Уведомление о начале деятельности ответственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление о начале деятельности ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: У ИП сеть магазинов. По части новых магазинов, открытых 01.03.2025, предприниматель не уведомил Роспотребнадзор. Если ИП после вступления в силу изменений в ст. 4.5 КоАП РФ подаст уведомление о начале деятельности новых магазинов, будет ли он привлечен к административной ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: 27.06.2025 в КоАП РФ изменен срок давности привлечения к административной ответственности за неуведомление о начале ведения отдельных видов деятельности с 90 календарных дней на 1 год. У ИП сеть магазинов, по части новых магазинов, открытых 01.03.2025, предприниматель не уведомил Роспотребнадзор. Если ИП после вступления в силу изменений в ст. 4.5 КоАП РФ подаст уведомление о начале деятельности новых магазинов, открытых 01.03.2025, будет ли он привлечен к административной ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ? Когда в описанной ситуации истекает срок давности привлечения к административной ответственности?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: 27.06.2025 в КоАП РФ изменен срок давности привлечения к административной ответственности за неуведомление о начале ведения отдельных видов деятельности с 90 календарных дней на 1 год. У ИП сеть магазинов, по части новых магазинов, открытых 01.03.2025, предприниматель не уведомил Роспотребнадзор. Если ИП после вступления в силу изменений в ст. 4.5 КоАП РФ подаст уведомление о начале деятельности новых магазинов, открытых 01.03.2025, будет ли он привлечен к административной ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ? Когда в описанной ситуации истекает срок давности привлечения к административной ответственности?
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2024 N 516-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 12)Федеральный закон от 28.12.2024 N 516-ФЗ вступит в силу с 27 июня 2025 года. Этим Законом внесена очередная порция поправок в КоАП РФ, направленных на ужесточение ответственности за нарушения, связанные с уведомлением уполномоченных органов о начале предпринимательской деятельности. Требование, предъявляемое к организациям и ИП, о необходимости уведомлять уполномоченные органы о начале осуществления предпринимательской деятельности закреплено в ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. В этой же статье приведен перечень видов деятельности, о начале ведения которых нужно направлять уведомление.
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 12)Федеральный закон от 28.12.2024 N 516-ФЗ вступит в силу с 27 июня 2025 года. Этим Законом внесена очередная порция поправок в КоАП РФ, направленных на ужесточение ответственности за нарушения, связанные с уведомлением уполномоченных органов о начале предпринимательской деятельности. Требование, предъявляемое к организациям и ИП, о необходимости уведомлять уполномоченные органы о начале осуществления предпринимательской деятельности закреплено в ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. В этой же статье приведен перечень видов деятельности, о начале ведения которых нужно направлять уведомление.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"9. Юридические лица, индивидуальные предприниматели в случае непредставления указанных в части 8 настоящей статьи уведомлений или представления таких уведомлений, содержащих недостоверные сведения, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации соответственно за непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности либо за представление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"9. Юридические лица, индивидуальные предприниматели в случае непредставления указанных в части 8 настоящей статьи уведомлений или представления таких уведомлений, содержащих недостоверные сведения, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации соответственно за непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности либо за представление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения.
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 8-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"9. Юридические лица, индивидуальные предприниматели в случае непредставления указанных в части 8 настоящей статьи уведомлений или представления таких уведомлений, содержащих недостоверные сведения, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации соответственно за непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности либо за представление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"9. Юридические лица, индивидуальные предприниматели в случае непредставления указанных в части 8 настоящей статьи уведомлений или представления таких уведомлений, содержащих недостоверные сведения, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации соответственно за непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности либо за представление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения.
Статья: Выявление и пресечение нелегальной деятельности на финансовом рынке, в том числе финансовых пирамид, средствами прокурорского надзора
(Хусяйнова С.Г., Воронцов А.А.)
("Законность", 2025, N 6)Следует отметить, что ограничение доступа к таким информационным ресурсам в сети Интернет осуществляется вне судебного порядка, что обеспечивает оперативность в прекращении распространения не соответствующей закону информации, а для самих организаторов распространения информации в сети Интернет, в том числе в почтовых сервисах или социальных сетях (например, в мессенджере Telegram), ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрены определенные обязанности. В частности, такие лица обязаны в порядке, установленном Правительством РФ <7>, уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления соответствующей деятельности. Неисполнение этой обязанности влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 и 2 ст. 13.31 КоАП РФ.
(Хусяйнова С.Г., Воронцов А.А.)
("Законность", 2025, N 6)Следует отметить, что ограничение доступа к таким информационным ресурсам в сети Интернет осуществляется вне судебного порядка, что обеспечивает оперативность в прекращении распространения не соответствующей закону информации, а для самих организаторов распространения информации в сети Интернет, в том числе в почтовых сервисах или социальных сетях (например, в мессенджере Telegram), ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрены определенные обязанности. В частности, такие лица обязаны в порядке, установленном Правительством РФ <7>, уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления соответствующей деятельности. Неисполнение этой обязанности влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 и 2 ст. 13.31 КоАП РФ.
"Правовая адгезия, или Реабилитация по-французски: о значимости компромисса в урегулировании несостоятельности"
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)Информационная превенция может осуществляться также ключевыми представителями и сотрудниками лица (prevantion par les procedures d'alerte). Она может быть инициирована большим кругом субъектов: главным бухгалтером или финансовым директором, советом директоров, учредителями или акционерами и председателем суда. Согласно ст. L. 611-2 и L. 234-1 ТК Франции главный бухгалтер может начать процедуру, основываясь на данных отчетности (включающей такие показатели, как наличие корпоративных конфликтов или высокая их вероятность возникновения, состояние экономического климата в отрасли, состояние и пропорции основного и оборотного капитала, невозможность удовлетворения социальных требований, иных денежных требований из трудовых договоров и т.д.), чтобы привлечь внимание акционеров, директоров материнской организации, контролирующих лиц. Начало этой процедуры может послужить основанием для возникновения ответственности директоров или повлечь их смену. Директора должны отчитаться о своей деятельности, объяснить политику и стратегию ведения бизнеса. Эта процедура необходима для того, чтобы отграничить несчастную несостоятельность от расточительной и иметь возможность в дальнейшем привлечь представителей должника к деликтной ответственности за доведение до несостоятельности. О начале процедуры инициатор уведомляет председателя трибунала <1>.
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)Информационная превенция может осуществляться также ключевыми представителями и сотрудниками лица (prevantion par les procedures d'alerte). Она может быть инициирована большим кругом субъектов: главным бухгалтером или финансовым директором, советом директоров, учредителями или акционерами и председателем суда. Согласно ст. L. 611-2 и L. 234-1 ТК Франции главный бухгалтер может начать процедуру, основываясь на данных отчетности (включающей такие показатели, как наличие корпоративных конфликтов или высокая их вероятность возникновения, состояние экономического климата в отрасли, состояние и пропорции основного и оборотного капитала, невозможность удовлетворения социальных требований, иных денежных требований из трудовых договоров и т.д.), чтобы привлечь внимание акционеров, директоров материнской организации, контролирующих лиц. Начало этой процедуры может послужить основанием для возникновения ответственности директоров или повлечь их смену. Директора должны отчитаться о своей деятельности, объяснить политику и стратегию ведения бизнеса. Эта процедура необходима для того, чтобы отграничить несчастную несостоятельность от расточительной и иметь возможность в дальнейшем привлечь представителей должника к деликтной ответственности за доведение до несостоятельности. О начале процедуры инициатор уведомляет председателя трибунала <1>.
Готовое решение: Как заполнить и представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях
(КонсультантПлюс, 2025)является контролирующим лицом иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована международная компания, и эта иностранная организация по ее личному закону признана фактически прекратившей свою деятельность (недействующим юрлицом). Для освобождения от ответственности нужно представить подтверждающие документы. Это нужно сделать в срок, установленный для представления уведомления о КИК. Освобождение применяется в отношении уведомлений, представляемых за налоговые периоды начиная с 2022 г. (п. 13 ст. 25.14 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)является контролирующим лицом иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована международная компания, и эта иностранная организация по ее личному закону признана фактически прекратившей свою деятельность (недействующим юрлицом). Для освобождения от ответственности нужно представить подтверждающие документы. Это нужно сделать в срок, установленный для представления уведомления о КИК. Освобождение применяется в отношении уведомлений, представляемых за налоговые периоды начиная с 2022 г. (п. 13 ст. 25.14 НК РФ).
Статья: Исковая давность по налогам фирм: когда время играет против
(Евтеев Д., Бибиков С., Иванова Ю.)
("Жилищное право", 2024, N 11)В случае нарушения порядка по постановке на налоговый учет срок давности для привлечения к ответственности начинает течь со дня, следующего за последним днем, когда налогоплательщик должен был произвести действия по уведомлению налогового органа о ведении предпринимательской деятельности через свои структурные подразделения.
(Евтеев Д., Бибиков С., Иванова Ю.)
("Жилищное право", 2024, N 11)В случае нарушения порядка по постановке на налоговый учет срок давности для привлечения к ответственности начинает течь со дня, следующего за последним днем, когда налогоплательщик должен был произвести действия по уведомлению налогового органа о ведении предпринимательской деятельности через свои структурные подразделения.
Статья: Незаконная предпринимательская деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует обратить внимание, что наметились и некоторые смягчения в отношении лиц, занимающихся той или иной деятельностью, оказываемой на индивидуальной основе, по найму и направленной на получение дохода, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Так, в проекте Минфина России "Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" было предложено ввести в отношении таких лиц статус самозанятых граждан. Ввести добровольное уведомление об осуществляемой ими деятельности, освободить получаемые от такой деятельности доходы от налога на доходы физических лиц и от уплаты обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, а также освободить их от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности на срок до 31.12.2018. Федеральная налоговая служба начала вести учет таких граждан, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подсобных лиц на основе подающихся ими форм уведомлений, утвержденных Приказом ФНС РФ и зарегистрированных в Минюсте РФ. Виды деятельности, не подлежащие налогообложению, указаны в п. 70 ст. 217 НК РФ. Предполагается, что причина данного смягчения лежит в политической плоскости и направлена на снижение неформальной занятости экономически активного населения в условиях жесткого правового регулирования со стороны государства (https://minfin.gov.ru/).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует обратить внимание, что наметились и некоторые смягчения в отношении лиц, занимающихся той или иной деятельностью, оказываемой на индивидуальной основе, по найму и направленной на получение дохода, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Так, в проекте Минфина России "Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" было предложено ввести в отношении таких лиц статус самозанятых граждан. Ввести добровольное уведомление об осуществляемой ими деятельности, освободить получаемые от такой деятельности доходы от налога на доходы физических лиц и от уплаты обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, а также освободить их от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности на срок до 31.12.2018. Федеральная налоговая служба начала вести учет таких граждан, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подсобных лиц на основе подающихся ими форм уведомлений, утвержденных Приказом ФНС РФ и зарегистрированных в Минюсте РФ. Виды деятельности, не подлежащие налогообложению, указаны в п. 70 ст. 217 НК РФ. Предполагается, что причина данного смягчения лежит в политической плоскости и направлена на снижение неформальной занятости экономически активного населения в условиях жесткого правового регулирования со стороны государства (https://minfin.gov.ru/).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В случае непредставления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности, когда такое представление является обязательным, либо представления таких уведомлений с содержанием в них недостоверных сведений предприниматель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В случае непредставления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности, когда такое представление является обязательным, либо представления таких уведомлений с содержанием в них недостоверных сведений предприниматель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)За неисполнение этой обязанности в настоящее время предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 13.31 КоАП РФ. Так, уже были случаи, когда организации привлекали к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту непредставления в установленный срок уведомления о начале осуществления деятельности в сети Интернет в качестве организатора распространения информации, например, посредством сайта www.startmail.com <77>.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)За неисполнение этой обязанности в настоящее время предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 13.31 КоАП РФ. Так, уже были случаи, когда организации привлекали к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту непредставления в установленный срок уведомления о начале осуществления деятельности в сети Интернет в качестве организатора распространения информации, например, посредством сайта www.startmail.com <77>.
Статья: Уведомление Роспотребнадзора о начале бизнеса поможет избежать штрафов
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 22)Надо сказать, что постановление по делу об административном правонарушении в этом случае не может быть вынесено по истечении 2 месяцев (а если дело рассматривается в суде - по истечении 3 месяцев) со дня совершения нарушения <14>. Срок давности начинает течь с момента начала ведения соответствующей деятельности <15>. Вместе с тем истечение срока давности привлечения к административной ответственности не означает, что организацию (ИП) не могут заставить представить уведомление о начале ведения деятельности <16>.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 22)Надо сказать, что постановление по делу об административном правонарушении в этом случае не может быть вынесено по истечении 2 месяцев (а если дело рассматривается в суде - по истечении 3 месяцев) со дня совершения нарушения <14>. Срок давности начинает течь с момента начала ведения соответствующей деятельности <15>. Вместе с тем истечение срока давности привлечения к административной ответственности не означает, что организацию (ИП) не могут заставить представить уведомление о начале ведения деятельности <16>.
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Представление уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельностиНарушение порядка уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности (если такое уведомление обязательно) является административным правонарушением, за которое в ст. 19.7.5-1 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа. Наказание грозит, если (ч. 1, 2 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ):
Статья: Что изменится в деятельности экспедиторов с 1 сентября и далее
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 17)Дополнительно можно указать информацию о территории оказания услуг, адрес сайта в Интернете, максимальную страховую сумму гражданской ответственности.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 17)Дополнительно можно указать информацию о территории оказания услуг, адрес сайта в Интернете, максимальную страховую сумму гражданской ответственности.