Внешний аудит в банке
Подборка наиболее важных документов по запросу Внешний аудит в банке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)5. В ч. 5 комментируемой статьи предусмотрено, что порядок взаимодействия уполномоченного федерального органа по контролю и надзору, то есть Казначейства России при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций и Банка России при осуществлении надзора за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке в части оказания аудиторскими организациями услуг ОЗОФР подлежит определению соглашением между уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору и Банком России.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)5. В ч. 5 комментируемой статьи предусмотрено, что порядок взаимодействия уполномоченного федерального органа по контролю и надзору, то есть Казначейства России при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций и Банка России при осуществлении надзора за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке в части оказания аудиторскими организациями услуг ОЗОФР подлежит определению соглашением между уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору и Банком России.
Готовое решение: Как организовать систему управления рисками, внутреннего контроля и аудита в публичном обществе
(КонсультантПлюс, 2025)Банк России рекомендует также учитывать аспекты, которые важны для обеспечения качественного внешнего аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Эти аспекты приведены в Приложении 3 к Рекомендациям. В частности, аудиторскую организацию рекомендуется определять не реже одного раза в пять лет по результатам открытого конкурса (п. 1.1 данного Приложения).
(КонсультантПлюс, 2025)Банк России рекомендует также учитывать аспекты, которые важны для обеспечения качественного внешнего аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Эти аспекты приведены в Приложении 3 к Рекомендациям. В частности, аудиторскую организацию рекомендуется определять не реже одного раза в пять лет по результатам открытого конкурса (п. 1.1 данного Приложения).
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"5. Порядок взаимодействия уполномоченного федерального органа по контролю и надзору при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций и Банка России при осуществлении надзора за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке в части оказания аудиторскими организациями услуг общественно значимым организациям на финансовом рынке определяется соглашением между уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору и Банком России.
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"5. Порядок взаимодействия уполномоченного федерального органа по контролю и надзору при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций и Банка России при осуществлении надзора за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке в части оказания аудиторскими организациями услуг общественно значимым организациям на финансовом рынке определяется соглашением между уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору и Банком России.
Статья: 716 раз отмерь
(Харыбина А.)
("Банковское обозрение", 2022, N 12)С 1 октября 2022 года банки начали направлять в Банк России соответствующую отчетность, но на деле во многих организациях требования Положения N 716-П и связанных с ним положений ЦБ РФ выполняются формально или не выполняются вовсе. Помимо этого в конце прошлого года в Техническом комитете по стандартизации при Банке России ТК N 122 были приняты проекты двух новых ГОСТов по операционной надежности и управлению рисками, которые в том числе потребуют проведения внешних аудитов.
(Харыбина А.)
("Банковское обозрение", 2022, N 12)С 1 октября 2022 года банки начали направлять в Банк России соответствующую отчетность, но на деле во многих организациях требования Положения N 716-П и связанных с ним положений ЦБ РФ выполняются формально или не выполняются вовсе. Помимо этого в конце прошлого года в Техническом комитете по стандартизации при Банке России ТК N 122 были приняты проекты двух новых ГОСТов по операционной надежности и управлению рисками, которые в том числе потребуют проведения внешних аудитов.
Статья: Четыре типа хозяйствующих субъектов с позиций аудита
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)Как и в большинстве других стран, при создании отечественного аудита был введен институт обязательного внешнего аудита <1>. Некоторые ХС должны были проходить аудиторские проверки ежегодно - это так называемые субъекты обязательного аудита (СОА); остальные ХС могли такой аудит не проходить. В первоначальной редакции Закона "Об аудиторской деятельности" [1, ч. 1 ст. 5], относящейся к 2008 г., в круг СОА были включены кредитные организации, страховые компании, открытые акционерные общества и т.п. плюс все организации с объемом годовой выручки более 50 млн руб. или суммой активов баланса более 20 млн руб. <2>. Но в 2010 г. малый бизнес пролоббировал законодательное увеличение этих цифр до 400 млн руб. и 60 млн руб. соответственно <3>, что вывело из круга СОА значительную его часть.
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)Как и в большинстве других стран, при создании отечественного аудита был введен институт обязательного внешнего аудита <1>. Некоторые ХС должны были проходить аудиторские проверки ежегодно - это так называемые субъекты обязательного аудита (СОА); остальные ХС могли такой аудит не проходить. В первоначальной редакции Закона "Об аудиторской деятельности" [1, ч. 1 ст. 5], относящейся к 2008 г., в круг СОА были включены кредитные организации, страховые компании, открытые акционерные общества и т.п. плюс все организации с объемом годовой выручки более 50 млн руб. или суммой активов баланса более 20 млн руб. <2>. Но в 2010 г. малый бизнес пролоббировал законодательное увеличение этих цифр до 400 млн руб. и 60 млн руб. соответственно <3>, что вывело из круга СОА значительную его часть.
Вопрос: О вопросах, связанных с определением событий операционного риска, потерь от их реализации и соблюдением требований к операционной надежности.
(Письмо Банка России от 16.01.2024 N 42-8-2/179)В соответствии с абзацем четвертым подпункта 3.12.1 пункта 3.12 Положения N 716-П потери от увеличения кредитного риска признаются потерей операционного риска только в том случае, если данное увеличение было обусловлено одним из источников операционного риска, указанных в пункте 3.3 Положения N 716-П. В случае если причиной неверной классификации ссуды, выявленной внутренним и (или) внешним аудитом, Банком России не являются вышеуказанные источники операционного риска, то данное событие не следует рассматривать как событие операционного риска
(Письмо Банка России от 16.01.2024 N 42-8-2/179)В соответствии с абзацем четвертым подпункта 3.12.1 пункта 3.12 Положения N 716-П потери от увеличения кредитного риска признаются потерей операционного риска только в том случае, если данное увеличение было обусловлено одним из источников операционного риска, указанных в пункте 3.3 Положения N 716-П. В случае если причиной неверной классификации ссуды, выявленной внутренним и (или) внешним аудитом, Банком России не являются вышеуказанные источники операционного риска, то данное событие не следует рассматривать как событие операционного риска
Статья: Публичная администрация и административно-публичная деятельность в Российской Федерации
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Кроме того, из анализа действующего публичного законодательства Российской Федерации важно обратить внимание на многочисленные организации, которые осуществляют свою деятельность в форме юридического лица, но при этом в силу федерального закона имеют статус государственного или иного органа, выступающего обязательным участником административных и административно-процессуальных правоотношений (например, Счетная палата РФ имеет статус постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля) в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Центральный банк РФ обладает статусом органа банковского регулирования и банковского надзора в силу ст. 56 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", госкорпорации Росатом, Роскосмос имеют статус контрольного (надзорного) органа в соответствии ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и др.). При данном законодательном приеме организации, имеющие в силу федерального закона статус государственного или иного органа, совместно с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления выполняют отдельные правоприменительные функции, урегулированные административным и административно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Кроме того, из анализа действующего публичного законодательства Российской Федерации важно обратить внимание на многочисленные организации, которые осуществляют свою деятельность в форме юридического лица, но при этом в силу федерального закона имеют статус государственного или иного органа, выступающего обязательным участником административных и административно-процессуальных правоотношений (например, Счетная палата РФ имеет статус постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля) в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Центральный банк РФ обладает статусом органа банковского регулирования и банковского надзора в силу ст. 56 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", госкорпорации Росатом, Роскосмос имеют статус контрольного (надзорного) органа в соответствии ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и др.). При данном законодательном приеме организации, имеющие в силу федерального закона статус государственного или иного органа, совместно с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления выполняют отдельные правоприменительные функции, урегулированные административным и административно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Взаимодействие с аудиторскими организациями по вопросам проведения внешнего аудита публичных акционерных обществ и ведение информационной базы данных об аудиторских организациях и аудиторах, оказывающих услуги публичным акционерным обществам, также осуществляются Департаментом. Более того, Банк России в лице Департамента взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование и надзор в сфере аудиторской деятельности по вопросам разработки федеральных правил (стандартов), регулирования аудиторской деятельности и проведения внешнего аудита публичных акционерных обществ, а также участвует в работе Совета по аудиторской деятельности и Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Департамент разрабатывает порядок составления и представления в Банк России отчетности, содержащей информацию об аудиторах и о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также взаимодействует с иностранными, российскими и международными организациями в области аудиторской деятельности.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Взаимодействие с аудиторскими организациями по вопросам проведения внешнего аудита публичных акционерных обществ и ведение информационной базы данных об аудиторских организациях и аудиторах, оказывающих услуги публичным акционерным обществам, также осуществляются Департаментом. Более того, Банк России в лице Департамента взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование и надзор в сфере аудиторской деятельности по вопросам разработки федеральных правил (стандартов), регулирования аудиторской деятельности и проведения внешнего аудита публичных акционерных обществ, а также участвует в работе Совета по аудиторской деятельности и Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Департамент разрабатывает порядок составления и представления в Банк России отчетности, содержащей информацию об аудиторах и о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также взаимодействует с иностранными, российскими и международными организациями в области аудиторской деятельности.
Статья: Модель и регламентация аналитических процедур контроля ресурсообеспеченности коммерческого банка
(Китаева Ж.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Важнейшей характеристикой набора показателей для целей мониторинга ресурсообеспеченности является необходимость непрерывного и системного их применения, что подразумевает постоянные анализ и мониторинг показателей, проведение экспертных оценок, изучение причин негативных изменений, а также организацию мероприятий внутреннего и внешнего аудита. Комплекс аналитических процедур в совокупности с процедурами контроля позволяет говорить о формировании модели аналитических процедур внутреннего контроля банка (рис. 1).
(Китаева Ж.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Важнейшей характеристикой набора показателей для целей мониторинга ресурсообеспеченности является необходимость непрерывного и системного их применения, что подразумевает постоянные анализ и мониторинг показателей, проведение экспертных оценок, изучение причин негативных изменений, а также организацию мероприятий внутреннего и внешнего аудита. Комплекс аналитических процедур в совокупности с процедурами контроля позволяет говорить о формировании модели аналитических процедур внутреннего контроля банка (рис. 1).
Вопрос: Об аудиторских организациях, осуществляющих аудит отчетности общественно значимых организаций на финансовом рынке по итогам 2023 г.
(Письмо Банка России от 15.02.2024 N 38-4-4/388)<8> В применимых случаях также иные обстоятельства, приведенные в перечне дополнительных аспектов, которые рекомендуется учитывать при организации работы комитета по аудиту в части обеспечения качественного внешнего аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества (приложение 3 к Информационному письму Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах").
(Письмо Банка России от 15.02.2024 N 38-4-4/388)<8> В применимых случаях также иные обстоятельства, приведенные в перечне дополнительных аспектов, которые рекомендуется учитывать при организации работы комитета по аудиту в части обеспечения качественного внешнего аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества (приложение 3 к Информационному письму Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах").
Статья: Субъекты публичной администрации, уполномоченные в области обеспечения национальной безопасности России
(Федотова Ю.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Как разъяснил Конституционный Суд РФ, государство вправе и обязано осуществлять в сфере экономических отношений контрольную функцию, которая по своей конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения и присуща всем органам государственной власти в рамках их компетенции <7>. Федеральным законом N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", принятым 5 апреля 2013 г., установлено, что таковая создана для реализации парламентского контроля. Она вправе проводить внешний государственный аудит, а именно контролировать порядок формирования, управления и распоряжения ресурсами обеспечения безопасности и социально-экономического развития России. Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в согласовании с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности и противодействия техническим разведкам и технической защиты информации он вводит обязательные для кредитных организаций правила обеспечения защиты сведений при реализации банковской деятельности, а также обязательные для некредитных финансовых организаций правила обеспечения защиты сведений при осуществлении работы в области финансовых рынков. Кроме того, полевые учреждения Банка России выступают воинскими учреждениями.
(Федотова Ю.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Как разъяснил Конституционный Суд РФ, государство вправе и обязано осуществлять в сфере экономических отношений контрольную функцию, которая по своей конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения и присуща всем органам государственной власти в рамках их компетенции <7>. Федеральным законом N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", принятым 5 апреля 2013 г., установлено, что таковая создана для реализации парламентского контроля. Она вправе проводить внешний государственный аудит, а именно контролировать порядок формирования, управления и распоряжения ресурсами обеспечения безопасности и социально-экономического развития России. Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в согласовании с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности и противодействия техническим разведкам и технической защиты информации он вводит обязательные для кредитных организаций правила обеспечения защиты сведений при реализации банковской деятельности, а также обязательные для некредитных финансовых организаций правила обеспечения защиты сведений при осуществлении работы в области финансовых рынков. Кроме того, полевые учреждения Банка России выступают воинскими учреждениями.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Многими банками для целей МСФО 9 разработаны и применяются модели количественной оценки кредитных рисков. С некоторыми доработками данные модели возможно применять в рамках Положения N 730-П. При этом возможно не ожидать перехода банков на ПВР, так как модели в рамках аудита отчетности по МСФО верифицированы внешними аудиторами.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Многими банками для целей МСФО 9 разработаны и применяются модели количественной оценки кредитных рисков. С некоторыми доработками данные модели возможно применять в рамках Положения N 730-П. При этом возможно не ожидать перехода банков на ПВР, так как модели в рамках аудита отчетности по МСФО верифицированы внешними аудиторами.