Уведомление о приеме на работу гражданского служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление о приеме на работу гражданского служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 19.29 "Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего" КоАП РФ"Основанием для привлечения учреждения к административной ответственности на основании статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в нарушение положений части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" учреждением в установленный срок не направлено в Восточное МУГАДН ЦФО уведомление о заключении трудового договора с бывшим государственным гражданским служащим ФИО4, проходившим государственную службу в Ространснадзоре в должности старшего государственного инспектора, при назначении на которые и при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера."
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Неуведомление о приеме на работу госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)"...Направление работодателем в ненадлежащий орган уведомления о заключении трудового договора с гражданином, уволившимся в течение двух лет с государственной службы, не свидетельствует об исполнении обязанности по сообщению о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы, в связи с чем влечет административную ответственность работодателя по статье 19.29 КоАП РФ..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Направление работодателем в ненадлежащий орган уведомления о заключении трудового договора с гражданином, уволившимся в течение двух лет с государственной службы, не свидетельствует об исполнении обязанности по сообщению о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы, в связи с чем влечет административную ответственность работодателя по статье 19.29 КоАП РФ..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности приема на работу по совместительству действующего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что вам не нужно сообщать по месту государственной службы о заключении с госслужащим трудового договора о работе по совместительству. В отношении действующих госслужащих такая обязанность не предусмотрена (в отличие от приема некоторых бывших госслужащих, когда вы обязаны направить уведомление о заключении с ними трудового договора по последнему месту службы). При этом, в частности, гражданский служащий сам обязан заранее уведомить представителя нанимателя по месту госслужбы о планах выполнять иную оплачиваемую работу. Но вам о выполнении такого требования он сообщать не обязан, законом это не предусмотрено. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, ч. 2 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе.
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что вам не нужно сообщать по месту государственной службы о заключении с госслужащим трудового договора о работе по совместительству. В отношении действующих госслужащих такая обязанность не предусмотрена (в отличие от приема некоторых бывших госслужащих, когда вы обязаны направить уведомление о заключении с ними трудового договора по последнему месту службы). При этом, в частности, гражданский служащий сам обязан заранее уведомить представителя нанимателя по месту госслужбы о планах выполнять иную оплачиваемую работу. Но вам о выполнении такого требования он сообщать не обязан, законом это не предусмотрено. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, ч. 2 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)При этом предъявление соискателем решения комиссии о согласии на замещение должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации не освобождает работодателя от обязанности уведомить государственный (муниципальный) орган о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)При этом предъявление соискателем решения комиссии о согласии на замещение должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации не освобождает работодателя от обязанности уведомить государственный (муниципальный) орган о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)57. Направление работодателем в ненадлежащий орган уведомления о заключении трудового договора с гражданином, уволившимся в течение двух лет с государственной службы, не свидетельствует об исполнении обязанности по сообщению о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы, в связи с чем влечет административную ответственность работодателя по статье 19.29 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)57. Направление работодателем в ненадлежащий орган уведомления о заключении трудового договора с гражданином, уволившимся в течение двух лет с государственной службы, не свидетельствует об исполнении обязанности по сообщению о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы, в связи с чем влечет административную ответственность работодателя по статье 19.29 КоАП РФ.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Основанием для привлечения государственного бюджетного учреждения к административной ответственности на основании ст. 19.29 КоАП РФ послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в нарушение положений ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" данным учреждением в установленный срок не направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу федерального значения уведомление о заключении трудового договора с К., замещавшим в названном органе должность, включенную в утвержденный приказом Росреестра от 12 марта 2013 г. N П/87 Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Основанием для привлечения государственного бюджетного учреждения к административной ответственности на основании ст. 19.29 КоАП РФ послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в нарушение положений ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" данным учреждением в установленный срок не направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу федерального значения уведомление о заключении трудового договора с К., замещавшим в названном органе должность, включенную в утвержденный приказом Росреестра от 12 марта 2013 г. N П/87 Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Готовое решение: Каков порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Надо ли направлять уведомление о приеме бывшего госслужащего на работу, если срок уведомления нарушен
(КонсультантПлюс, 2025)Надо ли направлять уведомление о приеме бывшего госслужащего на работу, если срок уведомления нарушен
Статья: Прием на работу бывшего служащего: главные правила и опасные детали, которые нередко пропускают
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Вопреки утверждениям заявителя, предусмотренный Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим, исчисляемый в календарном порядке, начинает течь со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом.
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Вопреки утверждениям заявителя, предусмотренный Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим, исчисляемый в календарном порядке, начинает течь со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом.
Статья: Отдельные вопросы совершенствования правового положения высококвалифицированных специалистов по миграционному законодательству России
(Лизунов А.С., Лукашин А.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Подтверждением нашего вывода служат и статистические данные. Так, в 2021 г. для осуществления трудовой деятельности в нашу страну был привлечен всего лишь 46 691 высококвалифицированный специалист из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, в 2022 г. этот показатель составил 32 717 лиц, с января по апрель 2023 г. - 9 705 лиц. При этом всего поступило уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность, в 2021 г. - 1 673 342, в 2022 г. - 2 085 973, с января по апрель 2023 г. - 712 530 <3>.
(Лизунов А.С., Лукашин А.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Подтверждением нашего вывода служат и статистические данные. Так, в 2021 г. для осуществления трудовой деятельности в нашу страну был привлечен всего лишь 46 691 высококвалифицированный специалист из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, в 2022 г. этот показатель составил 32 717 лиц, с января по апрель 2023 г. - 9 705 лиц. При этом всего поступило уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность, в 2021 г. - 1 673 342, в 2022 г. - 2 085 973, с января по апрель 2023 г. - 712 530 <3>.
Интервью: Президент увеличил штраф для работодателей до 300 000 рублей с марта 2021 года
("Трудовое право", 2021, N 5)- Рекомендации экс-работодателя могут содержать персональные данные работника. Для сбора персональных данных как от самого лица, так и из других источников оператор должен иметь законное основание (они перечислены в Федеральном законе "О персональных данных"). По общему правилу это согласие лица, чьи данные собираются. При этом ТК РФ прямо устанавливает, что все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работодатель должен уведомить работника об этом заранее и получить от него письменное согласие. Роскомнадзор в своих разъяснениях обращает внимание, что получение согласия соискателя/работника является обязательным условием при направлении работодателем запросов в иные организации, в том числе по прежним местам работы, для уточнения или получения дополнительной информации о соискателе/работнике. Ряд исключений предусмотрен законодательством и касается, в частности, заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещения вакантных должностей государственной гражданской службы.
("Трудовое право", 2021, N 5)- Рекомендации экс-работодателя могут содержать персональные данные работника. Для сбора персональных данных как от самого лица, так и из других источников оператор должен иметь законное основание (они перечислены в Федеральном законе "О персональных данных"). По общему правилу это согласие лица, чьи данные собираются. При этом ТК РФ прямо устанавливает, что все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работодатель должен уведомить работника об этом заранее и получить от него письменное согласие. Роскомнадзор в своих разъяснениях обращает внимание, что получение согласия соискателя/работника является обязательным условием при направлении работодателем запросов в иные организации, в том числе по прежним местам работы, для уточнения или получения дополнительной информации о соискателе/работнике. Ряд исключений предусмотрен законодательством и касается, в частности, заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещения вакантных должностей государственной гражданской службы.
Вопрос: Правомерно ли обязывать работника указывать в заявлении о приеме на работу, служил ли он ранее в госорганах?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Ответ: Если с момента увольнения прошло менее двух лет, то при трудоустройстве бывший служащий должен уведомить работодателя о замещении должности государственной (муниципальной) службы, включенной в установленный перечень. Законодательство не запрещает работодателю включить такой вопрос в анкету или же закрепить такое требование в локальном акте при заполнении заявления о приеме на работу.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Ответ: Если с момента увольнения прошло менее двух лет, то при трудоустройстве бывший служащий должен уведомить работодателя о замещении должности государственной (муниципальной) службы, включенной в установленный перечень. Законодательство не запрещает работодателю включить такой вопрос в анкету или же закрепить такое требование в локальном акте при заполнении заявления о приеме на работу.
Вопрос: Установлены ли особенности приема на работу по совместительству действующего госслужащего?
(Консультация эксперта, 2025)Прием на работу по совместительству действующего госслужащего осуществляется в общем порядке. Уведомлять об этом представителя нанимателя (работодателя) по месту службы не требуется.
(Консультация эксперта, 2025)Прием на работу по совместительству действующего госслужащего осуществляется в общем порядке. Уведомлять об этом представителя нанимателя (работодателя) по месту службы не требуется.
Статья: Правовые проблемы применения статьи 19.29 КоАП
(Жубрин Р.В., Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 8)В обоснование принятых решений как прокурорами, так и судьями сделан вывод о том, что нормативное закрепление для лиц, не являвшихся государственными или муниципальными служащими, обязанности представлять сведения о доходах и имуществе - это подтверждение наличия у нового работодателя обязанности уведомлять прежнего о факте заключения с такими лицами трудовых (гражданско-правовых) договоров.
(Жубрин Р.В., Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 8)В обоснование принятых решений как прокурорами, так и судьями сделан вывод о том, что нормативное закрепление для лиц, не являвшихся государственными или муниципальными служащими, обязанности представлять сведения о доходах и имуществе - это подтверждение наличия у нового работодателя обязанности уведомлять прежнего о факте заключения с такими лицами трудовых (гражданско-правовых) договоров.
Статья: Правовые пробелы при урегулировании конфликта интересов в случае прекращения государственной службы
(Шушина Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 4)<9> Чаннов С.Е. Уведомление о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего // Актуал. проблемы рос. права. 2015. N 12. С. 58.
(Шушина Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 4)<9> Чаннов С.Е. Уведомление о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего // Актуал. проблемы рос. права. 2015. N 12. С. 58.
Вопрос: Нужно ли направлять уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего из Республики Южная Осетия?
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Работодатель не обязан направлять уведомление о приеме на работу работника, который ранее являлся государственным служащим в Республике Южная Осетия, представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы работника.
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Работодатель не обязан направлять уведомление о приеме на работу работника, который ранее являлся государственным служащим в Республике Южная Осетия, представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы работника.
Статья: Участие органов прокуратуры в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования: проблемы правоприменения в части определения наличия вмешательства прокуратуры в хозяйственную деятельность
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Так, ООО "АМГ окна" предъявило в Арбитражный суд г. Москвы заявление о признании незаконным представления заместителя северного транспортного прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, мотивируя тем, что ему незаконно вменено нарушение обязанности, предусмотренной Федеральным законом "О противодействии коррупции", однако на момент вынесения оспариваемого представления вина заявителя не была доказана, а также тем, что оспариваемым представлением прокурор вмешался в оперативно-хозяйственную деятельность общества в нарушение п. 2 ст. 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В ходе рассмотрения дела установлено, что заявителем, выступавшим в качестве работодателя, в нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" своевременно не сообщено о заключении договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации. В данном случае заявитель, заключив 27 мая 2023 г. трудовой договор с бывшим государственным служащим, направил уведомление о трудоустройстве от 2 декабря 2022 г. после запроса прокуратуры о предоставлении информации. В связи с этим прокуратура правомерно на основании положений п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 21, п. 1 и 3 ст. 22, п. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" внесла оспариваемое представление. Судом в удовлетворении требований заявителя было отказано. При этом суд указал, что требования прокурора о принятии конкретных мер, которые изложены в представлении, не нарушают права и законные интересы заявителя, не возлагают на него незаконную или излишнюю обязанность. В связи с этим отсутствует вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность общества (дело N А40-29124/23-166-101).
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Так, ООО "АМГ окна" предъявило в Арбитражный суд г. Москвы заявление о признании незаконным представления заместителя северного транспортного прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, мотивируя тем, что ему незаконно вменено нарушение обязанности, предусмотренной Федеральным законом "О противодействии коррупции", однако на момент вынесения оспариваемого представления вина заявителя не была доказана, а также тем, что оспариваемым представлением прокурор вмешался в оперативно-хозяйственную деятельность общества в нарушение п. 2 ст. 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В ходе рассмотрения дела установлено, что заявителем, выступавшим в качестве работодателя, в нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" своевременно не сообщено о заключении договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации. В данном случае заявитель, заключив 27 мая 2023 г. трудовой договор с бывшим государственным служащим, направил уведомление о трудоустройстве от 2 декабря 2022 г. после запроса прокуратуры о предоставлении информации. В связи с этим прокуратура правомерно на основании положений п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 21, п. 1 и 3 ст. 22, п. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" внесла оспариваемое представление. Судом в удовлетворении требований заявителя было отказано. При этом суд указал, что требования прокурора о принятии конкретных мер, которые изложены в представлении, не нарушают права и законные интересы заявителя, не возлагают на него незаконную или излишнюю обязанность. В связи с этим отсутствует вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность общества (дело N А40-29124/23-166-101).