Изъятие земель в казну

Подборка наиболее важных документов по запросу Изъятие земель в казну (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Автономные учреждения (правомочия и ограничения)
(КонсультантПлюс, 2024)
...Учреждение надлежащим образом реализовало свое право на отказ от права оперативного управления зданием и от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, которые им не используются, в связи с чем суды обоснованно пришли к выводу о том, что данное имущество подлежит изъятию в казну Российской Федерации..."
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 N 08АП-14682/2023 по делу N А46-15306/2023
Требование: Об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов.
Решение: Требование удовлетворено.
Доводы подателя жалобы о том, что изъятие в казну спорного объекта невозможно, поскольку земельный участок под объектом недвижимости в установленном законом порядке не сформирован, также не исключают правомочий ответчика на изъятие из оперативного управления указанного имущества в казну Российской Федерации, учитывая принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)
Практика. Скигин И.Ю., Салманов М.Г. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования город {...} о прекращении долевой собственности на земельный участок и взыскании с ответчиков за счет казны муниципального образования город {...} стоимости фактически изъятого земельного участка либо об обязании ответчика предоставить в долевую собственность равноценный фактически изъятому земельный участок и о признании за истцами права долевой собственности на предоставленный взамен земельный участок.
Статья: Соблюдение баланса интересов при установлении сервитута в отношении земельных участков
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)
Кроме того, правообладатель земельного участка вправе рассчитывать на возможность использования своего имущества в соответствии с его правовым режимом, существовавшим на момент приобретения. Однако по своему правовому смыслу ст. 23 ЗК РФ запрещает размещать линейное сооружение на условиях публичного сервитута, когда невозможность его размещения обусловлена разрешенным использованием или существенным затруднением использования земельного участка. В этом случае размещение сооружения допускается за рамками собственно сервитутного правоотношения, т.е. в порядке изъятия земельного участка для государственных либо муниципальных нужд (п. 10). Неясность правового регулирования в вопросе невозможности размещения сооружения неминуемо приведет к неограниченному произволу, усмотрению публичной власти в процессе правоприменения. Поскольку утвержденное Правилами землепользования и застройки разрешенное использование имеет несколько видов (основной, вспомогательный и условный), которые достаточно часто пересматриваются, а существенное затруднение в использовании земельного участка зависит от вида осуществляемой хозяйственной деятельности, то уполномоченные органы, организующие за счет казны либо за счет средств организации (при наличии ходатайства) компенсацию собственнику земельного участка в связи с принятием решения об изъятии земельного участка, будут пытаться под любым предлогом изыскать причины, оправдывающие невозможность реализации этого права.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)
При таких обстоятельствах и на основании статей 15, 16, 1069 ГК РФ судом были правомерно удовлетворены исковые требования И. о взыскании за счет казны муниципального образования убытков, причиненных неправомерными действиями органа местного самоуправления, в размере рыночной стоимости земельного участка.
Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082
(ред. от 17.06.2024)
"Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"
71.1) принимает в пределах своей компетенции решения о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в целях строительства и реконструкции объектов обороны;