В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Совет Федерации входят
Подборка наиболее важных документов по запросу В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Совет Федерации входят (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современное федеративное представительство: политико-правовой анализ сущности института, мировые модели и выводы для Российской Федерации
(Корольков В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)Во-первых, функцию органа федеративного представительства осуществляет верхняя палата Федерального Собрания - Совет Федерации, который формируется на основании статьи 95 Конституции <54>, а также специального федерального закона <55>. Обратим внимание на то, что сенаторы, назначаемые Президентом Российской Федерации, до сих пор поименованы в Конституции как "представители Российской Федерации". Впервые этот термин появился в Конституции в 2014 г., когда входящие в Совет Федерации представители назывались членами Совета Федерации <56>. Как мы уже показали выше, "президентские", т.е. назначаемые главой государства, члены органа федеративного представительства не являются чем-то уникальным, однако нигде они не поименованы как собственно "представители федерации". Такое конституционно-правовое регулирование нарушает не только общие принципы формирования органов федеративного представительства, свойственные всем федеративным государствам, но и нарушает формальную логику, поскольку предполагается, что целое (федерация) должно быть частью себя самого (иметь представительство в палате субъектов). Очевидно, что это и последующее конституционно-правовое регулирование имеет под собой политические, а не правовые основания, что не может не сказаться на степени его легитимности <57>. При этом вопрос о том, насколько легитимно и логично будет нахождение в составе Совета Федерации Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, привлечение к ответственности которого возможно лишь при участии самой палаты в порядке отрешения от должности действующего Президента, остается открытым.
(Корольков В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)Во-первых, функцию органа федеративного представительства осуществляет верхняя палата Федерального Собрания - Совет Федерации, который формируется на основании статьи 95 Конституции <54>, а также специального федерального закона <55>. Обратим внимание на то, что сенаторы, назначаемые Президентом Российской Федерации, до сих пор поименованы в Конституции как "представители Российской Федерации". Впервые этот термин появился в Конституции в 2014 г., когда входящие в Совет Федерации представители назывались членами Совета Федерации <56>. Как мы уже показали выше, "президентские", т.е. назначаемые главой государства, члены органа федеративного представительства не являются чем-то уникальным, однако нигде они не поименованы как собственно "представители федерации". Такое конституционно-правовое регулирование нарушает не только общие принципы формирования органов федеративного представительства, свойственные всем федеративным государствам, но и нарушает формальную логику, поскольку предполагается, что целое (федерация) должно быть частью себя самого (иметь представительство в палате субъектов). Очевидно, что это и последующее конституционно-правовое регулирование имеет под собой политические, а не правовые основания, что не может не сказаться на степени его легитимности <57>. При этом вопрос о том, насколько легитимно и логично будет нахождение в составе Совета Федерации Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, привлечение к ответственности которого возможно лишь при участии самой палаты в порядке отрешения от должности действующего Президента, остается открытым.
Статья: Правовые основы суперпрезидентства в Российской Федерации: новые конституционные изменения
(Конджакулян К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)Особо наглядными представляются изменения в ст. 95 Конституции РФ, согласно которым "Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят:
(Конджакулян К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)Особо наглядными представляются изменения в ст. 95 Конституции РФ, согласно которым "Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят:
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа;
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа;
Статья: О некоторых аспектах конституционной ответственности (импичмента) судей
(Гагиев А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)3. Каким образом несоблюдение при назначении требований к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленных Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, можно квалифицировать как нарушение, допущенное лицом, назначенным на указанную судейскую должность? Ведь очевидно, что проверка соблюдения требований к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ является обязанностью органов, в чью компетенцию входит решение вопроса о таком назначении: Президента РФ и Совета Федерации.
(Гагиев А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)3. Каким образом несоблюдение при назначении требований к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленных Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, можно квалифицировать как нарушение, допущенное лицом, назначенным на указанную судейскую должность? Ведь очевидно, что проверка соблюдения требований к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ является обязанностью органов, в чью компетенцию входит решение вопроса о таком назначении: Президента РФ и Совета Федерации.
Статья: Конституционные новеллы для местного самоуправления: некоторый анализ
(Бабичев И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Вернемся к конституционной идее образования Государственного Совета как прежде всего органа "согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти" (п. "е.5" ст. 83 Конституции). Идея эта - согласование взаимодействия публичных властей - вполне разумна и своевременна. Согласно нормам Федерального закона "О Государственном Совете Российской Федерации" членами Государственного Совета по должности являются Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации. Президент Российской Федерации является председателем Государственного Совета.
(Бабичев И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Вернемся к конституционной идее образования Государственного Совета как прежде всего органа "согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти" (п. "е.5" ст. 83 Конституции). Идея эта - согласование взаимодействия публичных властей - вполне разумна и своевременна. Согласно нормам Федерального закона "О Государственном Совете Российской Федерации" членами Государственного Совета по должности являются Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации. Президент Российской Федерации является председателем Государственного Совета.
Статья: Публичная власть в субъектах РФ: понятие, принципы, система
(Лебедев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)<6> Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 394-ФЗ "О Государственном Совете Российской Федерации" // Российская газета. 2020. 11 декабря.
(Лебедев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)<6> Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 394-ФЗ "О Государственном Совете Российской Федерации" // Российская газета. 2020. 11 декабря.
Статья: Конституционное правосознание и отечественный парламентаризм
(Сисакьян А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Федеральное Собрание РФ, как определено в ст. 94 Конституции РФ, является законодательным и представительным органом власти, следовательно, в числе его основных задач - представительство народа. В этом, по крайней мере, кроется потенциал ч. 2 ст. 3 Конституции РФ. И если Государственная Дума формируется посредством избрания депутатов населением страны, то Совет Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ комплектуется сопровождением от каждого субъекта РФ представителя от органа как законодательной, так и исполнительной власти, а если быть более точным - от главы исполнительной власти субъекта РФ, в свою очередь подотчетного Президенту РФ. При этом главы регионов РФ по должности входят в возглавляемый Президентом РФ Государственный Совет. По последней редакции Конституции членом Совета Федерации вправе стать прекративший полномочия Президент РФ (п. б ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Не более 30 представителей Российской Федерации могут быть назначены в Совет Федерации Президентом РФ, из которых 7 могут быть пожизненными сенаторами (п. "в" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).
(Сисакьян А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Федеральное Собрание РФ, как определено в ст. 94 Конституции РФ, является законодательным и представительным органом власти, следовательно, в числе его основных задач - представительство народа. В этом, по крайней мере, кроется потенциал ч. 2 ст. 3 Конституции РФ. И если Государственная Дума формируется посредством избрания депутатов населением страны, то Совет Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ комплектуется сопровождением от каждого субъекта РФ представителя от органа как законодательной, так и исполнительной власти, а если быть более точным - от главы исполнительной власти субъекта РФ, в свою очередь подотчетного Президенту РФ. При этом главы регионов РФ по должности входят в возглавляемый Президентом РФ Государственный Совет. По последней редакции Конституции членом Совета Федерации вправе стать прекративший полномочия Президент РФ (п. б ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Не более 30 представителей Российской Федерации могут быть назначены в Совет Федерации Президентом РФ, из которых 7 могут быть пожизненными сенаторами (п. "в" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).
Статья: Конституционно-правовые проблемы функционирования института российского президентства
(Мамедов В.А.)
("Юрист", 2024, N 10)Так, согласно обновленным конституционным положениям, Совет Федерации в государственном механизме остается органом, который в значительной мере формируется исключительно Президентом РФ (ст. 95 Конституции РФ). При отсутствии каких-либо правовых требований к кандидатам лично президентом назначаются тридцать сенаторов (ранее было 17) <11>, при этом семь из них могут быть назначены пожизненно, в данное число не входят бывшие президенты. Если принимать во внимание, что высшие должностные лица субъектов Федерации назначались по представлению президента, это свидетельствует об усилении его влияния на функционирование Совета Федерации, что существенно затрудняет инициирование процедуры отрешения президента от должности. В этой связи справедливо возникает вопрос: зачем Российской Федерации иметь собственное представительство, поскольку она сама по себе не является субъектом Федерации, - согласно Конституции это федеративное государство и из них состоит? Таким образом, введение пропрезидентского представительства в Совете Федерации не исключает злоупотреблений и дает возможность оказывать президентским представителям прямое влияние на принятие решений Советом Федерации.
(Мамедов В.А.)
("Юрист", 2024, N 10)Так, согласно обновленным конституционным положениям, Совет Федерации в государственном механизме остается органом, который в значительной мере формируется исключительно Президентом РФ (ст. 95 Конституции РФ). При отсутствии каких-либо правовых требований к кандидатам лично президентом назначаются тридцать сенаторов (ранее было 17) <11>, при этом семь из них могут быть назначены пожизненно, в данное число не входят бывшие президенты. Если принимать во внимание, что высшие должностные лица субъектов Федерации назначались по представлению президента, это свидетельствует об усилении его влияния на функционирование Совета Федерации, что существенно затрудняет инициирование процедуры отрешения президента от должности. В этой связи справедливо возникает вопрос: зачем Российской Федерации иметь собственное представительство, поскольку она сама по себе не является субъектом Федерации, - согласно Конституции это федеративное государство и из них состоит? Таким образом, введение пропрезидентского представительства в Совете Федерации не исключает злоупотреблений и дает возможность оказывать президентским представителям прямое влияние на принятие решений Советом Федерации.
Статья: Государственные внебюджетные фонды как субъекты публичного управления
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Мы уже писали, что с появлением в Конституции РФ понятия единой системы публичной власти как совокупности органов государственной власти и органов местного самоуправления <13> усилился научный интерес к системе публичного управления <14>. Отмечали, что в развитие указанного конституционного положения в ст. 2 Федерального закона "О Государственном Совете Российской Федерации" <15> в качестве составной части единой системы публичной власти помимо органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в их совокупности включены также иные государственные органы, т.е. органы, не входящие в конституционную триаду органов государственной власти. Однако в Федеральном законе "О Государственном Совете Российской Федерации" ничего не говорится об организациях, наделенных публичными функциями. Конечно, федеральными законами расширение конституционного понимания системы публичной власти проблематично, но это никак не ограничивает формирование достаточно широкой системы публичного управления <16>.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Мы уже писали, что с появлением в Конституции РФ понятия единой системы публичной власти как совокупности органов государственной власти и органов местного самоуправления <13> усилился научный интерес к системе публичного управления <14>. Отмечали, что в развитие указанного конституционного положения в ст. 2 Федерального закона "О Государственном Совете Российской Федерации" <15> в качестве составной части единой системы публичной власти помимо органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в их совокупности включены также иные государственные органы, т.е. органы, не входящие в конституционную триаду органов государственной власти. Однако в Федеральном законе "О Государственном Совете Российской Федерации" ничего не говорится об организациях, наделенных публичными функциями. Конечно, федеральными законами расширение конституционного понимания системы публичной власти проблематично, но это никак не ограничивает формирование достаточно широкой системы публичного управления <16>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Статья: Особенности системы публичного управления в Российской Федерации и ее влияние на развитие административного права
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)<13> Координация деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти, согласно Федеральному закону N 394-ФЗ, представляет собой систему действий и решений, которые направлены на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, осуществляются и принимаются в соответствии с Конституцией РФ Президентом Российской Федерации, а также в пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации, Государственным Советом, другими органами публичной власти.
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)<13> Координация деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти, согласно Федеральному закону N 394-ФЗ, представляет собой систему действий и решений, которые направлены на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, осуществляются и принимаются в соответствии с Конституцией РФ Президентом Российской Федерации, а также в пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации, Государственным Советом, другими органами публичной власти.
Статья: Конституционная природа муниципальной власти
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ в ст. 132 Конституции РФ введена часть 3, предусматривающая, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации. Этим фактически признается властный характер органов местного самоуправления.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ в ст. 132 Конституции РФ введена часть 3, предусматривающая, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации. Этим фактически признается властный характер органов местного самоуправления.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Правовой статус Федерального Собрания РФ как представительного и законодательного органа также определен только Конституцией РФ (гл. 5). Законотворческая деятельность (в том числе в сфере земельных отношений) Совета Федерации и Государственной Думы регулируется их внутренними регламентами.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Правовой статус Федерального Собрания РФ как представительного и законодательного органа также определен только Конституцией РФ (гл. 5). Законотворческая деятельность (в том числе в сфере земельных отношений) Совета Федерации и Государственной Думы регулируется их внутренними регламентами.