Утрата статуса особо охраняемой природной территории

Подборка наиболее важных документов по запросу Утрата статуса особо охраняемой природной территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 11 "Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня" Федерального закона "Об экологической экспертизе""Таким образом, утверждение общества об отсутствии необходимости проведения государственной экологической экспертизы проектной документации спорного объекта в связи с утратой курортом Сочи статуса особо охраняемых природных территорий не основано на нормах действующего законодательства, и в том числе, противоречит части 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", которой к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесена проектная документация объектов капитального строительства, строительство которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения."
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10.10.2023 N 66а-2786/2023
Об оставлении без изменения решения Ярославского областного суда от 06.07.2023, которым признано недействующим постановление правительства Ярославской области от 04.07.2019 N 488-п "Об упразднении памятника природы и о внесении изменений в постановления правительства области от 01.07.2010 N 460-п, от 02.11.2017 N 823-п".
Судом верно отмечено, что отсутствие в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" положений о необходимости согласования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды проекта решения об упразднении особо охраняемых природных территорий регионального значения не свидетельствует о возможности упразднения такового в упрощенном порядке, нежели чем в порядке его создания. Решать вопрос об утрате такого статуса без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды недопустимо. Обратное, влечет исключение спорных правоотношений из предмета совместного ведения субъекта Российской Федерации и Российской Федерации.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)
Не менее негативно сказывается правовое регулирование, необоснованно упрощающее принятие таких решений. В правоприменительной практике нередки случаи уменьшения площади, ликвидации ООПТ на основании решения, принятого без проведения экологического обследования ООПТ, государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ, площади или упразднение ООПТ, утрату ООПТ их особого природоохранного значения (статуса), без общественных обсуждений с населением, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в области охраны окружающей среды.
Статья: Проблемы совершенствования понятийного аппарата в сфере охраны и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2019, N 4)
Это объективные сложности нормотворчества отягощены стремительными изменениями, происходящими в технологиях здравоохранения, оздоровления, социального, пространственного развития, глобализации экономики. А изменения законодательства не способствуют решению теоретических споров и практических проблем. Так, санаторно-курортное лечение, сформированное еще в советские времена в рамках системы здравоохранения, и в современный период продолжает регулироваться законодательством об охране здоровья граждан как медицинская помощь, осуществляемая медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. При этом лечебно-оздоровительные местности и курорты, традиционно относившиеся к самостоятельному виду особо охраняемых природных объектов и территорий с установлением особого правового режима их использования и охраны в первоначальной редакции Закона "О природных лечебных ресурсах...", такой статус утратили в конце 2013 г. в результате исключения из Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <3> разд. VIII "Лечебно-оздоровительные местности и курорты". Хотя, как справедливо отмечается в научной литературе, наличие природных лечебных ресурсов является одним из главных признаков и условий организации и функционирования курорта как особо охраняемой природной территории <4>.

Нормативные акты

<Письмо> Росреестра от 08.12.2022 N 14-10839-ТГ/22
<О направлении информации>
(вместе с <Письмом> Росреестра от 05.10.2022 N 14-8668-ТГ/22, <Письмом> Генпрокуратуры России от 25.11.2022 N 73/1-1861-2022)
Согласно кассационному определению Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2019 г. N 44-КГ18-28 положения части 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ не определяют статус ранее созданных особо охраняемых природных территорий, а констатируют сохранение границ, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ, в отношении особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, созданных до 30 декабря 2013 г. и продолжающих быть таковыми после этой даты. После вступления в силу Закона N 406-ФЗ курорты утратили статус особо охраняемых природных территорий, земли которых ограничены в обороте.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.