В каких случаях гражданский служащий обязан представить сведения о расходах
Подборка наиболее важных документов по запросу В каких случаях гражданский служащий обязан представить сведения о расходах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" Федерального закона "О противодействии коррупции""В силу положений ч. 9 ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ, носящих императивный характер, невыполнение государственным гражданским служащим обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности по утрате доверия."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Контроль за соответствием расходов государственных служащих их доходам: вопросы совершенствования законодательного механизма и практики применения
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2023, N 6)В Определении от 6 июня 2017 г. N 1163-О по жалобе Романенко Д.С. Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что федеральный законодатель, вводя контроль за расходами, установил, что обязанность по представлению сведений о расходах возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г. В то же время нормы законодательства, позволяющие обратить в доход государства объекты недвижимости, в отношении которых государственным гражданским служащим не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные расходы, вступили в силу с 1 января 2013 г.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2023, N 6)В Определении от 6 июня 2017 г. N 1163-О по жалобе Романенко Д.С. Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что федеральный законодатель, вводя контроль за расходами, установил, что обязанность по представлению сведений о расходах возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г. В то же время нормы законодательства, позволяющие обратить в доход государства объекты недвижимости, в отношении которых государственным гражданским служащим не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные расходы, вступили в силу с 1 января 2013 г.
Статья: Административно-правовая регламентация электронного декларирования расходов и доходов государственных гражданских служащих
(Старовойт М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Для органов государственной власти, не использующих Единую систему в кадровой работе, также можно рассмотреть возможность установления правовых оснований в законодательстве о государственной гражданской службе по использованию только антикоррупционного модуля Единой системы без необходимости осуществления полноценной кадровой работы для организации работы по декларированию расходов гражданских служащих, в том числе по подаче таких сведений для проведения анализа в системе "Посейдон".
(Старовойт М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Для органов государственной власти, не использующих Единую систему в кадровой работе, также можно рассмотреть возможность установления правовых оснований в законодательстве о государственной гражданской службе по использованию только антикоррупционного модуля Единой системы без необходимости осуществления полноценной кадровой работы для организации работы по декларированию расходов гражданских служащих, в том числе по подаче таких сведений для проведения анализа в системе "Посейдон".
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Приведенному правовому регулированию соответствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, в которых закреплены аналогичные обязанности и запреты. К примеру, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15, частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Приведенному правовому регулированию соответствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, в которых закреплены аналогичные обязанности и запреты. К примеру, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15, частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Решение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"Оспоренные положения являются элементами механизма осуществления контроля за расходами государственных гражданских служащих, обязанных представлять сведения о своих доходах и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. При этом такая обязанность возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 года.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"Оспоренные положения являются элементами механизма осуществления контроля за расходами государственных гражданских служащих, обязанных представлять сведения о своих доходах и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. При этом такая обязанность возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 года.
Статья: Административно-правовое противодействие коррупции в государственном управлении: понятие и содержание
(Поляков М.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Для противодействия коррупции в государственно-управленческой среде необходимо использовать формы и методы, которые в своей основе учитывают наиболее характерные свойства публичной власти применительно к российской действительности. При этом автор также разделяет позицию В.Ф. Цепелева о том, что для противодействия коррупции "важно использовать целый комплекс политических, социальных, экономических, идейно-воспитательных, правовых и организационных мер, осуществляемых на долговременной основе" <10>. Специальными административно-правовыми формами противодействия коррупции в системе государственного управления являются государственные планы и программы по противодействию коррупции в органах исполнительной власти, антикоррупционные стандарты поведения и кодексы этики государственных служащих, административные антикоррупционные регламенты, а также юридически значимые действия, например подача гражданским служащим сведений о доходах и расходах, их проверка. Под специальными административно-правовыми методами противодействия коррупции понимаются конкретные практические способы и средства, применяемые субъектами исполнительной власти для решения задач, связанных с противодействием коррупции в государственном управлении. К основным административно-правовым методам противодействия коррупции в системе государственного управления непосредственно относятся антикоррупционная экспертиза правовых актов управления, анализ коррупционных рисков и антикоррупционный мониторинг, антикоррупционное просвещение, пропаганда и воспитание.
(Поляков М.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Для противодействия коррупции в государственно-управленческой среде необходимо использовать формы и методы, которые в своей основе учитывают наиболее характерные свойства публичной власти применительно к российской действительности. При этом автор также разделяет позицию В.Ф. Цепелева о том, что для противодействия коррупции "важно использовать целый комплекс политических, социальных, экономических, идейно-воспитательных, правовых и организационных мер, осуществляемых на долговременной основе" <10>. Специальными административно-правовыми формами противодействия коррупции в системе государственного управления являются государственные планы и программы по противодействию коррупции в органах исполнительной власти, антикоррупционные стандарты поведения и кодексы этики государственных служащих, административные антикоррупционные регламенты, а также юридически значимые действия, например подача гражданским служащим сведений о доходах и расходах, их проверка. Под специальными административно-правовыми методами противодействия коррупции понимаются конкретные практические способы и средства, применяемые субъектами исполнительной власти для решения задач, связанных с противодействием коррупции в государственном управлении. К основным административно-правовым методам противодействия коррупции в системе государственного управления непосредственно относятся антикоррупционная экспертиза правовых актов управления, анализ коррупционных рисков и антикоррупционный мониторинг, антикоррупционное просвещение, пропаганда и воспитание.