Возложение обязанностей контрактного управляющего
Подборка наиболее важных документов по запросу Возложение обязанностей контрактного управляющего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 14.03.2024 N 33-656/2024 (УИД 65RS0018-01-2023-000585-48)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании оплаты за совмещение должностей.
Обстоятельства: Истица просит взыскать с ответчика в свою пользу доплату за выполнение дополнительной работы, не предусмотренной трудовым договором, ссылаясь на то, что дополнительная работа по должности контрактного управляющего была поручена ей без ее предварительного письменного согласия и без дополнительной оплаты.
Решение: Отказано.При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, факт издания отдельной должностной инструкции контрактного управляющего, как и возложение на советника Т. обязанностей по осуществлению закупок для муниципальных нужд, не свидетельствует об исполнении обязанности по двум должностям.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании оплаты за совмещение должностей.
Обстоятельства: Истица просит взыскать с ответчика в свою пользу доплату за выполнение дополнительной работы, не предусмотренной трудовым договором, ссылаясь на то, что дополнительная работа по должности контрактного управляющего была поручена ей без ее предварительного письменного согласия и без дополнительной оплаты.
Решение: Отказано.При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, факт издания отдельной должностной инструкции контрактного управляющего, как и возложение на советника Т. обязанностей по осуществлению закупок для муниципальных нужд, не свидетельствует об исполнении обязанности по двум должностям.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как назначить контрактного управляющего и организовать его работу
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли возложить полномочия по исполнению обязанностей контрактного управляющего на руководителя организации
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли возложить полномочия по исполнению обязанностей контрактного управляющего на руководителя организации
Вопрос: Может ли бухгалтер (в том числе главный бухгалтер) быть контрактным управляющим?
(Консультация эксперта, 2023)При этом должностное лицо, на которое возложены обязанности контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от наименования указанной должности в штатном расписании (Письмо Минэкономразвития России от 18.02.2015 N ОГ-Д28-2128).
(Консультация эксперта, 2023)При этом должностное лицо, на которое возложены обязанности контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от наименования указанной должности в штатном расписании (Письмо Минэкономразвития России от 18.02.2015 N ОГ-Д28-2128).
Нормативные акты
Приказ Минздрава России от 15.07.2013 N 462н
(ред. от 15.03.2023)
"О перечне должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством здравоохранения Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 N 29815)VI. Должности в организациях, указанных в разделах I - V настоящего перечня, исполнение должностных (служебных, трудовых) обязанностей по которым предусматривает исполнение функций контрактного управляющего, контрактной службы, по организации и осуществлению внутреннего контроля и внутреннего финансового аудита, а также участие в качестве председателя, заместителя председателя, секретаря, члена коллегиального органа, образованного в организациях, указанных в разделах I - V настоящего перечня (далее - подведомственные организации), в полномочия которого входит:
(ред. от 15.03.2023)
"О перечне должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством здравоохранения Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 N 29815)VI. Должности в организациях, указанных в разделах I - V настоящего перечня, исполнение должностных (служебных, трудовых) обязанностей по которым предусматривает исполнение функций контрактного управляющего, контрактной службы, по организации и осуществлению внутреннего контроля и внутреннего финансового аудита, а также участие в качестве председателя, заместителя председателя, секретаря, члена коллегиального органа, образованного в организациях, указанных в разделах I - V настоящего перечня (далее - подведомственные организации), в полномочия которого входит:
Приказ Росавиации от 21.12.2020 N 1559-П
(ред. от 15.10.2024)
"Об утверждении перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральным агентством воздушного транспорта, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2021 N 62299)7. Должности в организациях, указанных в пунктах 1 - 5 настоящего перечня, должностные обязанности по которым предусматривают исполнение функций контрактного управляющего, контрактной службы, а также включенные в составы контрактной службы, комиссии по осуществлению закупок.
(ред. от 15.10.2024)
"Об утверждении перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральным агентством воздушного транспорта, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2021 N 62299)7. Должности в организациях, указанных в пунктах 1 - 5 настоящего перечня, должностные обязанности по которым предусматривают исполнение функций контрактного управляющего, контрактной службы, а также включенные в составы контрактной службы, комиссии по осуществлению закупок.
Статья: Специальный субъект в составах злоупотреблений и подкупа в сфере государственных и муниципальных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)Согласно одному из распространенных подходов деяния контрактных управляющих должны квалифицироваться по нормам гл. 23 или гл. 30 УК РФ в силу того, что, по мнению сторонников такого подхода, они обладают организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями. Например, А.В. Быков полагает, что "ответственные лица, представляющие интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты, в силу исполняемых обязанностей уже приобретают организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции" [Быков А.В., 2018: 38]. Вывод ученого основан на прямом указании на статус контрактного управляющего в ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)Согласно одному из распространенных подходов деяния контрактных управляющих должны квалифицироваться по нормам гл. 23 или гл. 30 УК РФ в силу того, что, по мнению сторонников такого подхода, они обладают организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями. Например, А.В. Быков полагает, что "ответственные лица, представляющие интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты, в силу исполняемых обязанностей уже приобретают организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции" [Быков А.В., 2018: 38]. Вывод ученого основан на прямом указании на статус контрактного управляющего в ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Антиконкурентные действия заказчиков при закупках
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Согласно положению о закупке, утвержденному учреждением, участники закупки должны соответствовать установленным Законом N 223-ФЗ требованиям, в том числе между участником и заказчиком должен отсутствовать конфликт интересов. Под ним понимается ситуация, при которой личная заинтересованность должностного лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ <4>).
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Согласно положению о закупке, утвержденному учреждением, участники закупки должны соответствовать установленным Законом N 223-ФЗ требованиям, в том числе между участником и заказчиком должен отсутствовать конфликт интересов. Под ним понимается ситуация, при которой личная заинтересованность должностного лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ <4>).
Статья: Комментарий к Определению Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.02.2025 по делу N 88-2140/2025 <Когда за совмещение должностей не положена доплата?>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 7)Судьи отметили, что работница также не привела доказательств для взыскания задолженности по заработной плате за выполнение функции контрактного управляющего исходя из одного МРОТ в месяц. Кроме того, ей были выплачены стимулирующие за исполнение обязанностей директора в период его отпуска, так и за выполнение функции контрактного управляющего.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 7)Судьи отметили, что работница также не привела доказательств для взыскания задолженности по заработной плате за выполнение функции контрактного управляющего исходя из одного МРОТ в месяц. Кроме того, ей были выплачены стимулирующие за исполнение обязанностей директора в период его отпуска, так и за выполнение функции контрактного управляющего.
Статья: Вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности в сфере публичных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)При условии, если исполнителем содеянного является руководитель контрактной службы или контрактный управляющий (при этом одновременно не наделенный должностными полномочиями в связи с исполнением обязанностей по иной управленческой должности в юридическом лице - заказчике, т.е. не совмещающий осуществление организационных "закупочных" полномочий с должностными), обладающий также статусом государственного служащего, принимая во внимание рекомендации п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате", п. 7 Постановления N 24, а также учитывая, что преступные действия виновных выразились в сознательном представлении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений (искусственное завышение стоимости контрактов путем изготовления ложных коммерческих предложений и представления их государственному заказчику, подготовка ложного отчета-обоснования), и при условии наличия иных признаков хищения такие деяния должны квалифицироваться по ч. 3 ст. 159 УК РФ: руководителя контрактной службы как исполнителя мошенничества с использованием своего служебного положения, а директора коммерческой организации как пособника в данном преступлении.
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)При условии, если исполнителем содеянного является руководитель контрактной службы или контрактный управляющий (при этом одновременно не наделенный должностными полномочиями в связи с исполнением обязанностей по иной управленческой должности в юридическом лице - заказчике, т.е. не совмещающий осуществление организационных "закупочных" полномочий с должностными), обладающий также статусом государственного служащего, принимая во внимание рекомендации п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате", п. 7 Постановления N 24, а также учитывая, что преступные действия виновных выразились в сознательном представлении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений (искусственное завышение стоимости контрактов путем изготовления ложных коммерческих предложений и представления их государственному заказчику, подготовка ложного отчета-обоснования), и при условии наличия иных признаков хищения такие деяния должны квалифицироваться по ч. 3 ст. 159 УК РФ: руководителя контрактной службы как исполнителя мошенничества с использованием своего служебного положения, а директора коммерческой организации как пособника в данном преступлении.
Статья: Проблемы толкования признаков злоупотребления в сфере государственных и муниципальных закупок
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Косвенное подтверждение данной позиции есть и в судебной практике: так, ВС РФ указал, что "не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям" <16>. К уголовной ответственности по ст. 200.5 УК ("Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок") по одному из дел за передачу предмета подкупа привлечен к ответственности представитель поставщика. Он передал денежные средства Л. - замначальника отдела АО ЦКБА (контрольный пакет акций которого принадлежит АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", 100% акций которого принадлежит Российской Федерации) за помощь в заключении контракта. Л., имея точные сведения, что именно требуется и каковы наиболее важные для заказчика условия, осуществил подготовку заявки и технической документации от поставщика - АО "Джи Эс Системс" - для создания у данного акционерного общества приоритетного положения перед другими поставщиками <17>. По другому делу была привлечена контрактная управляющая ГБУЗ РА ЦРБ, систематически направлявшая по мессенджеру заявки на поставку товаров представителю поставщика - ООО "АльфаМед" в нарушение предусмотренной законом процедуры <18>. Данные действия к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным функциям не относятся, что обусловило привлечение к уголовной ответственности именно по ст. 200.5 УК РФ.
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Косвенное подтверждение данной позиции есть и в судебной практике: так, ВС РФ указал, что "не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям" <16>. К уголовной ответственности по ст. 200.5 УК ("Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок") по одному из дел за передачу предмета подкупа привлечен к ответственности представитель поставщика. Он передал денежные средства Л. - замначальника отдела АО ЦКБА (контрольный пакет акций которого принадлежит АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", 100% акций которого принадлежит Российской Федерации) за помощь в заключении контракта. Л., имея точные сведения, что именно требуется и каковы наиболее важные для заказчика условия, осуществил подготовку заявки и технической документации от поставщика - АО "Джи Эс Системс" - для создания у данного акционерного общества приоритетного положения перед другими поставщиками <17>. По другому делу была привлечена контрактная управляющая ГБУЗ РА ЦРБ, систематически направлявшая по мессенджеру заявки на поставку товаров представителю поставщика - ООО "АльфаМед" в нарушение предусмотренной законом процедуры <18>. Данные действия к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным функциям не относятся, что обусловило привлечение к уголовной ответственности именно по ст. 200.5 УК РФ.
Статья: Гражданский иск прокурора в сфере исполнения бюджетного законодательства о государственных (муниципальных) договорах (соглашениях), контрактах, в том числе в сфере государственного оборонного заказа: проблематика эффективности
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Вместе с тем, следует заметить, что заключение вышеназванных договоров не является субъективным инициативным волеизъявлением должностных лиц публичного субъекта, как ранее было отмечено, а происходит в публичных целях обеспечения вопросов ведения соответствующего публично-правового образования; средства бюджета не являются собственными средствами органа власти, казенного учреждения (получателя бюджетных средств, стороны сделки), они находятся в его ведении и на него возлагаются обязанности исполнения закона (решения) о бюджете.
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Вместе с тем, следует заметить, что заключение вышеназванных договоров не является субъективным инициативным волеизъявлением должностных лиц публичного субъекта, как ранее было отмечено, а происходит в публичных целях обеспечения вопросов ведения соответствующего публично-правового образования; средства бюджета не являются собственными средствами органа власти, казенного учреждения (получателя бюджетных средств, стороны сделки), они находятся в его ведении и на него возлагаются обязанности исполнения закона (решения) о бюджете.