Уведомление представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 20.06.2024 N 11-7913/2024 (УИД 66RS0004-01-2022-011967-68)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с утратой доверия; 5) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Обстоятельства: С приказом об увольнении истица не согласна, поскольку отсутствует состав вмененного ей коррупционного правонарушения, кроме того, работодателем нарушен порядок увольнения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.Между тем, представленными доказательствами довод истца о том, что она указала и сообщила, что является судьей в отставке в соответствии с процедурой уведомления представителя нанимателя о возникновении конфликта интереса, как это предусмотрено указанными нормативными актами не подтверждается. Более того, именно на работника возлагается обязанность исключить наличие конфликта интересов при выполнении трудовых функций.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с утратой доверия; 5) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Обстоятельства: С приказом об увольнении истица не согласна, поскольку отсутствует состав вмененного ей коррупционного правонарушения, кроме того, работодателем нарушен порядок увольнения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.Между тем, представленными доказательствами довод истца о том, что она указала и сообщила, что является судьей в отставке в соответствии с процедурой уведомления представителя нанимателя о возникновении конфликта интереса, как это предусмотрено указанными нормативными актами не подтверждается. Более того, именно на работника возлагается обязанность исключить наличие конфликта интересов при выполнении трудовых функций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия на государственной и муниципальной службе
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Служащий обязан письменно уведомить представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Служащий обязан письменно уведомить представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Современная система антикоррупционной деятельности предполагает применение широкого спектра механизмов воздействия на правомерное поведение государственных служащих: декларирования доходов и расходов указанных лиц; уведомления представителя нанимателя (работодателя) о потенциальном возникновении конфликта интересов; антикоррупционного просвещения должностных лиц и иных механизмов административного, правового и дисциплинарного характера (например, сообщения отдельными категориями лиц о получении подарков в связи с протокольными мероприятиями; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов и т.п.). При этом среди значительного массива антикоррупционных мер особое внимание обращает на себя механизм уведомления федеральными государственными служащими о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (далее - уведомление). Остановимся на нем более подробно.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Современная система антикоррупционной деятельности предполагает применение широкого спектра механизмов воздействия на правомерное поведение государственных служащих: декларирования доходов и расходов указанных лиц; уведомления представителя нанимателя (работодателя) о потенциальном возникновении конфликта интересов; антикоррупционного просвещения должностных лиц и иных механизмов административного, правового и дисциплинарного характера (например, сообщения отдельными категориями лиц о получении подарков в связи с протокольными мероприятиями; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов и т.п.). При этом среди значительного массива антикоррупционных мер особое внимание обращает на себя механизм уведомления федеральными государственными служащими о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (далее - уведомление). Остановимся на нем более подробно.
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Порядок уведомления государственным служащим представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, предусматривающий письменную форму такого уведомления, во исполнение части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" установлен и другими нормативными правовыми актами, например, приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 320 "Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Министерства обороны Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов", приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 1 августа 2016 года N 617 "Об утверждении порядка уведомления федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Порядок уведомления государственным служащим представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, предусматривающий письменную форму такого уведомления, во исполнение части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" установлен и другими нормативными правовыми актами, например, приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 320 "Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Министерства обороны Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов", приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 1 августа 2016 года N 617 "Об утверждении порядка уведомления федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов".
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Судом также установлено, что согласно положениям трудового договора, дополнительного соглашения к трудовому договору и должностной инструкции П. была обязана соблюдать ограничения, связанные с осуществлением ею полномочий по занимаемой муниципальной должности, установленные для муниципального служащего, а также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомлять представителя нанимателя о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно, сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Как следует из должностной инструкции, в должностные обязанности П. в числе прочих входили обязанности по обеспечению разработки градостроительной документации, координации проектных работ с целью реализации комплексной застройки жилых районов, промышленно-коммунальных зон, градостроительный и архитектурный контроль за разработкой и реализацией утвержденных проектных, архитектурно-планировочных решений и комплексного благоустройства, а также курирование работы муниципального автономного учреждения архитектуры и градостроительства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Судом также установлено, что согласно положениям трудового договора, дополнительного соглашения к трудовому договору и должностной инструкции П. была обязана соблюдать ограничения, связанные с осуществлением ею полномочий по занимаемой муниципальной должности, установленные для муниципального служащего, а также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомлять представителя нанимателя о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно, сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Как следует из должностной инструкции, в должностные обязанности П. в числе прочих входили обязанности по обеспечению разработки градостроительной документации, координации проектных работ с целью реализации комплексной застройки жилых районов, промышленно-коммунальных зон, градостроительный и архитектурный контроль за разработкой и реализацией утвержденных проектных, архитектурно-планировочных решений и комплексного благоустройства, а также курирование работы муниципального автономного учреждения архитектуры и градостроительства.
Статья: "Частные" механизмы противодействия коррупции: оптимизация и пределы экспансии антикоррупционных практик
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Конфликт интересов предполагает возложение на лицо дополнительных обязанностей и ограничений его прав, в том числе предусмотренных Конституцией РФ. Например, обязанность уведомления представителя нанимателя (работодателя) о возможности возникновения конфликта интересов, по сути, представляет собой ограничение предусмотренного ст. 23 Основного Закона права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ основные права могут быть ограничены федеральным законом, но лишь в той мере, которая необходима в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому упоминание того, что конфликт интересов может привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, "санкционирует" возможность введения ограничений некоторых конституционных прав, необходимых для его урегулирования.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Конфликт интересов предполагает возложение на лицо дополнительных обязанностей и ограничений его прав, в том числе предусмотренных Конституцией РФ. Например, обязанность уведомления представителя нанимателя (работодателя) о возможности возникновения конфликта интересов, по сути, представляет собой ограничение предусмотренного ст. 23 Основного Закона права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ основные права могут быть ограничены федеральным законом, но лишь в той мере, которая необходима в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому упоминание того, что конфликт интересов может привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, "санкционирует" возможность введения ограничений некоторых конституционных прав, необходимых для его урегулирования.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Свои требования истица мотивировала тем, что с 14 декабря 2012 г. она работала судебным приставом-исполнителем ОСП по Шарьинскому району УФССП России по Костромской области (с 1 мая 2015 г. ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам). 21 декабря 2015 г. Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов УФССП России по Костромской области принято решение о ее увольнении в связи с утратой доверия. Основанием для принятия данного решения явилось то, что она, исполняя обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам, намеренно не уведомила представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов в связи с нахождением на исполнении в отделе исполнительных производств в отношении дела ее бывшего супруга, о чем достоверно знала. 30 декабря 2015 г. на основании приказа от 25 декабря 2015 г. N 1873-к она уволена с работы по п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случае несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Считает данный приказ незаконным.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Свои требования истица мотивировала тем, что с 14 декабря 2012 г. она работала судебным приставом-исполнителем ОСП по Шарьинскому району УФССП России по Костромской области (с 1 мая 2015 г. ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам). 21 декабря 2015 г. Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов УФССП России по Костромской области принято решение о ее увольнении в связи с утратой доверия. Основанием для принятия данного решения явилось то, что она, исполняя обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам, намеренно не уведомила представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов в связи с нахождением на исполнении в отделе исполнительных производств в отношении дела ее бывшего супруга, о чем достоверно знала. 30 декабря 2015 г. на основании приказа от 25 декабря 2015 г. N 1873-к она уволена с работы по п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случае несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Считает данный приказ незаконным.