Уведомление о сносе дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление о сносе дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 8 "Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности" Градостроительного кодекса РФ"Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, руководствуясь положениями статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 8, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении гражданского дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, в том числе заключению судебной строительно-технической экспертизы от 11 января 2022 года, подготовленного ООО "Центр судебных экспертиз СКФО", исходили из того, что постройка в виде фундамента выполнена с учетом сложившейся в этой местности застройки, с отступом от соседних объектов и находится в границах отведенного земельного участка; застройка фундамента осуществлена на 60%, при этом согласно проекту не вся застройка будет использована под строительство дома, а лишь на 50% участка, остальная часть фундамента в размере 10% необходима для благоустройства двора, лестницы, что не нарушает градостроительные нормы и правила на земельном участке с кадастровым номером N; постройка не нарушает градостроительные и строительные нормы и правила, соответствует требованиям противопожарных норм и санитарно-гигиеническим требованиям, возводится с отступами от красных линий улицы, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, охраняемым законом прав третьих лиц. Кроме этого, постройка возводится на месте ранее снесенного жилого дома, имеется уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщика Ш., зарегистрированное в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства за вх. N.07-МУ-296/21 от 8 июня 2021 года. В этой связи судебные инстанции не усмотрели правовых оснований для удовлетворения требований администрации ГОсВД "город Махачкала"."
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.09.2024 по делу N 33-2613/2024 (УИД 89RS0013-01-2024-000634-67)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) Об обязании предоставить другое жилое имущество взамен изымаемого.
Требования уполномоченных органов и лиц: 2) О прекращении права собственности; 3) Об изъятии жилого помещения, признанного аварийным; 4) О выселении; 5) О признании права собственности.
Обстоятельства: Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам в срок предложено осуществить снос дома. Ответчик отказалась от получения возмещения, стороны не пришли к соглашению о размере подлежащей выплате денежной компенсации.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.Кроме того, даже если соглашаться с позицией ответчика о том, что она не получала уведомления о сносе дома, то в таком случае об изъятии у нее жилого помещения для муниципальных нужд и о предложении Администрации города заключить соглашение об изъятии с установлением выкупной стоимости жилого помещения в размере 3 250 000 руб. Г.А. стало известно в связи с участием в рассмотрении настоящего дела. Однако, как видно из содержания встречного искового заявления, пояснений представителей ответчика в судебном заседании, сторона ответчика не возражала против изъятия жилого помещения в аварийном доме, ссылалась только на то, что у Г.А. имеется право выбора возмещения за изымаемый объект недвижимости (л.д. 117). Более того, предъявление Г.А. встречного иска о предоставлении ей возмещения за спорную квартиру в виде другого жилого помещения само по себе свидетельствует о ее согласии на изъятие квартиры для муниципальных нужд.
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) Об обязании предоставить другое жилое имущество взамен изымаемого.
Требования уполномоченных органов и лиц: 2) О прекращении права собственности; 3) Об изъятии жилого помещения, признанного аварийным; 4) О выселении; 5) О признании права собственности.
Обстоятельства: Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам в срок предложено осуществить снос дома. Ответчик отказалась от получения возмещения, стороны не пришли к соглашению о размере подлежащей выплате денежной компенсации.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.Кроме того, даже если соглашаться с позицией ответчика о том, что она не получала уведомления о сносе дома, то в таком случае об изъятии у нее жилого помещения для муниципальных нужд и о предложении Администрации города заключить соглашение об изъятии с установлением выкупной стоимости жилого помещения в размере 3 250 000 руб. Г.А. стало известно в связи с участием в рассмотрении настоящего дела. Однако, как видно из содержания встречного искового заявления, пояснений представителей ответчика в судебном заседании, сторона ответчика не возражала против изъятия жилого помещения в аварийном доме, ссылалась только на то, что у Г.А. имеется право выбора возмещения за изымаемый объект недвижимости (л.д. 117). Более того, предъявление Г.А. встречного иска о предоставлении ей возмещения за спорную квартиру в виде другого жилого помещения само по себе свидетельствует о ее согласии на изъятие квартиры для муниципальных нужд.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Может ли региональный оператор возместить сумму произведенного капремонта, превышающую размер фонда, в случае признания дома аварийным?
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 10)Следовательно, ответчик уведомил истца о признании дома аварийным и подлежащим сносу 18.11.2016, в то время как материалами дела подтверждается, что работы были завершены и приняты только 13.12.2016, следовательно, истец располагал возможностью и сроками для внесения изменений в договор подряда.
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 10)Следовательно, ответчик уведомил истца о признании дома аварийным и подлежащим сносу 18.11.2016, в то время как материалами дела подтверждается, что работы были завершены и приняты только 13.12.2016, следовательно, истец располагал возможностью и сроками для внесения изменений в договор подряда.
Статья: Спор о выселении из жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, на основании ст. ст. 84, 85, 90, 91 ЖК РФ (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)4. Постановление Правительства г. Москвы о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)4. Постановление Правительства г. Москвы о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 1 (2018)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Суд отметил, что "...возможные последствия сноса домов заявителей и их принудительного выселения не были учтены судами Российской Федерации ни в ходе, ни по итогам судебных разбирательств, инициированных прокуратурой. Что касается даты и порядка выселения... власти Российской Федерации не доказали факт надлежащего уведомления заявителей о возбуждении исполнительного производства с целью сноса домов, а также о порядке сноса" (пункт 105 постановления).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Суд отметил, что "...возможные последствия сноса домов заявителей и их принудительного выселения не были учтены судами Российской Федерации ни в ходе, ни по итогам судебных разбирательств, инициированных прокуратурой. Что касается даты и порядка выселения... власти Российской Федерации не доказали факт надлежащего уведомления заявителей о возбуждении исполнительного производства с целью сноса домов, а также о порядке сноса" (пункт 105 постановления).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"33. В случае принятия судом решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями выбор способа исполнения решения суда определяется должником. Должник обязан в срок, установленный для сноса самовольной постройки, осуществить ее снос либо представить в орган местного самоуправления утвержденную проектную документацию, предусматривающую реконструкцию самовольной постройки (пункт 2 части 11 статьи 55.32 ГрК РФ), а в отношении объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов - уведомление о планируемой реконструкции (часть 1 статьи 51.1 ГрК РФ).
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"33. В случае принятия судом решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями выбор способа исполнения решения суда определяется должником. Должник обязан в срок, установленный для сноса самовольной постройки, осуществить ее снос либо представить в орган местного самоуправления утвержденную проектную документацию, предусматривающую реконструкцию самовольной постройки (пункт 2 части 11 статьи 55.32 ГрК РФ), а в отношении объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов - уведомление о планируемой реконструкции (часть 1 статьи 51.1 ГрК РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Интересным представляется регулирование, содержащееся в п. 15 ст. 51.1 ГрК РФ, где указано, что убытки, причиненные застройщику сносом или приведением в соответствие с установленными требованиями объекта ИЖС или садового дома, построенных или реконструированных в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве <1>, а впоследствии признанными самовольной постройкой, подлежат возмещению в полном объеме за счет, соответственно, казны РФ, казны субъекта РФ, казны МО при условии, что судом будет установлена вина должностного лица уполномоченного органа власти, направившего застройщику уведомление о соответствии.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Интересным представляется регулирование, содержащееся в п. 15 ст. 51.1 ГрК РФ, где указано, что убытки, причиненные застройщику сносом или приведением в соответствие с установленными требованиями объекта ИЖС или садового дома, построенных или реконструированных в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве <1>, а впоследствии признанными самовольной постройкой, подлежат возмещению в полном объеме за счет, соответственно, казны РФ, казны субъекта РФ, казны МО при условии, что судом будет установлена вина должностного лица уполномоченного органа власти, направившего застройщику уведомление о соответствии.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Аналогичная позиция содержится в ч. 15 ст. 51.1 ГрК РФ, согласно которой при наличии вины должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, направившего застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам либо не исполнившего обязанности по направлению в срок уведомления о несоответствии, убытки, причиненные застройщику сносом или приведением в соответствие с установленными требованиями в связи с признанием таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома самовольной постройкой, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Аналогичная позиция содержится в ч. 15 ст. 51.1 ГрК РФ, согласно которой при наличии вины должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, направившего застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам либо не исполнившего обязанности по направлению в срок уведомления о несоответствии, убытки, причиненные застройщику сносом или приведением в соответствие с установленными требованиями в связи с признанием таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома самовольной постройкой, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)15. В ч. 15 комментируемой статьи установлен общий принцип, согласно которому убытки, причиненные застройщику сносом или приведением в соответствие с установленными требованиями объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, построенных или реконструированных в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, а впоследствии признанными самовольной постройкой, подлежат возмещению в полном объеме за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ, казны органа местного самоуправления при условии, что судом будет установлена вина должностного лица уполномоченного органа власти, направившего застройщику уведомление о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)15. В ч. 15 комментируемой статьи установлен общий принцип, согласно которому убытки, причиненные застройщику сносом или приведением в соответствие с установленными требованиями объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, построенных или реконструированных в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, а впоследствии признанными самовольной постройкой, подлежат возмещению в полном объеме за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ, казны органа местного самоуправления при условии, что судом будет установлена вина должностного лица уполномоченного органа власти, направившего застройщику уведомление о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Готовое решение: Как составить договор купли-продажи квартиры между юридическими лицами
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции должны содержаться в выписке, содержащей общедоступные сведения ЕГРН (ч. 7 ст. 62 Закона о госрегистрации недвижимости). Но указание в договоре будет прямым подтверждением того, что продавец уведомил покупателя, а покупатель при заключении договора знал об этом обстоятельстве.
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции должны содержаться в выписке, содержащей общедоступные сведения ЕГРН (ч. 7 ст. 62 Закона о госрегистрации недвижимости). Но указание в договоре будет прямым подтверждением того, что продавец уведомил покупателя, а покупатель при заключении договора знал об этом обстоятельстве.
Вопрос: Какую информацию можно размещать на информационных досках, размещенных в многоквартирных домах?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- уведомления в случае, если многоквартирный дом подлежит сносу или его параметры и (или) разрешенное использование подлежат приведению в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории (пп. "в" п. 3 Правил уведомления собственников здания, сооружения, помещений в них (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме), объекта незавершенного строительства, а также нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах о том, что такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства подлежат сносу или их параметры и (или) разрешенное использование (назначение) подлежат приведению в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2019 N 588);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- уведомления в случае, если многоквартирный дом подлежит сносу или его параметры и (или) разрешенное использование подлежат приведению в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории (пп. "в" п. 3 Правил уведомления собственников здания, сооружения, помещений в них (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме), объекта незавершенного строительства, а также нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах о том, что такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства подлежат сносу или их параметры и (или) разрешенное использование (назначение) подлежат приведению в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2019 N 588);
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Согласно абз. (3) решение о приведении в соответствие считается исполненным с момента получения должником разрешения на ввод, а для объекта ИЖС или садового дома - с момента уведомления о соответствии.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Согласно абз. (3) решение о приведении в соответствие считается исполненным с момента получения должником разрешения на ввод, а для объекта ИЖС или садового дома - с момента уведомления о соответствии.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 11.1 комментируемой статьи устанавливает требования к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Данная часть введена с 4 августа 2018 г. Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ, принятым в рамках упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства. Тем же Законом ГсК РФ дополнен ст. 51.1, регламентирующей уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Данным Законом внесены изменения в данный Кодекс и иные законодательные акты РФ в целях установления единых требований к строительству объектов индивидуального жилищного строительства (жилых домов) на земельных участках, предоставленных в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках. Положения, касающиеся объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, не завершенных строительством, введены в ч. 11.1 комментируемой статьи со 2 августа 2019 г. Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 267-ФЗ <270> (т.н. законом о "дачной амнистии").
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 11.1 комментируемой статьи устанавливает требования к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Данная часть введена с 4 августа 2018 г. Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ, принятым в рамках упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства. Тем же Законом ГсК РФ дополнен ст. 51.1, регламентирующей уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Данным Законом внесены изменения в данный Кодекс и иные законодательные акты РФ в целях установления единых требований к строительству объектов индивидуального жилищного строительства (жилых домов) на земельных участках, предоставленных в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках. Положения, касающиеся объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, не завершенных строительством, введены в ч. 11.1 комментируемой статьи со 2 августа 2019 г. Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 267-ФЗ <270> (т.н. законом о "дачной амнистии").