Увольнение директора муниципального унитарного предприятия в связи с ликвидацией
Подборка наиболее важных документов по запросу Увольнение директора муниципального унитарного предприятия в связи с ликвидацией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Выплаты работнику при увольнении в связи с сокращением численности (штата) работников или ликвидацией организации
(КонсультантПлюс, 2025)Директор вправе получить выходное пособие, выплачиваемое работникам при увольнении в связи с ликвидацией организации, даже если он уволен в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о банкротстве
(КонсультантПлюс, 2025)Директор вправе получить выходное пособие, выплачиваемое работникам при увольнении в связи с ликвидацией организации, даже если он уволен в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о банкротстве
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2021 N 307-ЭС21-5954(2,3) по делу N А42-9226/2017
Требование: О привлечении к субсидиарной ответственности муниципального образования, бывших руководителей и контролирующих должника лиц.
Решение: Дело в части требований о привлечении к ответственности за неподачу заявления о банкротстве направлено на новое рассмотрение, поскольку суд, сославшись на ликвидацию администрации городского поселения, не учел, что правила о правопреемстве применимы также при передаче полномочий и функций ликвидированного органа; установление правопреемника осуществляется на основании актов о ликвидации.Кроме того, подпунктом 7 пункта 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия наделен полномочиями по назначению руководителя предприятия, по заключению, изменению и прекращению с ним трудового договора. Суды установили, что собственник имущества МУП "ЖЭК" систематически менял его руководителей. При этом Канахин С.В. на должность директора не назначался, он лишь временно исполнял соответствующие полномочия, будучи главным инженером; Касьянова Ю.А. уволилась через шесть месяцев после того, как поставила перед муниципальным образованием вопрос о необходимости ликвидации МУП "ЖЭК"; в период с 07.10.2017 по 13.08.2018 руководителя, даже временно исполняющего обязанности, на предприятии не имелось. Исходя из этого судам следовало обсудить вопрос о том, создал ли собственник имущества в МУП "ЖЭК" надлежащую систему управления юридическим лицом. В отсутствие таковой за неподачу заявления о банкротстве отвечает сам собственник имущества.
Требование: О привлечении к субсидиарной ответственности муниципального образования, бывших руководителей и контролирующих должника лиц.
Решение: Дело в части требований о привлечении к ответственности за неподачу заявления о банкротстве направлено на новое рассмотрение, поскольку суд, сославшись на ликвидацию администрации городского поселения, не учел, что правила о правопреемстве применимы также при передаче полномочий и функций ликвидированного органа; установление правопреемника осуществляется на основании актов о ликвидации.Кроме того, подпунктом 7 пункта 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия наделен полномочиями по назначению руководителя предприятия, по заключению, изменению и прекращению с ним трудового договора. Суды установили, что собственник имущества МУП "ЖЭК" систематически менял его руководителей. При этом Канахин С.В. на должность директора не назначался, он лишь временно исполнял соответствующие полномочия, будучи главным инженером; Касьянова Ю.А. уволилась через шесть месяцев после того, как поставила перед муниципальным образованием вопрос о необходимости ликвидации МУП "ЖЭК"; в период с 07.10.2017 по 13.08.2018 руководителя, даже временно исполняющего обязанности, на предприятии не имелось. Исходя из этого судам следовало обсудить вопрос о том, создал ли собственник имущества в МУП "ЖЭК" надлежащую систему управления юридическим лицом. В отсутствие таковой за неподачу заявления о банкротстве отвечает сам собственник имущества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Трудовым договором или коллективным договором могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом (такие случаи предусмотрены ст. 349.3 ТК РФ, которая ограничивает 3-кратным среднемесячным заработком размер выходного пособия в связи с прекращением трудовых договоров для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпорации, государственных компаний, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых находится в государственной или муниципальной собственности, государственных внебюджетных фондов, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий).
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Трудовым договором или коллективным договором могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом (такие случаи предусмотрены ст. 349.3 ТК РФ, которая ограничивает 3-кратным среднемесячным заработком размер выходного пособия в связи с прекращением трудовых договоров для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпорации, государственных компаний, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых находится в государственной или муниципальной собственности, государственных внебюджетных фондов, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Трудовым договором или коллективным договором могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом (такие случаи предусмотрены статьей 349.3 ТК РФ, которая ограничивает 3-кратным среднемесячным заработком размер выходного пособия в связи с прекращением трудовых договоров для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых находится в государственной или муниципальной собственности, государственных внебюджетных фондов, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий).
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Трудовым договором или коллективным договором могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом (такие случаи предусмотрены статьей 349.3 ТК РФ, которая ограничивает 3-кратным среднемесячным заработком размер выходного пособия в связи с прекращением трудовых договоров для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых находится в государственной или муниципальной собственности, государственных внебюджетных фондов, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий).
Нормативные акты
Приказ Роструда от 11.11.2022 N 253
"Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства"Трудовым договором или коллективным договором могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом (такие случаи предусмотрены статьей 349.3 ТК РФ, которая ограничивает 3-кратным среднемесячным заработком размер выходного пособия в связи с прекращением трудовых договоров для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых находится в государственной или муниципальной собственности, государственных внебюджетных фондов, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий).
"Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства"Трудовым договором или коллективным договором могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом (такие случаи предусмотрены статьей 349.3 ТК РФ, которая ограничивает 3-кратным среднемесячным заработком размер выходного пособия в связи с прекращением трудовых договоров для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых находится в государственной или муниципальной собственности, государственных внебюджетных фондов, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий).
Статья: Лисейцева и Маслов (Liseytseva and Maslov) против России: ответственность государства по долгам унитарных предприятий. Постановление Европейского суда по правам человека от 9 октября 2014 года
(Сучкова М.А.)
("Международное правосудие", 2015, N 1)Применяя указанные критерии в рассматриваемом деле, Европейский суд проанализировал положения российского законодательства об унитарных предприятиях и обстоятельства, касающиеся МУП, работниками которых являлись заявители. Несмотря на то что МУП, как и любое коммерческое юридическое лицо, создаются с целью получения прибыли, регулируются общим корпоративным законодательством, имеют некоторую степень независимости в управлении переданным им имуществом и доходами от деятельности, как правило, не получают бюджетного финансирования и самостоятельны в принятии ряда решений, в том числе о судебной защите закрепленного за ними имущества, Европейский суд пришел к выводу, что рассматриваемые предприятия не обладали достаточной степенью независимости от государства. Анализируя статус МУП по российскому законодательству, Европейский суд отметил, что государство обладало значительными полномочиями по контролю за их деятельностью, в частности осуществляло контроль за соблюдением уставных целей, контроль за использованием и распоряжением закрепленным за предприятиями имуществом, а также обладало иными значимыми полномочиями в отношении создания, управления, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий. Кроме того, Европейский суд учел, что для МУП предусмотрено особое правовое регулирование вопросов назначения, подотчетности и ответственности директоров предприятий, согласно которому директор может быть уволен собственником имущества МУП по собственному усмотрению.
(Сучкова М.А.)
("Международное правосудие", 2015, N 1)Применяя указанные критерии в рассматриваемом деле, Европейский суд проанализировал положения российского законодательства об унитарных предприятиях и обстоятельства, касающиеся МУП, работниками которых являлись заявители. Несмотря на то что МУП, как и любое коммерческое юридическое лицо, создаются с целью получения прибыли, регулируются общим корпоративным законодательством, имеют некоторую степень независимости в управлении переданным им имуществом и доходами от деятельности, как правило, не получают бюджетного финансирования и самостоятельны в принятии ряда решений, в том числе о судебной защите закрепленного за ними имущества, Европейский суд пришел к выводу, что рассматриваемые предприятия не обладали достаточной степенью независимости от государства. Анализируя статус МУП по российскому законодательству, Европейский суд отметил, что государство обладало значительными полномочиями по контролю за их деятельностью, в частности осуществляло контроль за соблюдением уставных целей, контроль за использованием и распоряжением закрепленным за предприятиями имуществом, а также обладало иными значимыми полномочиями в отношении создания, управления, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий. Кроме того, Европейский суд учел, что для МУП предусмотрено особое правовое регулирование вопросов назначения, подотчетности и ответственности директоров предприятий, согласно которому директор может быть уволен собственником имущества МУП по собственному усмотрению.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(8-е издание, исправленное, дополненное и переработанное)
(отв. ред. Ю.П. Орловский)
("КОНТРАКТ", 2019)В.п. работникам в отдельных случаях прекращения трудовых договоров - ст. 181.1
(постатейный)
(8-е издание, исправленное, дополненное и переработанное)
(отв. ред. Ю.П. Орловский)
("КОНТРАКТ", 2019)В.п. работникам в отдельных случаях прекращения трудовых договоров - ст. 181.1
"Правовые основы управления и распоряжения муниципальным имуществом: Монография"
(Шаломенцева Е.Г.)
("Собор", 2010)Органы местного самоуправления решают вопросы назначения и увольнения руководителей МУП, реорганизации и ликвидации последних, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги).
(Шаломенцева Е.Г.)
("Собор", 2010)Органы местного самоуправления решают вопросы назначения и увольнения руководителей МУП, реорганизации и ликвидации последних, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги).
"Постатейный комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ"
(под ред. В.А. Вайпана)
("Юстицинформ", 2003)В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. N 104 (в ред. от 16 февраля 2001 г.) и п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 (в ред. от 4 октября 2002 г.) утверждение уставов федеральных государственных унитарных предприятий, а также заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с их руководителями осуществляется федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), по согласованию с Минимуществом России.
(под ред. В.А. Вайпана)
("Юстицинформ", 2003)В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. N 104 (в ред. от 16 февраля 2001 г.) и п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 (в ред. от 4 октября 2002 г.) утверждение уставов федеральных государственных унитарных предприятий, а также заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с их руководителями осуществляется федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), по согласованию с Минимуществом России.
Вопрос: Кто должен издать приказ об увольнении при ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем и уведомить директора муниципального предприятия после назначения ликвидационной комиссии?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023)Вопрос: Кто должен издать приказ об увольнении по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и уведомить в порядке ст. 180 ТК РФ директора муниципального предприятия после назначения ликвидационной комиссии? Трудовые отношения у директора с администрацией, и в уставе муниципального предприятия написано, что собственник увольняет и принимает директора. Администрация говорит, что после назначения ликвидационной комиссии к ней перешли все права по управлению делами муниципального предприятия согласно п. 4 ст. 62 ГК РФ и теперь именно ликвидационная комиссия должна приказом уволить директора МУП, а не администрация, хоть она работодатель.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023)Вопрос: Кто должен издать приказ об увольнении по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и уведомить в порядке ст. 180 ТК РФ директора муниципального предприятия после назначения ликвидационной комиссии? Трудовые отношения у директора с администрацией, и в уставе муниципального предприятия написано, что собственник увольняет и принимает директора. Администрация говорит, что после назначения ликвидационной комиссии к ней перешли все права по управлению делами муниципального предприятия согласно п. 4 ст. 62 ГК РФ и теперь именно ликвидационная комиссия должна приказом уволить директора МУП, а не администрация, хоть она работодатель.
Статья: Изменение трудового договора
(Нестерова Т.)
("Законность", 2006, N 7)Представляется, нынешняя редакция ст. 75 ТК не учитывает всех случаев, когда работники нуждаются в защите их прав при переменах в статусе организации. В этой связи вызывает нарекания исчерпывающий перечень оснований продолжения трудовых отношений с согласия работника. Приведем пример. В Дзержинский районный суд г. Перми поступило несколько заявлений от работников МУП системы жилищно-коммунального хозяйства, уволенных по сокращению штатов. В обоснование своих требований все они ссылались на нарушения ст. 75 ТК, допущенные при увольнении. Они указали, что производственные комплексы МУП, где находились их рабочие места, а также имущественные объекты, находящиеся на обслуживании по роду трудовой деятельности (центрально-тепловые пункты и др.), переданы собственникам (муниципалитетам) в аренду ЗАО, штатное расписание которого полностью соответствует штатному расписанию ликвидированных в МУП структурных подразделений. Директор МУП стал руководителем нового ЗАО, большинству работников было предложено написать заявления об увольнении по собственному желанию из МУП и о приеме в ЗАО. А некоторые лица (все из числа тех, у кого с работодателем споры разрешались в судебном порядке и дела были выиграны) получили предупреждения об увольнении по сокращению штатов.
(Нестерова Т.)
("Законность", 2006, N 7)Представляется, нынешняя редакция ст. 75 ТК не учитывает всех случаев, когда работники нуждаются в защите их прав при переменах в статусе организации. В этой связи вызывает нарекания исчерпывающий перечень оснований продолжения трудовых отношений с согласия работника. Приведем пример. В Дзержинский районный суд г. Перми поступило несколько заявлений от работников МУП системы жилищно-коммунального хозяйства, уволенных по сокращению штатов. В обоснование своих требований все они ссылались на нарушения ст. 75 ТК, допущенные при увольнении. Они указали, что производственные комплексы МУП, где находились их рабочие места, а также имущественные объекты, находящиеся на обслуживании по роду трудовой деятельности (центрально-тепловые пункты и др.), переданы собственникам (муниципалитетам) в аренду ЗАО, штатное расписание которого полностью соответствует штатному расписанию ликвидированных в МУП структурных подразделений. Директор МУП стал руководителем нового ЗАО, большинству работников было предложено написать заявления об увольнении по собственному желанию из МУП и о приеме в ЗАО. А некоторые лица (все из числа тех, у кого с работодателем споры разрешались в судебном порядке и дела были выиграны) получили предупреждения об увольнении по сокращению штатов.
"Трудовой договор (отношения)"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2020)- несоблюдение установленного в соответствии со статьей 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения либо государственного или муниципального унитарного предприятия и среднемесячной заработной платы работников данного фонда, учреждения либо предприятия;
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2020)- несоблюдение установленного в соответствии со статьей 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения либо государственного или муниципального унитарного предприятия и среднемесячной заработной платы работников данного фонда, учреждения либо предприятия;