Уведомление о контролируемых сделках за 2023 год
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление о контролируемых сделках за 2023 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 311 "Основания пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" АПК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в суд с требованием о пересмотре вынесенных в отношении него решений по новым обстоятельствам, а именно в связи с принятием КС РФ Постановления от 14.07.2023 N 41-П. Предприниматель указал, что налоговый орган проверил первоначальную декларацию предпринимателя и не представил никаких возражений по итогам ее камеральной проверки. Налоговый орган просил изменить ОКВЭД в поданной декларации, действия налогового органа были направлены на искусственное создание ситуации, при которой возможно вынести решение с пропуском срока на его вынесение, что невозможно с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 14.07.2023 N 41-П. В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу об утрате права на применение нулевой ставки налога в связи с превышением предельного размера дохода, суд признал решение законным. Суд установил, что в качестве нового основания для пересмотра решения суда первой инстанции предприниматель сослался на Постановление КС РФ от 14.07.2023 N 41-П, которым абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ признан неконституционным в той мере, в какой он позволяет ФНС России назначать проверку в течение 2 лет после сдачи уточненного уведомления о контролируемой сделке. Вместе с тем оспоренное предпринимателем решение не основывалось на положениях ст. 105.17 НК РФ, а положения ст. 88 НК РФ в части проведения камеральной налоговой проверки на основании представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации не являлись предметом рассмотрения (проверки) КС РФ в Постановлении от 14.07.2023 N 41-П. Отказывая в пересмотре вынесенных судебных актов, суд указал, что условие, предусмотренное п. 3 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, не соблюдено.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в суд с требованием о пересмотре вынесенных в отношении него решений по новым обстоятельствам, а именно в связи с принятием КС РФ Постановления от 14.07.2023 N 41-П. Предприниматель указал, что налоговый орган проверил первоначальную декларацию предпринимателя и не представил никаких возражений по итогам ее камеральной проверки. Налоговый орган просил изменить ОКВЭД в поданной декларации, действия налогового органа были направлены на искусственное создание ситуации, при которой возможно вынести решение с пропуском срока на его вынесение, что невозможно с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 14.07.2023 N 41-П. В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу об утрате права на применение нулевой ставки налога в связи с превышением предельного размера дохода, суд признал решение законным. Суд установил, что в качестве нового основания для пересмотра решения суда первой инстанции предприниматель сослался на Постановление КС РФ от 14.07.2023 N 41-П, которым абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ признан неконституционным в той мере, в какой он позволяет ФНС России назначать проверку в течение 2 лет после сдачи уточненного уведомления о контролируемой сделке. Вместе с тем оспоренное предпринимателем решение не основывалось на положениях ст. 105.17 НК РФ, а положения ст. 88 НК РФ в части проведения камеральной налоговой проверки на основании представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации не являлись предметом рассмотрения (проверки) КС РФ в Постановлении от 14.07.2023 N 41-П. Отказывая в пересмотре вынесенных судебных актов, суд указал, что условие, предусмотренное п. 3 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, не соблюдено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация представила в 2023 г. уведомление о контролируемых сделках за 2022 г. Часть сделок по техническим причинам не попала в отчет. Правомерно ли в 2024 г. ИФНС России требует представления уточненного уведомления о контролируемых сделках за 2022 г.? Какова ответственность при неподаче уточненного уведомления?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация 16.05.2023 представила в ИФНС России уведомление о контролируемых сделках за 2022 г. Часть сделок по техническим причинам не попала в отчет. Правомерно ли спустя год ИФНС России требует представления уточненного уведомления о контролируемых сделках за 2022 г.? Какова ответственность в случае неподачи уточненного уведомления о контролируемых сделках за 2022 г. в 2024 г.?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация 16.05.2023 представила в ИФНС России уведомление о контролируемых сделках за 2022 г. Часть сделок по техническим причинам не попала в отчет. Правомерно ли спустя год ИФНС России требует представления уточненного уведомления о контролируемых сделках за 2022 г.? Какова ответственность в случае неподачи уточненного уведомления о контролируемых сделках за 2022 г. в 2024 г.?
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2023 года"Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений исчисление срока для назначения вышеуказанной проверки осуществляется в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, в частности в случае получения уточненного уведомления, в котором содержится уточнение сведений об указанной в первоначальном уведомлении сделке, не являющееся значимым для целей принятия ФНС России решения о ее проверке или о проверке иной связанной с нею контролируемой сделки (устранение технических ошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации контролируемых сделок), двухлетний срок на принятие соответствующего решения исчисляется со дня получения налоговым органом первоначального уведомления. При включении же в уточненное уведомление сведений о сделке, не указанной в первоначальном уведомлении, срок для назначения ФНС России ее проверки во всяком случае исчисляется со дня получения уточненного уведомления.
Вопрос: Как контролируются и какие существуют ограничения деятельности офшорных компаний в РФ?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)При этом нормами НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять (в электронной форме; на бумажном носителе уведомление вправе представлять только физические лица) не позднее 20 мая следующего года налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, а также представлять во исполнение требования налоговиков документы (Рекомендуемый формат утвержден ФНС России) относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанные в требовании. В отношении контролируемых сделок, в частности с офшорными компаниями, предметом которых являются товары, входящие в состав одной или нескольких товарных групп, указанных в п. 5 ст. 105.14 НК РФ (за исключением сделок между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация), налогоплательщики представляют предусмотренные документы вместе с уведомлением о контролируемых сделках (в отношении контролируемых сделок, совершенных в 2024 г., - в срок не позднее 01.12.2025) (п. п. 1 - 3, 8 ст. 105.15, п. п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ, п. 10 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2023 N 539-ФЗ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)При этом нормами НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять (в электронной форме; на бумажном носителе уведомление вправе представлять только физические лица) не позднее 20 мая следующего года налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, а также представлять во исполнение требования налоговиков документы (Рекомендуемый формат утвержден ФНС России) относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанные в требовании. В отношении контролируемых сделок, в частности с офшорными компаниями, предметом которых являются товары, входящие в состав одной или нескольких товарных групп, указанных в п. 5 ст. 105.14 НК РФ (за исключением сделок между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация), налогоплательщики представляют предусмотренные документы вместе с уведомлением о контролируемых сделках (в отношении контролируемых сделок, совершенных в 2024 г., - в срок не позднее 01.12.2025) (п. п. 1 - 3, 8 ст. 105.15, п. п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ, п. 10 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2023 N 539-ФЗ).
Интервью: Деятельность в ОАЭ, Гонконге, Сингапуре: особенности налоговых систем и смежных корпоративных рисков
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 1)- В.Д.: Среди основных рисков можно выделить следующие. Прежде всего это риски, связанные с законодательством о трансфертном ценообразовании (ТЦО) и контролируемостью сделок между иностранной и российской компаниями (которая возникает при взаимозависимости и превышении суммы доходов по сделкам с взаимозависимым лицом порога в 120 млн). В этой связи для целей соответствия требованиям законодательства о ТЦО по общему правилу российские компании будут обязаны ежегодно не позднее 20 мая подавать уведомление о контролируемых сделках и готовить отчет, обосновывающий рыночный уровень цен. Несоблюдение правил ТЦО влечет штрафы и доначисление НДС и налога на прибыль в соответствии с рыночным уровнем цен. Но следует заметить, что в рамках контрсанкционного изменения законодательства положения по части штрафа в размере 40% не применяются в отношении сделок, доходы и расходы по которым признаются с 01.01.2022 по 31.12.2023. Контроль соблюдения цен в части реализации товара в большинстве случаев производится ФНС на основе метода сопоставимых рыночных цен, поэтому рекомендуется не допускать отклонение цены более чем на 20% от рыночной.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 1)- В.Д.: Среди основных рисков можно выделить следующие. Прежде всего это риски, связанные с законодательством о трансфертном ценообразовании (ТЦО) и контролируемостью сделок между иностранной и российской компаниями (которая возникает при взаимозависимости и превышении суммы доходов по сделкам с взаимозависимым лицом порога в 120 млн). В этой связи для целей соответствия требованиям законодательства о ТЦО по общему правилу российские компании будут обязаны ежегодно не позднее 20 мая подавать уведомление о контролируемых сделках и готовить отчет, обосновывающий рыночный уровень цен. Несоблюдение правил ТЦО влечет штрафы и доначисление НДС и налога на прибыль в соответствии с рыночным уровнем цен. Но следует заметить, что в рамках контрсанкционного изменения законодательства положения по части штрафа в размере 40% не применяются в отношении сделок, доходы и расходы по которым признаются с 01.01.2022 по 31.12.2023. Контроль соблюдения цен в части реализации товара в большинстве случаев производится ФНС на основе метода сопоставимых рыночных цен, поэтому рекомендуется не допускать отклонение цены более чем на 20% от рыночной.
Статья: О новейших изменениях по вопросам трансфертного ценообразования
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2023, N 12)Помимо принятого закона, который стал предметом внимания специалистов еще осенью на стадии обсуждения законопроекта, необходимо отметить еще один законопроект по ТЦО <7>. Он был внесен Правительством в Госдуму 16 ноября 2023 года и предлагает изменить порядок назначения проверок по трансфертному ценообразованию в отношении сделок между взаимозависимыми лицами. Его разработка обусловлена тем, что Конституционный Суд РФ предписал уточнить порядок исчисления срока для назначения проверки в отношении конкретной контролируемой сделки при получении уточненного уведомления от налогоплательщика <8>. Как указано в пояснительной записке к проекту, он ориентирован на устранение правовой неопределенности при применении абз. 1 п. 2 ст. 105.17 части первой НК РФ при исчислении срока принятия налоговым органом решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2023, N 12)Помимо принятого закона, который стал предметом внимания специалистов еще осенью на стадии обсуждения законопроекта, необходимо отметить еще один законопроект по ТЦО <7>. Он был внесен Правительством в Госдуму 16 ноября 2023 года и предлагает изменить порядок назначения проверок по трансфертному ценообразованию в отношении сделок между взаимозависимыми лицами. Его разработка обусловлена тем, что Конституционный Суд РФ предписал уточнить порядок исчисления срока для назначения проверки в отношении конкретной контролируемой сделки при получении уточненного уведомления от налогоплательщика <8>. Как указано в пояснительной записке к проекту, он ориентирован на устранение правовой неопределенности при применении абз. 1 п. 2 ст. 105.17 части первой НК РФ при исчислении срока принятия налоговым органом решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Вопрос: Организация планирует арендовать судно на Кипре для использования в РФ. Какие налоговые последствия возникают, учитывая, что Кипр относится к недружественным государствам, включен в Перечень офшорных зон, а также приостановлен ряд положений Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром?
(Консультация эксперта, 2023)На налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять не позднее 20 мая следующего года налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, а также представлять во исполнение требования налоговых органов документы относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанные в требовании (ст. ст. 105.15, 105.16 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2023)На налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять не позднее 20 мая следующего года налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, а также представлять во исполнение требования налоговых органов документы относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанные в требовании (ст. ст. 105.15, 105.16 НК РФ).
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)Описание ситуации: Федеральным законом от 27.11.2023 N 539-ФЗ статья 105.15 НК РФ дополнена пунктом 8, предусматривающим представление в налоговый орган документации в отношении контролируемых сделок в области товаров внешней торговли, черных и цветных металлов, минеральных удобрений, драгоценных металлов и камней вместе с уведомлением о контролируемых сделках.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)Описание ситуации: Федеральным законом от 27.11.2023 N 539-ФЗ статья 105.15 НК РФ дополнена пунктом 8, предусматривающим представление в налоговый орган документации в отношении контролируемых сделок в области товаров внешней торговли, черных и цветных металлов, минеральных удобрений, драгоценных металлов и камней вместе с уведомлением о контролируемых сделках.
Вопрос: Иностранное лицо, зарегистрированное на территории РФ, находится во взаимозависимости с организацией. При этом на основании пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ сделка не подпадает под контролируемые. Не препятствует ли применению указанной нормы тот факт, что иностранная организация зарегистрирована в офшоре?
(Консультация эксперта, 2023)При этом нормы п. 4 ст. 105.14 НК РФ распространяются на все предыдущие пункты статьи без исключения, что позволяет говорить о том, что даже если сделка признается контролируемой, в том числе и на основании нахождения организации в офшорной зоне, сделка не будет в итоге признаваться таковой и требуется представление уведомления.
(Консультация эксперта, 2023)При этом нормы п. 4 ст. 105.14 НК РФ распространяются на все предыдущие пункты статьи без исключения, что позволяет говорить о том, что даже если сделка признается контролируемой, в том числе и на основании нахождения организации в офшорной зоне, сделка не будет в итоге признаваться таковой и требуется представление уведомления.
Готовое решение: Трансфертное ценообразование и контролируемые сделки, доходы (расходы) по которым признаны до 31 декабря 2023 г. включительно
(КонсультантПлюс, 2023)недостоверного заполнения отдельных реквизитов уведомления - 5 000 руб.;
(КонсультантПлюс, 2023)недостоверного заполнения отдельных реквизитов уведомления - 5 000 руб.;
Статья: Контролируемые сделки и взаимозависимые лица: вопросы правоприменительной практики
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Нормативное правовое регулирование имеет существенное значение при рассмотрении контролируемых сделок и взаимозависимых лиц, однако правоприменительная практика позволяет устранить неоднозначные толкования положений норм налогового законодательства, а также выявить неоднозначные трактовки статей, которые необходимо совершенствовать.
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Нормативное правовое регулирование имеет существенное значение при рассмотрении контролируемых сделок и взаимозависимых лиц, однако правоприменительная практика позволяет устранить неоднозначные толкования положений норм налогового законодательства, а также выявить неоднозначные трактовки статей, которые необходимо совершенствовать.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)В рамках антикризисных мер действие данной нормы приостановлено для сделок, доходы и расходы по которым признаны с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2023 г. вне зависимости от даты заключения договора (п. 1.1 ст. 129.3 НК РФ). Штраф по таким сделкам составит 20%.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)В рамках антикризисных мер действие данной нормы приостановлено для сделок, доходы и расходы по которым признаны с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2023 г. вне зависимости от даты заключения договора (п. 1.1 ст. 129.3 НК РФ). Штраф по таким сделкам составит 20%.