Включение земельного участка в границы населенного пункта
Подборка наиболее важных документов по запросу Включение земельного участка в границы населенного пункта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Общие вопросы аренды государственного (муниципального) земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Включение земельных участков в границы населенных пунктов, определение функциональных зон и их параметров, определение территориальных зон правилами землепользования и застройки должно осуществляться с учетом целей и принципов градостроительного законодательства, обеспечивая комплексное и устойчивое развитие территории, сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)Включение земельных участков в границы населенных пунктов, определение функциональных зон и их параметров, определение территориальных зон правилами землепользования и застройки должно осуществляться с учетом целей и принципов градостроительного законодательства, обеспечивая комплексное и устойчивое развитие территории, сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 18 "Документы территориального планирования муниципальных образований" Градостроительного кодекса РФ"По смыслу статей 18 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и взаимосвязанных с ними абзаца восьмого пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана 2011 года), а также статей 8 и 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" утверждение или изменение генерального плана муниципального образования, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. В силу части 1 статьи 8 данного Федерального закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности перевода земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов регламентированы Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности перевода земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов регламентированы Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Статья: Правовой режим земельных участков, включенных в границу населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"4. Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается. Заявитель, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вправе представить вместе с документами, указанными в настоящей части, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В случае, если заявителем самостоятельно не представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, орган местного самоуправления, получивший указанное в настоящей части заявление, запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"4. Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается. Заявитель, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вправе представить вместе с документами, указанными в настоящей части, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В случае, если заявителем самостоятельно не представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, орган местного самоуправления, получивший указанное в настоящей части заявление, запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"1. Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"1. Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Статья: К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> ЗЛФ могут быть переведены в земли других категорий, в том числе в земли населенных пунктов. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не только имеет право, но и обязан устанавливать порядок перевода ЗЛФ в земли других категорий при осуществлении градостроительной деятельности. Также он должен устанавливать порядок подготовки и согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, которые предусматривают включение ЗЛФ в состав территории населенных пунктов <12>. И поэтому необходимо строго соблюдать ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ. Перевод земель иных категорий в ЗНП независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном земельными и градостроительными нормами. Так, на основании ст. 42 ЗК РФ при отнесении земельных (лесных) участков к той или иной категории земель, включая ЗНП, возникает необходимость приведения правового режима таких участков в соответствие с правовым режимом земель этой категории. Изменения должны быть внесены и в правовые документы, на основании которых осуществляется использование участков. Однако, как верно пишет Е.А. Галиновская, "очень много проблем на практике возникает при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов" <13>, и в результате ОМСУ незаконно забирают себе ЗЛФ. Так, чаще всего в нарушение требований закона <14> отсутствует согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава ЗЛФ. Например, в Кемеровской области были включены земельные участки из состава ЗЛФ в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области без соответствующего согласования <15>. Наблюдается негативная практика, когда ОМСУ начинают распоряжаться подобными земельными участками и, соответственно, лесными участками на таких землях <16>. По этому поводу Е.А. Галиновская верно отмечает, что включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю <17>. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> ЗЛФ могут быть переведены в земли других категорий, в том числе в земли населенных пунктов. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не только имеет право, но и обязан устанавливать порядок перевода ЗЛФ в земли других категорий при осуществлении градостроительной деятельности. Также он должен устанавливать порядок подготовки и согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, которые предусматривают включение ЗЛФ в состав территории населенных пунктов <12>. И поэтому необходимо строго соблюдать ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ. Перевод земель иных категорий в ЗНП независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном земельными и градостроительными нормами. Так, на основании ст. 42 ЗК РФ при отнесении земельных (лесных) участков к той или иной категории земель, включая ЗНП, возникает необходимость приведения правового режима таких участков в соответствие с правовым режимом земель этой категории. Изменения должны быть внесены и в правовые документы, на основании которых осуществляется использование участков. Однако, как верно пишет Е.А. Галиновская, "очень много проблем на практике возникает при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов" <13>, и в результате ОМСУ незаконно забирают себе ЗЛФ. Так, чаще всего в нарушение требований закона <14> отсутствует согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава ЗЛФ. Например, в Кемеровской области были включены земельные участки из состава ЗЛФ в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области без соответствующего согласования <15>. Наблюдается негативная практика, когда ОМСУ начинают распоряжаться подобными земельными участками и, соответственно, лесными участками на таких землях <16>. По этому поводу Е.А. Галиновская верно отмечает, что включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю <17>. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)14. Согласно ч. 19 ст. 24 ГрК РФ при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с ч. 6.1 ст. 36 ГрК РФ, в которой речь идет о том, что до установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 г. предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 г., и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)14. Согласно ч. 19 ст. 24 ГрК РФ при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с ч. 6.1 ст. 36 ГрК РФ, в которой речь идет о том, что до установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 г. предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 г., и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в части 13 комментируемой статьи на случай, когда вследствие установления границ населенного пункта земельный участок включен в границы населенного пункта или исключен из них, предусмотрено, что орган регистрации прав вносит изменения в сведения реестра границ в части описания местоположения границ соответствующего населенного пункта путем приведения в соответствие с имеющимся в ЕГРН описанием местоположения границ такого земельного участка;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в части 13 комментируемой статьи на случай, когда вследствие установления границ населенного пункта земельный участок включен в границы населенного пункта или исключен из них, предусмотрено, что орган регистрации прав вносит изменения в сведения реестра границ в части описания местоположения границ соответствующего населенного пункта путем приведения в соответствие с имеющимся в ЕГРН описанием местоположения границ такого земельного участка;
Статья: Перевод земель промышленности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов (ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", далее - Закон о введении ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов (ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", далее - Закон о введении ГрК РФ).
Статья: Спорные вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земель сельхозназначения: проблемы теории и практики
(Виноградова О.Б., Орлова Ю.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Имело место и иное решение. Так, Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2019 года было оставлено без изменения решение суда первой инстанции, которым удовлетворено исковое заявление о признании недействующим распоряжения администрации "О включении земельных участков в границы населенного пункта" из земель сельскохозяйственного назначения в связи с тем, что указанные участки находятся на территории государственного природного заказника регионального значения. Соответственно, включение их в границы населенного пункта противоречит пункту 3 статьи 95 ЗК РФ <14>.
(Виноградова О.Б., Орлова Ю.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Имело место и иное решение. Так, Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2019 года было оставлено без изменения решение суда первой инстанции, которым удовлетворено исковое заявление о признании недействующим распоряжения администрации "О включении земельных участков в границы населенного пункта" из земель сельскохозяйственного назначения в связи с тем, что указанные участки находятся на территории государственного природного заказника регионального значения. Соответственно, включение их в границы населенного пункта противоречит пункту 3 статьи 95 ЗК РФ <14>.
Статья: Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По вопросам перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в Письме Минэкономразвития России от 14.07.2008 N Д08-2078 разъяснено, что в соответствии со ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) установление границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом земель или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По вопросам перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в Письме Минэкономразвития России от 14.07.2008 N Д08-2078 разъяснено, что в соответствии со ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) установление границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом земель или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов.
Статья: Порядок утверждения генерального плана поселения, муниципального округа и городского округа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При подготовке в составе проекта генерального плана карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с ч. 6.1 ст. 36 ГрК РФ) (ч. 19 ст. 24 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При подготовке в составе проекта генерального плана карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с ч. 6.1 ст. 36 ГрК РФ) (ч. 19 ст. 24 ГрК РФ).