Вид государственной регистрации юридических лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Вид государственной регистрации юридических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Заявление о госрегистрации юрлица при создании (форма N Р11001)
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая изложенное, выявление Инспекцией факта отсутствия информации об адресе... указанном в заявлении о государственной регистрации юридического лица, в государственном адресном реестре не может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в виде государственной регистрации вновь созданного юридического лица. Реальность адреса подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости..."
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая изложенное, выявление Инспекцией факта отсутствия информации об адресе... указанном в заявлении о государственной регистрации юридического лица, в государственном адресном реестре не может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в виде государственной регистрации вновь созданного юридического лица. Реальность адреса подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.18 "Налоговая база" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ"Таким образом, если физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРИП указан вид экономической деятельности 68.20 "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом", доходы, полученные таким налогоплательщиком от продажи недвижимого имущества, приобретенного им в качестве индивидуального предпринимателя, признаются доходами от осуществления предпринимательской деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Досудебное обжалование решений государственного регистрирующего органа в процедуре государственной регистрации юридического лица
(Габов А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Срок рассмотрения жалобы - в течение 15 рабочих дней со дня ее получения (с возможностью продления срока, но не более чем на 10 рабочих дней). В литературе указанный 15-дневный срок критикуется как "достаточно длительный", завышенный, поскольку в реальности (с учетом рабочих дней) он составляет почти месяц, да еще и с возможностью его продления <23>. Эту критику можно принять лишь отчасти. Понятно, что при установлении срока (когда принимался Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") законодатель взял за основу подходы, которые были реализованы в иных нормативных правовых актах, регулирующих сходные отношения (сроки рассмотрения жалоб в рамках досудебного (внесудебного) урегулирования споров). Иное объяснение установления этого срока вряд ли можно объяснить чем-то иным. Однако если говорить о необходимых (возможных) изменениях такого срока, то следует, скорее, говорить не о его сокращении, а о его увеличении. Дело в том, что в рамках процедур государственной регистрации отдельных видов юридических лиц предусматривается возможность проведения экспертизы документов (например, проведение государственной религиоведческой экспертизы в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"), а потому при установлении общего порядка досудебного обжалования, возможно, понадобится учитывать и этот фактор при регулировании срока рассмотрения жалобы.
(Габов А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Срок рассмотрения жалобы - в течение 15 рабочих дней со дня ее получения (с возможностью продления срока, но не более чем на 10 рабочих дней). В литературе указанный 15-дневный срок критикуется как "достаточно длительный", завышенный, поскольку в реальности (с учетом рабочих дней) он составляет почти месяц, да еще и с возможностью его продления <23>. Эту критику можно принять лишь отчасти. Понятно, что при установлении срока (когда принимался Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") законодатель взял за основу подходы, которые были реализованы в иных нормативных правовых актах, регулирующих сходные отношения (сроки рассмотрения жалоб в рамках досудебного (внесудебного) урегулирования споров). Иное объяснение установления этого срока вряд ли можно объяснить чем-то иным. Однако если говорить о необходимых (возможных) изменениях такого срока, то следует, скорее, говорить не о его сокращении, а о его увеличении. Дело в том, что в рамках процедур государственной регистрации отдельных видов юридических лиц предусматривается возможность проведения экспертизы документов (например, проведение государственной религиоведческой экспертизы в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"), а потому при установлении общего порядка досудебного обжалования, возможно, понадобится учитывать и этот фактор при регулировании срока рассмотрения жалобы.
Готовое решение: Как ООО сменить вид деятельности (код ОКВЭД)
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу ООО не нужно принимать решение о смене (добавлении) вида деятельности, поскольку Закон о госрегистрации юрлиц и ИП не требует представлять протокол (решения) об этом при внесении сведений в ЕГРЮЛ. Как следствие, заинтересованные лица не смогут оспорить регистрацию изменений в ЕГРЮЛ по причине отсутствия такого решения.
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу ООО не нужно принимать решение о смене (добавлении) вида деятельности, поскольку Закон о госрегистрации юрлиц и ИП не требует представлять протокол (решения) об этом при внесении сведений в ЕГРЮЛ. Как следствие, заинтересованные лица не смогут оспорить регистрацию изменений в ЕГРЮЛ по причине отсутствия такого решения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации;
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации;
Статья: Амортизацию ОС начислять не нужно, так как реконструкция производилась за счет бюджетных средств, - судебный квест
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 12)Основанием доначисления налога на прибыль организаций, пеней и штрафа послужил вывод о необоснованном включении обществом в состав расходов затрат на основании документов, оформленных от имени контрагента. Отклоняя довод инспекции о невозможности оказания услуг спорным контрагентом по причине отсутствия у него регистрации в автоматизированной системе "ЭТРАН" - Автоматизированная система "Электронная Транспортная Накладная", суд исходил из того, что налоговым органом не исследовано наличие у названной организации доступа к иным онлайн-сервисам и не доказан факт неиспользования услуг таких онлайн-сервисов. Проанализированные расходные операции по расчетному счету соответствуют видам экономической деятельности, заявленным при государственной регистрации юридического лица, нетипичных расходных операций не установлено. Доказательств недобросовестного поведения заявителя, его взаимосвязанности со спорным контрагентом, равно как и доказательств информированности налогоплательщика об обстоятельствах регистрации спорного контрагента, исполнения им налоговых обязательств и оформления им первичных документов, как и доказательств участия общества в обналичивании перечисленных им на счета контрагента денежных средств или возврате этих денежных средств заявителю, материалы дела не содержат. Налогоплательщику неправомерно доначислен налог на прибыль по взаимоотношениям с контрагентом.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 12)Основанием доначисления налога на прибыль организаций, пеней и штрафа послужил вывод о необоснованном включении обществом в состав расходов затрат на основании документов, оформленных от имени контрагента. Отклоняя довод инспекции о невозможности оказания услуг спорным контрагентом по причине отсутствия у него регистрации в автоматизированной системе "ЭТРАН" - Автоматизированная система "Электронная Транспортная Накладная", суд исходил из того, что налоговым органом не исследовано наличие у названной организации доступа к иным онлайн-сервисам и не доказан факт неиспользования услуг таких онлайн-сервисов. Проанализированные расходные операции по расчетному счету соответствуют видам экономической деятельности, заявленным при государственной регистрации юридического лица, нетипичных расходных операций не установлено. Доказательств недобросовестного поведения заявителя, его взаимосвязанности со спорным контрагентом, равно как и доказательств информированности налогоплательщика об обстоятельствах регистрации спорного контрагента, исполнения им налоговых обязательств и оформления им первичных документов, как и доказательств участия общества в обналичивании перечисленных им на счета контрагента денежных средств или возврате этих денежных средств заявителю, материалы дела не содержат. Налогоплательщику неправомерно доначислен налог на прибыль по взаимоотношениям с контрагентом.
"Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)На действия налоговых органов в виде регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и взимания в связи с этим государственной пошлины рассмотренный принцип проецируется еще и в том, что налоговые органы, в том числе территориальные, не вправе сами устанавливать порядок и размеры уплаты государственной пошлины, льготы по ее уплате. Также налоговые органы не вправе инициативно регулировать порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако многие организационные вопросы оказания государственной услуги в виде государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ФНС в своих актах регулирует, но в целях и пределах уточнения положений, содержащихся в настоящем Федеральном законе, например, см.:
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)На действия налоговых органов в виде регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и взимания в связи с этим государственной пошлины рассмотренный принцип проецируется еще и в том, что налоговые органы, в том числе территориальные, не вправе сами устанавливать порядок и размеры уплаты государственной пошлины, льготы по ее уплате. Также налоговые органы не вправе инициативно регулировать порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако многие организационные вопросы оказания государственной услуги в виде государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ФНС в своих актах регулирует, но в целях и пределах уточнения положений, содержащихся в настоящем Федеральном законе, например, см.:
Готовое решение: Как провести увольнение работников при смене собственника имущества организации
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при приватизации в виде преобразования унитарного предприятия в АО или ООО датой возникновения права собственности у соответствующего общества будет дата внесения записи о его создании в ЕГРЮЛ, так как вновь созданное хозяйственное общество именно с момента своей госрегистрации становится правопреемником предприятия. Это следует из ст. 217, п. 2 ст. 218 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, пп. 1, 1.1 п. 1 ст. 13, п. 1 ст. 37 Закона о приватизации. В судебной практике встречается аналогичная позиция о моменте возникновения права собственности у правопреемника (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010). Дата госрегистрации юрлица содержится в ЕГРЮЛ, а также на официальном сайте ФНС России. Сведения из ЕГРЮЛ можно получить в том числе в виде выписки (п. 4 ст. 5, п. 2 ст. 6 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. 1 Приложения к Приказу Минфина России от 05.12.2013 N 115н).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при приватизации в виде преобразования унитарного предприятия в АО или ООО датой возникновения права собственности у соответствующего общества будет дата внесения записи о его создании в ЕГРЮЛ, так как вновь созданное хозяйственное общество именно с момента своей госрегистрации становится правопреемником предприятия. Это следует из ст. 217, п. 2 ст. 218 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, пп. 1, 1.1 п. 1 ст. 13, п. 1 ст. 37 Закона о приватизации. В судебной практике встречается аналогичная позиция о моменте возникновения права собственности у правопреемника (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010). Дата госрегистрации юрлица содержится в ЕГРЮЛ, а также на официальном сайте ФНС России. Сведения из ЕГРЮЛ можно получить в том числе в виде выписки (п. 4 ст. 5, п. 2 ст. 6 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. 1 Приложения к Приказу Минфина России от 05.12.2013 N 115н).
Готовое решение: Документы о постановке организации на налоговый учет
(КонсультантПлюс, 2025)По запросу свидетельство вам также могут выдать в бумажном виде (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)По запросу свидетельство вам также могут выдать в бумажном виде (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Однако, по мнению суда, по характеру деятельности работа юриста представительства невозможна в условиях "на дому". Характер работы П. предполагал осуществление своих трудовых обязанностей вне дома (обеспечение регистрации юридических лиц, нотариальное удостоверение или государственная регистрация отдельных видов договоров, исковая работа (исковые заявления передает в арбитражные суды, представляет интересы общества в арбитражных судах), осуществление представительских функций в государственных надзорных органах и т.п.), и фактически П. неоднократно находилась в служебных командировках и не имела возможности в этот период осуществлять уход за ребенком.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Однако, по мнению суда, по характеру деятельности работа юриста представительства невозможна в условиях "на дому". Характер работы П. предполагал осуществление своих трудовых обязанностей вне дома (обеспечение регистрации юридических лиц, нотариальное удостоверение или государственная регистрация отдельных видов договоров, исковая работа (исковые заявления передает в арбитражные суды, представляет интересы общества в арбитражных судах), осуществление представительских функций в государственных надзорных органах и т.п.), и фактически П. неоднократно находилась в служебных командировках и не имела возможности в этот период осуществлять уход за ребенком.
Статья: Публично-правовая услуга по государственной регистрации организаций гражданского общества
(Зеленцов А.Б., Гацолати В.Э.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)3. Регулирование общественных отношений, возникающих в сфере государственной регистрации организаций гражданского общества законодательным актом, устанавливающим общий порядок государственной регистрации для всех видов юридических лиц и законами о некоммерческих организациях. Например, Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и Закон о некоммерческих организациях в России.
(Зеленцов А.Б., Гацолати В.Э.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)3. Регулирование общественных отношений, возникающих в сфере государственной регистрации организаций гражданского общества законодательным актом, устанавливающим общий порядок государственной регистрации для всех видов юридических лиц и законами о некоммерческих организациях. Например, Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и Закон о некоммерческих организациях в России.
Статья: О значении правовых признаков предпринимательской деятельности для квалификации потребительских договоров
(Ванин В.В., Тихонов В.В.)
("Гражданское право", 2022, N 1)Очевидно, что при применении такого подхода квалификация договора в качестве потребительского предполагает установление его субъектного состава не посредством формально-юридических признаков статуса лица (вид юридического лица, наличие государственной регистрации предпринимателя), а посредством признаков сущностных, характеризующих его деятельность как предпринимательскую.
(Ванин В.В., Тихонов В.В.)
("Гражданское право", 2022, N 1)Очевидно, что при применении такого подхода квалификация договора в качестве потребительского предполагает установление его субъектного состава не посредством формально-юридических признаков статуса лица (вид юридического лица, наличие государственной регистрации предпринимателя), а посредством признаков сущностных, характеризующих его деятельность как предпринимательскую.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В том же году были приняты и другие законодательные акты, также строго регламентирующие процедуры государственной регистрации юридических лиц и лицензирования отдельных видов деятельности в интересах предпринимателей <1>. Вероятно, сказалась объективная потребность в законе об административных процедурах, отсутствие которого компенсировалось таким образом.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В том же году были приняты и другие законодательные акты, также строго регламентирующие процедуры государственной регистрации юридических лиц и лицензирования отдельных видов деятельности в интересах предпринимателей <1>. Вероятно, сказалась объективная потребность в законе об административных процедурах, отсутствие которого компенсировалось таким образом.