Внешние функции государства
Подборка наиболее важных документов по запросу Внешние функции государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой механизм осуществления внешних функций государства в мусульманских странах
(Платонов А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4
(Платонов А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4
Статья: Нормативное закрепление внешних функций государства как средство реализации внешней политики: зарубежный опыт (на примере Великобритании)
(Платонов А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7
(Платонов А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7
Нормативные акты
Статья: Суверенитет государства - правовая основа действия уголовного закона в пространстве
(Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Однако время не стоит на месте. В современную эпоху процессов глобализации, цифровой трансформации и многополярного сотрудничества государств переплетаются внутренние и внешние функции государства и права, модернизируется моноцентричная дефиниция суверенитета государства. Как отмечает Ю.А. Тихомиров, "человечество давно привыкло измерять свои жизненные действия и перемещения. Не случайно территория как признак любого государства отражает пределы его суверенной деятельности, а в теории права сохраняет свое значение формула "действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц". Причем понятие "пространство" чаще всегда отождествляется с государственной территорией, что исторически вполне объяснимо. И лишь в последние десятилетия масштабные процессы глобализации порождают другие явления и адекватные понятия" <2>.
(Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Однако время не стоит на месте. В современную эпоху процессов глобализации, цифровой трансформации и многополярного сотрудничества государств переплетаются внутренние и внешние функции государства и права, модернизируется моноцентричная дефиниция суверенитета государства. Как отмечает Ю.А. Тихомиров, "человечество давно привыкло измерять свои жизненные действия и перемещения. Не случайно территория как признак любого государства отражает пределы его суверенной деятельности, а в теории права сохраняет свое значение формула "действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц". Причем понятие "пространство" чаще всегда отождествляется с государственной территорией, что исторически вполне объяснимо. И лишь в последние десятилетия масштабные процессы глобализации порождают другие явления и адекватные понятия" <2>.
Статья: Обеспечение национальных интересов в праве Европейского союза и Евразийского экономического союза
(Сидоренко А.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Однако вряд ли можно утверждать, что в деятельности органов ЕС наблюдается режим придания меньшей защищенности национальным интересам государств-участников по сравнению с интересами Союза, если такие интересы расходятся с публичным порядком его участников. В литературе в указанной части справедливо отмечается, что "национальный интерес государства - члена интеграционных организаций - это определяющий фактор реализации как внутренних, так и внешних функций государства, производный от потребности общества. Государство в обеспечении своих внутренних интересов, т.е. интересов своего общества, принимает на себя международно-правовые обязательства при использовании этих форм сотрудничества следовать нормам jus cogens" <4>.
(Сидоренко А.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Однако вряд ли можно утверждать, что в деятельности органов ЕС наблюдается режим придания меньшей защищенности национальным интересам государств-участников по сравнению с интересами Союза, если такие интересы расходятся с публичным порядком его участников. В литературе в указанной части справедливо отмечается, что "национальный интерес государства - члена интеграционных организаций - это определяющий фактор реализации как внутренних, так и внешних функций государства, производный от потребности общества. Государство в обеспечении своих внутренних интересов, т.е. интересов своего общества, принимает на себя международно-правовые обязательства при использовании этих форм сотрудничества следовать нормам jus cogens" <4>.
Статья: Правовое регулирование надзорной функции в современной российской государственности: проблемы и пути их решения
(Михайлов А.Е.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Аспект совершенствования законодательства о надзоре и контроле в области внешних функций государства напоминает нам о том, что внешние и внутренние функции государства отличаются. Модернизация и совершенствование надзорной функции в области внешних функций государства должны учитывать особую специфику внешних функций Российского государства.
(Михайлов А.Е.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Аспект совершенствования законодательства о надзоре и контроле в области внешних функций государства напоминает нам о том, что внешние и внутренние функции государства отличаются. Модернизация и совершенствование надзорной функции в области внешних функций государства должны учитывать особую специфику внешних функций Российского государства.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В отношении нормы ч. 3 комментируемой статьи в разд. 3 "Использование субподрядчиков при оказании услуг по проведению аудита" Обобщения правоприменительной практики осуществления Федеральным казначейством государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", в 2017 году <75>, утв. Казначейством России, отмечено следующее:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В отношении нормы ч. 3 комментируемой статьи в разд. 3 "Использование субподрядчиков при оказании услуг по проведению аудита" Обобщения правоприменительной практики осуществления Федеральным казначейством государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", в 2017 году <75>, утв. Казначейством России, отмечено следующее:
Статья: Уголовная политика и уголовное право сильного государства
(Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)В рассуждениях о теоретических концептах сильного государства надо обратить внимание еще на один момент, связанный с предыдущими, во многом вытекающий из них, но акцентирующий внимание на целевой ориентации сильного государства. С одной стороны, сильное государство мыслится как структура, обеспечивающая эффективное развитие общества, разрешение его внутренних проблем, гарантирующая идеалы права и справедливости. С другой стороны, сильное государство предполагается как такое образование, которое обладает наибольшим весом на международной арене, возможностями оказывать давление на другие государства как посредством использования норм международного права, так и иными средствами. Эти аспекты понимания (коррелирующие с внутренними и внешними функциями государства) не противопоставляются друг другу, но выявляют опять же различные нюансы проявления силы.
(Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)В рассуждениях о теоретических концептах сильного государства надо обратить внимание еще на один момент, связанный с предыдущими, во многом вытекающий из них, но акцентирующий внимание на целевой ориентации сильного государства. С одной стороны, сильное государство мыслится как структура, обеспечивающая эффективное развитие общества, разрешение его внутренних проблем, гарантирующая идеалы права и справедливости. С другой стороны, сильное государство предполагается как такое образование, которое обладает наибольшим весом на международной арене, возможностями оказывать давление на другие государства как посредством использования норм международного права, так и иными средствами. Эти аспекты понимания (коррелирующие с внутренними и внешними функциями государства) не противопоставляются друг другу, но выявляют опять же различные нюансы проявления силы.
Статья: Систематика в праве в условиях глобальной нестабильности
(Тихомиров Ю.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)При этом важно выделить особую роль такого феномена, как интерес, отражающий коренные потребности существования каждого человека, группы людей, страты общества, государства и международного сообщества. В контексте рассматриваемой темы важен аспект правовых интересов, которые довольно часто контрастируют с неправовыми. Несколько лет назад вышла в свет книга "Правовое обеспечение национальных интересов" <15>. Подобное исследование заслуживает продолжения с учетом современных проблем и тенденций, позволяет проанализировать соблюдение государственно-правовых принципов. Речь идет о суверенитете государства, означающем самостоятельность публичной власти в реализации внутренних и внешних функций государства. Нередко суверенитет ослабляется в силу как внутренних причин, так и давления иностранных государств.
(Тихомиров Ю.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)При этом важно выделить особую роль такого феномена, как интерес, отражающий коренные потребности существования каждого человека, группы людей, страты общества, государства и международного сообщества. В контексте рассматриваемой темы важен аспект правовых интересов, которые довольно часто контрастируют с неправовыми. Несколько лет назад вышла в свет книга "Правовое обеспечение национальных интересов" <15>. Подобное исследование заслуживает продолжения с учетом современных проблем и тенденций, позволяет проанализировать соблюдение государственно-правовых принципов. Речь идет о суверенитете государства, означающем самостоятельность публичной власти в реализации внутренних и внешних функций государства. Нередко суверенитет ослабляется в силу как внутренних причин, так и давления иностранных государств.
Статья: Правовой статус региональных международных организаций как третьих сторон в соответствии с правом международных договоров
(Бальхаева С.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)В то же время наряду с внешними "функциями" государства одновременно выполняют и внешние полномочия в международных организациях, в создании которых они принимают участие. В структуре каждой международной организации есть по крайней мере один орган, который полностью состоит из государств-членов <16>. Государства не только вносят основной вклад в принятие решений, но также часто играют главную роль в реализации этих решений. Показательным в этом плане является пример ООН, поскольку именно государства - члены ООН выполняют решения Совета Безопасности о применении силы. Таким образом, несмотря на правосубъектность международных организаций, на практике весьма сложно провести четкое разграничение между волей самой организации и ее государствами-членами.
(Бальхаева С.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)В то же время наряду с внешними "функциями" государства одновременно выполняют и внешние полномочия в международных организациях, в создании которых они принимают участие. В структуре каждой международной организации есть по крайней мере один орган, который полностью состоит из государств-членов <16>. Государства не только вносят основной вклад в принятие решений, но также часто играют главную роль в реализации этих решений. Показательным в этом плане является пример ООН, поскольку именно государства - члены ООН выполняют решения Совета Безопасности о применении силы. Таким образом, несмотря на правосубъектность международных организаций, на практике весьма сложно провести четкое разграничение между волей самой организации и ее государствами-членами.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В научной литературе под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов <212> в отличие от организационных форм, не влекущих за собой последствий <213>. Также под этим термином понимается деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций <214>. Представляется, что понятие "правовые формы осуществления функций государства" в целом близко к понятию правовой формы участия государства в общественных отношениях, так как правовые формы оформляют реализацию функций, являются их отражением в юридической плоскости. Правовые формы реализации функций государства характеризуются следующими признаками: они регулируются нормами права; влекут юридические последствия; связаны с созданием, реализацией, охраной правовых норм <215>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В научной литературе под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов <212> в отличие от организационных форм, не влекущих за собой последствий <213>. Также под этим термином понимается деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций <214>. Представляется, что понятие "правовые формы осуществления функций государства" в целом близко к понятию правовой формы участия государства в общественных отношениях, так как правовые формы оформляют реализацию функций, являются их отражением в юридической плоскости. Правовые формы реализации функций государства характеризуются следующими признаками: они регулируются нормами права; влекут юридические последствия; связаны с созданием, реализацией, охраной правовых норм <215>.
Статья: Принципы финансового права и их роль в осуществлении финансовой деятельности муниципальных образований
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В литературе отмечаются следующие признаки публичного интереса: "Публичный интерес соответствует потребностям, целям всего общества или значительной его части... носитель интереса не персонифицирован, им может быть гражданин, группа граждан, общество в целом, государство" <23>. Как справедливо отмечает Н.И. Землянская, "использование средств бюджетов на... внутренние и внешние функции государства в целом, его территориальных подразделений, муниципальных образований осуществляется не ради публично-правового образования, а в целях удовлетворения социальных и экономических интересов всего общества и отдельных его социальных групп" <24>. Автор, говоря о невозможности противопоставления интересов общества и государства, отмечает, что "в идеальном представлении их интересы должны практически совпадать, однако в реальности общественные интересы несколько шире интересов государства" <25>. Сложный характер публичного финансово-правового интереса, по мнению Н.И. Землянской, заключается в наличии потребностей, носителями которых являются общество, государство, социальная группа <26>.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В литературе отмечаются следующие признаки публичного интереса: "Публичный интерес соответствует потребностям, целям всего общества или значительной его части... носитель интереса не персонифицирован, им может быть гражданин, группа граждан, общество в целом, государство" <23>. Как справедливо отмечает Н.И. Землянская, "использование средств бюджетов на... внутренние и внешние функции государства в целом, его территориальных подразделений, муниципальных образований осуществляется не ради публично-правового образования, а в целях удовлетворения социальных и экономических интересов всего общества и отдельных его социальных групп" <24>. Автор, говоря о невозможности противопоставления интересов общества и государства, отмечает, что "в идеальном представлении их интересы должны практически совпадать, однако в реальности общественные интересы несколько шире интересов государства" <25>. Сложный характер публичного финансово-правового интереса, по мнению Н.И. Землянской, заключается в наличии потребностей, носителями которых являются общество, государство, социальная группа <26>.
Статья: Государственные и муниципальные услуги как социально ориентированная экосистема
(Сбежнев В.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)<1> См., например: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. М., 2022, С. 55 - 57. О специфике выделения внутренних и внешних функций государства: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. М.: Юристъ, 2004. С. 30 - 32.
(Сбежнев В.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)<1> См., например: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. М., 2022, С. 55 - 57. О специфике выделения внутренних и внешних функций государства: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. М.: Юристъ, 2004. С. 30 - 32.