Возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям
Подборка наиболее важных документов по запросу Возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Старый" новый порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях
(Ряполова Я.П.)
("Российский следователь", 2023, N 10)"Российский следователь", 2023, N 10
(Ряполова Я.П.)
("Российский следователь", 2023, N 10)"Российский следователь", 2023, N 10
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)10. Уточнение порядка направления материалов в следственные органы для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям в части расширения оснований для такого направления на решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также в части приостановления течения срока для такого направления на период предоставленной соответствующему должнику отсрочки (рассрочки) по уплате выявленной задолженности.
(разработаны Минфином России)10. Уточнение порядка направления материалов в следственные органы для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям в части расширения оснований для такого направления на решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также в части приостановления течения срока для такого направления на период предоставленной соответствующему должнику отсрочки (рассрочки) по уплате выявленной задолженности.
Приказ Генпрокуратуры России от 24.10.2023 N 736
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере"При оценке достаточности оснований для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении тщательно изучать результаты налоговых проверок, оперативно-розыскной деятельности, а также полученные в ходе доследственных мероприятий объективные данные, указывающие на признаки преступления (либо их отсутствие).
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере"При оценке достаточности оснований для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении тщательно изучать результаты налоговых проверок, оперативно-розыскной деятельности, а также полученные в ходе доследственных мероприятий объективные данные, указывающие на признаки преступления (либо их отсутствие).
Статья: Применение и развитие специального повода возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации
(Панкратьев А.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 6)В качестве основания направления подобных материалов указывался п. 3 ст. 82 НК РФ <6>. Такая практика получила судебную поддержку <7>. Специфика межведомственного взаимодействия в указанной сфере раскрыта автором в отдельной публикации <8>. Применительно к текущему исследованию допустимо отметить, что по сути в течение 2022 - 2023 гг. правоприменители из числа правоохранительных органов выработали алгоритмы возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях в новых условиях.
(Панкратьев А.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 6)В качестве основания направления подобных материалов указывался п. 3 ст. 82 НК РФ <6>. Такая практика получила судебную поддержку <7>. Специфика межведомственного взаимодействия в указанной сфере раскрыта автором в отдельной публикации <8>. Применительно к текущему исследованию допустимо отметить, что по сути в течение 2022 - 2023 гг. правоприменители из числа правоохранительных органов выработали алгоритмы возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях в новых условиях.
Статья: Налоговые преступления: тонкая настройка ответственности в 2022 году и на перспективу
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2022, N 11)Законом восстановлен порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях (ст. 198 - 199.2 УК РФ), существовавший в 2011 - 2014 годах. Новая ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ практически слово в слово (за исключением местоимения "те") повторяет старую ч. 1.1 этой же статьи. Иными словами, восстановлен исключительный (специальный) повод для возбуждения уголовного дела - материалы налогового органа, направленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2022, N 11)Законом восстановлен порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях (ст. 198 - 199.2 УК РФ), существовавший в 2011 - 2014 годах. Новая ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ практически слово в слово (за исключением местоимения "те") повторяет старую ч. 1.1 этой же статьи. Иными словами, восстановлен исключительный (специальный) повод для возбуждения уголовного дела - материалы налогового органа, направленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Статья: Стратегия экономической безопасности и тренд doing business - два вектора уголовно-процессуальной политики
(Сычев П.Г.)
("Российский следователь", 2024, N 7)- снова введен исключительный повод для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях <17>;
(Сычев П.Г.)
("Российский следователь", 2024, N 7)- снова введен исключительный повод для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях <17>;
Статья: О приведении положений о неосторожной вине в налоговом праве в соответствие с уголовно-правовым подходом
(Кириллов Д.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)В соответствии с новеллой абз. 5 п. 8 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) <1>, если размер недоимки, выявленной в ходе налоговой проверки, достаточен для предположения о наличии в нарушении признаков налогового преступления, налоговые органы непосредственно в решении по итогам проверки предупреждают налогоплательщика о направлении в случае неуплаты недоимки в течение 75 дней после вступления решения в силу материалов в следственные органы для возбуждения уголовного дела. При этом важно, что после восьмилетнего перерыва в ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <2> (далее - УПК РФ) возвращено правило о том, что единственным поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут служить направленные в следственные органы материалы налоговых органов.
(Кириллов Д.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)В соответствии с новеллой абз. 5 п. 8 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) <1>, если размер недоимки, выявленной в ходе налоговой проверки, достаточен для предположения о наличии в нарушении признаков налогового преступления, налоговые органы непосредственно в решении по итогам проверки предупреждают налогоплательщика о направлении в случае неуплаты недоимки в течение 75 дней после вступления решения в силу материалов в следственные органы для возбуждения уголовного дела. При этом важно, что после восьмилетнего перерыва в ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <2> (далее - УПК РФ) возвращено правило о том, что единственным поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут служить направленные в следственные органы материалы налоговых органов.
Статья: Уголовная политика России в сфере экономики и процессуальные аспекты ее реализации
(Жаренов А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 10)В действительности же государство сложно обвинить в следовании только лишь в одном направлении. По крайней мере политически декларируется обратное <11>. Это демонстрирует и законодатель. Так, например, появление ч. 1.2 ст. 140 УПК РФ, согласно которой следователь мог возбудить дело о фальсификации финансовой отчетности банков и др. только в случае направления соответствующих материалов Банком России или их конкурсным управляющим (ликвидатором), было обусловлено именно необходимостью пресечения данных деяний <12>. Обязательная инициация уголовного преследования российским "мегарегулятором", а также арбитражными управляющими была обусловлена в большей степени их особыми полномочиями <13>. Необходимость борьбы с налоговыми преступлениями стала причиной замены специального повода для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ) на порядок проверки сообщения о преступлении, предусмотренный ч. 7 - 9 ст. 144 УПК РФ, т.е. с обязательным направлением следователем запроса в налоговый орган в целях получения заключения о наличии (отсутствии) недоимки. Иначе говоря, нельзя совершенно однозначно говорить о том, что имеет место ограждение предпринимателей от уголовной ответственности.
(Жаренов А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 10)В действительности же государство сложно обвинить в следовании только лишь в одном направлении. По крайней мере политически декларируется обратное <11>. Это демонстрирует и законодатель. Так, например, появление ч. 1.2 ст. 140 УПК РФ, согласно которой следователь мог возбудить дело о фальсификации финансовой отчетности банков и др. только в случае направления соответствующих материалов Банком России или их конкурсным управляющим (ликвидатором), было обусловлено именно необходимостью пресечения данных деяний <12>. Обязательная инициация уголовного преследования российским "мегарегулятором", а также арбитражными управляющими была обусловлена в большей степени их особыми полномочиями <13>. Необходимость борьбы с налоговыми преступлениями стала причиной замены специального повода для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ) на порядок проверки сообщения о преступлении, предусмотренный ч. 7 - 9 ст. 144 УПК РФ, т.е. с обязательным направлением следователем запроса в налоговый орган в целях получения заключения о наличии (отсутствии) недоимки. Иначе говоря, нельзя совершенно однозначно говорить о том, что имеет место ограждение предпринимателей от уголовной ответственности.
Статья: Осуществление уголовного преследования за налоговые преступления в условиях предоставления налоговой отсрочки
(Панкратьев А.Н.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Исследование направлено на обобщение имеющихся правовых коллизий, связанных с влиянием налоговой рассрочки на формирования специального повода возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях и выработку правовой модели их разрешения.
(Панкратьев А.Н.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Исследование направлено на обобщение имеющихся правовых коллизий, связанных с влиянием налоговой рассрочки на формирования специального повода возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях и выработку правовой модели их разрешения.
Статья: О некоторых изменениях уголовно-правовой политики в сфере противодействия налоговым преступлениям
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2024, N 12)Стоит отметить, что в марте 2022 года были внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, согласно которым только материалы налоговых органов могут быть поводом для возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению <5>. Тем самым государство, определив особый порядок возбуждения дела и уголовного производства, обособило налоговые преступления от остальных преступлений экономической направленности. Также предпринята попытка снизить давление и нагрузку на предпринимателей, так как ранее поводом к уголовному преследованию могли быть любые сообщения о преступлении от третьих лиц, которые иногда выступали в качестве рычага конкурентного давления. Федеральный закон от 18.03.2023 N 78-ФЗ уменьшил максимальные сроки лишения свободы за вышеуказанные преступления и тем самым отнес их к категории преступлений средней тяжести.
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2024, N 12)Стоит отметить, что в марте 2022 года были внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, согласно которым только материалы налоговых органов могут быть поводом для возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению <5>. Тем самым государство, определив особый порядок возбуждения дела и уголовного производства, обособило налоговые преступления от остальных преступлений экономической направленности. Также предпринята попытка снизить давление и нагрузку на предпринимателей, так как ранее поводом к уголовному преследованию могли быть любые сообщения о преступлении от третьих лиц, которые иногда выступали в качестве рычага конкурентного давления. Федеральный закон от 18.03.2023 N 78-ФЗ уменьшил максимальные сроки лишения свободы за вышеуказанные преступления и тем самым отнес их к категории преступлений средней тяжести.
Статья: Стратегия экономической безопасности Российской Федерации: правоохранительная деятельность и законодательный процесс
(Сычев П.Г.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Нетрудно увидеть в этой новой норме реинкарнацию уже вводившейся в декабре 2011 года и утратившей силу в октябре 2014 года части 1.1. По поводу попрания принципа публичности и ущемления прав оперативных служб по выявлению налоговых преступлений в тот период было сказано много <8>. Законодателю было угодно снова войти в ту же реку и вернуть исключительный повод для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Критические замечания вновь следует считать актуальными.
(Сычев П.Г.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Нетрудно увидеть в этой новой норме реинкарнацию уже вводившейся в декабре 2011 года и утратившей силу в октябре 2014 года части 1.1. По поводу попрания принципа публичности и ущемления прав оперативных служб по выявлению налоговых преступлений в тот период было сказано много <8>. Законодателю было угодно снова войти в ту же реку и вернуть исключительный повод для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Критические замечания вновь следует считать актуальными.