Вручение решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Вручение решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 47 "Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд признал позицию ИФНС несостоятельной, поскольку с ее стороны имело место последовательное, не обоснованное объективными обстоятельствами несоблюдение сроков вручения акта, проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения материалов и вынесения итогового решения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд признал позицию ИФНС несостоятельной, поскольку с ее стороны имело место последовательное, не обоснованное объективными обстоятельствами несоблюдение сроков вручения акта, проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения материалов и вынесения итогового решения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика обоснованной, со стороны ИФНС имело место последовательное несоблюдение сроков вручения акта выездной налоговой проверки, проведения и оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения. Это повлекло нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных по итогам проверки сумм налогов и пеней.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика обоснованной, со стороны ИФНС имело место последовательное несоблюдение сроков вручения акта выездной налоговой проверки, проведения и оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения. Это повлекло нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных по итогам проверки сумм налогов и пеней.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)Судебная практика. В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.06.2024 N Ф05-11207/2024 по делу N А41-28308/2023 суд исходил из того, что нарушение сроков при проведении проверки, составлении и вручении акта, вынесении решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и продлении рассмотрения материалов проверки не относится к существенным условиям, влекущим недействительность оспариваемого решения.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)Судебная практика. В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.06.2024 N Ф05-11207/2024 по делу N А41-28308/2023 суд исходил из того, что нарушение сроков при проведении проверки, составлении и вручении акта, вынесении решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и продлении рассмотрения материалов проверки не относится к существенным условиям, влекущим недействительность оспариваемого решения.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Суд признал позицию ИФНС несостоятельной, поскольку с ее стороны имело место последовательное, не обоснованное объективными обстоятельствами несоблюдение сроков вручения акта, проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения материалов и вынесения итогового решения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Суд признал позицию ИФНС несостоятельной, поскольку с ее стороны имело место последовательное, не обоснованное объективными обстоятельствами несоблюдение сроков вручения акта, проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения материалов и вынесения итогового решения.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2025 N 20-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС"статьи 101, которая определяет: порядок и сроки принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе полученных при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 1); виды решений, которые могут быть приняты руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 7); последствия несоблюдения должностными лицами налоговых органов установленных Налоговым кодексом Российской Федерации требований, в том числе нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 14).
"По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС"статьи 101, которая определяет: порядок и сроки принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе полученных при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 1); виды решений, которые могут быть приняты руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 7); последствия несоблюдения должностными лицами налоговых органов установленных Налоговым кодексом Российской Федерации требований, в том числе нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 14).
<Письмо> ФНС России от 29.07.2024 N БВ-4-7/8573@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>При таком положении, как обоснованно указано судами первой и апелляционной инстанций, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных статьями 100 - 101 Налогового кодекса Российской Федерации, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней. При этом выводы судов первой и апелляционной инстанции не противоречат правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>При таком положении, как обоснованно указано судами первой и апелляционной инстанций, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных статьями 100 - 101 Налогового кодекса Российской Федерации, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней. При этом выводы судов первой и апелляционной инстанции не противоречат правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135.
Статья: Шпаргалка по выездным налоговым проверкам
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 16)Затем у вас есть 1 месяц, чтобы подать возражения на акт проверки, после чего инспекторы приступают к рассмотрению материалов проверки и принимают итоговое решение. Сделает это начальник налогового органа или его заместитель в течение 10 рабочих дней <27>. Здесь возможны два варианта решения: либо привлечь вашу организацию к ответственности, либо отказать в привлечении к налоговой ответственности. Соответственно, есть две утвержденные формы решения для каждого варианта <28>. Если же для принятия окончательного решения будет недостаточно материалов в деле, инспекция проведет дополнительные мероприятия налогового контроля. Тогда срок рассмотрения продлят, а итоговое решение примут после проведения дополнительных мероприятий <29>.
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 16)Затем у вас есть 1 месяц, чтобы подать возражения на акт проверки, после чего инспекторы приступают к рассмотрению материалов проверки и принимают итоговое решение. Сделает это начальник налогового органа или его заместитель в течение 10 рабочих дней <27>. Здесь возможны два варианта решения: либо привлечь вашу организацию к ответственности, либо отказать в привлечении к налоговой ответственности. Соответственно, есть две утвержденные формы решения для каждого варианта <28>. Если же для принятия окончательного решения будет недостаточно материалов в деле, инспекция проведет дополнительные мероприятия налогового контроля. Тогда срок рассмотрения продлят, а итоговое решение примут после проведения дополнительных мероприятий <29>.
Статья: Есть ли шанс отменить взыскание налогов, если ИФНС затянула выездную проверку
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 14)На практике все упомянутые сроки изрядно "едут" - ИФНС может затянуть сроки выездной налоговой проверки, вручить акт спустя полгода после составления, а иногда и позже, долго проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, потом оформлять их дольше положенного срока, затягивать сроки рассмотрения дополнительных мероприятий и затем долго оформлять решение. Конечно же, возникает вопрос: являются ли такие нарушения сроков проверки поводом оспорить ее результаты?
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 14)На практике все упомянутые сроки изрядно "едут" - ИФНС может затянуть сроки выездной налоговой проверки, вручить акт спустя полгода после составления, а иногда и позже, долго проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, потом оформлять их дольше положенного срока, затягивать сроки рассмотрения дополнительных мероприятий и затем долго оформлять решение. Конечно же, возникает вопрос: являются ли такие нарушения сроков проверки поводом оспорить ее результаты?
Готовое решение: Ознакомление с материалами налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)сведения о материалах дополнительных мероприятий налогового контроля, с которыми вас ознакомили, способ ознакомления и технические средства, которые при этом применялись. Также указываются реквизиты решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
(КонсультантПлюс, 2025)сведения о материалах дополнительных мероприятий налогового контроля, с которыми вас ознакомили, способ ознакомления и технические средства, которые при этом применялись. Также указываются реквизиты решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
Ситуация: Как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)на ознакомление с решением о проведении выездной проверки и с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)на ознакомление с решением о проведении выездной проверки и с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля;
Вопрос: Физлицо 2 апреля 2025 г. представило декларацию 3-НДФЛ за 2021 г. (продажа автомобиля). Может ли налоговый орган привлечь физлицо к ответственности по ст. 119 НК РФ?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. п. 1, 7 ст. 101 НК РФ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. п. 1, 7 ст. 101 НК РФ).
Статья: Налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание задолженности, если рассмотрение материалов проверки и принятие по ней решения, а также рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом в совокупности занимает более двух лет
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В этом деле имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения. Все это повлекло нарушение срока принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В этом деле имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения. Все это повлекло нарушение срока принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней.
Готовое решение: Камеральная налоговая проверка при возмещении НДС
(КонсультантПлюс, 2025)По результатам рассмотрения акта проверки, ваших возражений и других материалов проверки руководитель инспекции (его заместитель) выносит решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности. Также могут принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. п. 1, 7 ст. 101 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По результатам рассмотрения акта проверки, ваших возражений и других материалов проверки руководитель инспекции (его заместитель) выносит решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности. Также могут принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. п. 1, 7 ст. 101 НК РФ).
Вопрос: Вправе ли налоговый орган возобновить выездную налоговую проверку после выдачи налогоплательщику справки о проведении проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ)?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Ответ: НК РФ не предусмотрены приостановление и возобновление выездной налоговой проверки после выдачи налогоплательщику справки. При этом налоговый орган в порядке п. 6 ст. 101 НК РФ имеет право на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Ответ: НК РФ не предусмотрены приостановление и возобновление выездной налоговой проверки после выдачи налогоплательщику справки. При этом налоговый орган в порядке п. 6 ст. 101 НК РФ имеет право на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В комментируемом Определении Верховного Суда РФ было подчеркнуто, что последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесению итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней: "Уже ко дню направления требования об уплате налогов и принятия впоследствии решения о взыскании и выставления инкассовых поручений возможность принудительного взыскания задолженности с общества была заведомо утрачена управлением, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые акты управления не имели юридической силы и не подлежали исполнению, а у суда кассационной инстанции не имелось оснований для отмены указанных судебных актов".
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В комментируемом Определении Верховного Суда РФ было подчеркнуто, что последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесению итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней: "Уже ко дню направления требования об уплате налогов и принятия впоследствии решения о взыскании и выставления инкассовых поручений возможность принудительного взыскания задолженности с общества была заведомо утрачена управлением, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые акты управления не имели юридической силы и не подлежали исполнению, а у суда кассационной инстанции не имелось оснований для отмены указанных судебных актов".
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)3 мес. или 2 мес. по НДС (проведение проверки) + 10 дней (составление акта) + 5 дней (вручение акта) + 1 мес. (подача возражений на акт) + 10 дней с продлением на 1 мес. (вынесение решения по КНП) + 5 дней (вручение решения) + 1 мес. (вступление в силу решения, положительного для налогоплательщика).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)3 мес. или 2 мес. по НДС (проведение проверки) + 10 дней (составление акта) + 5 дней (вручение акта) + 1 мес. (подача возражений на акт) + 10 дней с продлением на 1 мес. (вынесение решения по КНП) + 5 дней (вручение решения) + 1 мес. (вступление в силу решения, положительного для налогоплательщика).