по мотивам его несоответствия закону субъекта РФ суд должен известить законодательный орган субъекта РФ о заявлении прокурора и предложить ему вступить в процесс в качестве заинтересованного (третьего) лица либо, в случае необходимости, привлечь его к участию в деле по инициативе суда.
Статья: Актуальные вопросы сохранения наследственной массы одиноко проживавших граждан
(Тужилова-Орданская Е.М., Гибадуллина А.А.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 1)При таких обстоятельствах полагаем целесообразным предусмотреть на уровне нормативных правовых актов органов местного самоуправления утверждение порядка сообщения управляющими организациями (организациями коммунально-бытового обслуживания), правоохранительными органами о факте смерти одиноко проживающего гражданина нотариусу либо направления судами общей юрисдикции вступивших в законную силу решений о признании умершим одиноко проживающего гражданина нотариусу по последнему месту жительства такого гражданина.
(Тужилова-Орданская Е.М., Гибадуллина А.А.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 1)При таких обстоятельствах полагаем целесообразным предусмотреть на уровне нормативных правовых актов органов местного самоуправления утверждение порядка сообщения управляющими организациями (организациями коммунально-бытового обслуживания), правоохранительными органами о факте смерти одиноко проживающего гражданина нотариусу либо направления судами общей юрисдикции вступивших в законную силу решений о признании умершим одиноко проживающего гражданина нотариусу по последнему месту жительства такого гражданина.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Часть 12 комментируемой статьи устанавливает норму, согласно которой осуществление органами местного самоуправления в соответствии с законом субъекта Российской Федерации переданных полномочий прекращается со дня вступления в силу нормативного правового акта Президента Российской Федерации или нормативного правового акта Правительства Российской Федерации об изъятии соответствующих полномочий.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Часть 12 комментируемой статьи устанавливает норму, согласно которой осуществление органами местного самоуправления в соответствии с законом субъекта Российской Федерации переданных полномочий прекращается со дня вступления в силу нормативного правового акта Президента Российской Федерации или нормативного правового акта Правительства Российской Федерации об изъятии соответствующих полномочий.
Готовое решение: Что означает принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика
(КонсультантПлюс, 2025)Акты налогового законодательства, нормативные правовые акты Правительства РФ, органов госвласти и местного самоуправления, исполнительно-распорядительного органа федеральной территории "Сириус", которые ухудшают положение налогоплательщика, не имеют обратной силы и не применяются к отношениям, возникшим до их вступления в силу (ст. ст. 54, 57 Конституции РФ, п. п. 2, 5 ст. 5 НК РФ). Такие акты по общему правилу вступают в силу не раньше чем через месяц с даты их официального опубликования и не раньше 1-го числа очередного налогового (расчетного) периода (п. 1 ст. 5 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Акты налогового законодательства, нормативные правовые акты Правительства РФ, органов госвласти и местного самоуправления, исполнительно-распорядительного органа федеральной территории "Сириус", которые ухудшают положение налогоплательщика, не имеют обратной силы и не применяются к отношениям, возникшим до их вступления в силу (ст. ст. 54, 57 Конституции РФ, п. п. 2, 5 ст. 5 НК РФ). Такие акты по общему правилу вступают в силу не раньше чем через месяц с даты их официального опубликования и не раньше 1-го числа очередного налогового (расчетного) периода (п. 1 ст. 5 НК РФ).