Установление личности лица привлекаемого к административной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление личности лица привлекаемого к административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 51 Конституции РФДовод жалобы о том, что инспектором ДПС ГИБДД в протоколе об административном правонарушении, протоколе об отстранении от управления транспортным средством место рождения ФИО1 указано не полно, не свидетельствует о существенных недостатках, не является основанием для отмены судебных актов и освобождения Б. от административной ответственности. Оснований сомневаться в том, что административное правонарушение совершено Б. и с его участием осуществлены процессуальные действия, не имеется. В ходе рассмотрения дела мировым судьей личность лица, привлекаемого к административной ответственности, установлена."
Решение Московского городского суда от 06.03.2025 по делу N 7-2457/2025 (УИД 77RS0009-02-2024-012885-54)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Указание в протоколе об административном правонарушении отчества фио - "Сонункулович", не свидетельствует о нарушении требований КоАП об установлении личности, поскольку личность привлекаемого к административной ответственности лица фио О. установлена судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Указание в протоколе об административном правонарушении отчества фио - "Сонункулович", не свидетельствует о нарушении требований КоАП об установлении личности, поскольку личность привлекаемого к административной ответственности лица фио О. установлена судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности личности участника досудебного соглашения о сотрудничестве по делам о незаконном обороте наркотических средств
(Арасланова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Для оживления "сухого", усредненного портрета наркопреступника приведем результаты исследований ученых. Согласимся с ними в том, что структура должна включать сведения о привлечении лица к уголовной и административной ответственности (степень криминализации личности, наличие антиобщественных установок и т.д.) <17>, а также уголовно-правовые характеристики: роль участника организованной преступной группы (организатор, руководитель, исполнители наркобизнеса (сбытчики, изготовители, перевозчики), подстрекатели наркобизнеса, пособники наркобизнеса), наличие рецидива преступления <18>.
(Арасланова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Для оживления "сухого", усредненного портрета наркопреступника приведем результаты исследований ученых. Согласимся с ними в том, что структура должна включать сведения о привлечении лица к уголовной и административной ответственности (степень криминализации личности, наличие антиобщественных установок и т.д.) <17>, а также уголовно-правовые характеристики: роль участника организованной преступной группы (организатор, руководитель, исполнители наркобизнеса (сбытчики, изготовители, перевозчики), подстрекатели наркобизнеса, пособники наркобизнеса), наличие рецидива преступления <18>.
Статья: Реабилитация в административно-деликтном процессе
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Исходя из конструкции гражданско-правового деликта, закрепленного в ст. 1069 ГК РФ обязательными условиями для возмещения вреда, в связи с незаконным привлечением к административной ответственности, являются не только установление незаконности процессуального решения о привлечении к административной ответственности и факта наличия вреда личности или имуществу такого лица, но и вины должностных лиц (государственных органов), принявших незаконный акт, а также наличия причинно-следственной связи между нарушением прав лица, в отношении которого дело было прекращено, и причиненным ему вредом.
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Исходя из конструкции гражданско-правового деликта, закрепленного в ст. 1069 ГК РФ обязательными условиями для возмещения вреда, в связи с незаконным привлечением к административной ответственности, являются не только установление незаконности процессуального решения о привлечении к административной ответственности и факта наличия вреда личности или имуществу такого лица, но и вины должностных лиц (государственных органов), принявших незаконный акт, а также наличия причинно-следственной связи между нарушением прав лица, в отношении которого дело было прекращено, и причиненным ему вредом.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1.2. Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, в случае использования систем видео-конференц-связи при его составлении устанавливает связь со структурным подразделением органа, территориальным органом, структурным подразделением территориального органа, в которых используются системы видео-конференц-связи, для обеспечения присутствия при составлении протокола лиц, указанных в абзаце первом части 1.1 настоящей статьи. Лицо, осуществляющее организацию видео-конференц-связи, содействует должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, в проверке явки и установлении личности явившихся лиц.
(ред. от 04.11.2025)1.2. Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, в случае использования систем видео-конференц-связи при его составлении устанавливает связь со структурным подразделением органа, территориальным органом, структурным подразделением территориального органа, в которых используются системы видео-конференц-связи, для обеспечения присутствия при составлении протокола лиц, указанных в абзаце первом части 1.1 настоящей статьи. Лицо, осуществляющее организацию видео-конференц-связи, содействует должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, в проверке явки и установлении личности явившихся лиц.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)60. Вопрос об установлении личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)60. Вопрос об установлении личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Статья: К вопросу о возмещении вреда, причиненного ошибочным административным принуждением. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18.05.2018 N 305-ЭС17-21628 в контексте Постановления КС РФ от 15.07.2020 N 36-П
(Маркелова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)Именно эта идея пронизывает и комментируемое дело, и Постановление N 36-П. Верховный Суд не опровергает доводы нижестоящих судов о том, что само по себе прекращение дела в связи с отсутствием состава правонарушения не свидетельствует о незаконности, а указывает, что незаконность проявлялась не в ошибочном возбуждении дела, а в иных нарушениях должностных лиц, в частности в длительном непроведении контрольного взвешивания. Конституционный Суд также прямо признает, что в судебной практике преобладает подход, согласно которому для разрешения требований лица о возмещении вреда, причиненного ему незаконным привлечением к административной ответственности, необходимо установить не только саму незаконность акта о привлечении к административной ответственности и факт наличия вреда личности или имуществу такого лица, но и вину должностных лиц (государственных органов), принявших незаконный акт, а также наличие причинной связи между нарушением прав лица, в отношении которого дело было прекращено, и причиненным ему вредом. И Конституционный Суд не оспаривает эту логику, а только делает из нее исключение для взыскания судебных расходов, о чем будет подробнее сказано далее.
(Маркелова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)Именно эта идея пронизывает и комментируемое дело, и Постановление N 36-П. Верховный Суд не опровергает доводы нижестоящих судов о том, что само по себе прекращение дела в связи с отсутствием состава правонарушения не свидетельствует о незаконности, а указывает, что незаконность проявлялась не в ошибочном возбуждении дела, а в иных нарушениях должностных лиц, в частности в длительном непроведении контрольного взвешивания. Конституционный Суд также прямо признает, что в судебной практике преобладает подход, согласно которому для разрешения требований лица о возмещении вреда, причиненного ему незаконным привлечением к административной ответственности, необходимо установить не только саму незаконность акта о привлечении к административной ответственности и факт наличия вреда личности или имуществу такого лица, но и вину должностных лиц (государственных органов), принявших незаконный акт, а также наличие причинной связи между нарушением прав лица, в отношении которого дело было прекращено, и причиненным ему вредом. И Конституционный Суд не оспаривает эту логику, а только делает из нее исключение для взыскания судебных расходов, о чем будет подробнее сказано далее.
Статья: Актуальные вопросы привлечения к административной ответственности за нарушения требований в области транспортной безопасности
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)К основным нарушениям, административная ответственность за которые установлена в ст. 11.15.2 КоАП РФ, можно отнести несоблюдение правил проведения досмотров. Имеют место случаи, когда на контрольных пунктах пропуска морского порта, судоходных шлюзов досмотр вообще не осуществляется либо проводится неаттестованными сотрудниками. Зафиксированы факты допуска в зону транспортной безопасности лиц без установления личности <15>.
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)К основным нарушениям, административная ответственность за которые установлена в ст. 11.15.2 КоАП РФ, можно отнести несоблюдение правил проведения досмотров. Имеют место случаи, когда на контрольных пунктах пропуска морского порта, судоходных шлюзов досмотр вообще не осуществляется либо проводится неаттестованными сотрудниками. Зафиксированы факты допуска в зону транспортной безопасности лиц без установления личности <15>.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)административное охранительное право, в состав которого включаются нормы, определяющие общие правовые основы и правила обеспечения административно-публичными субъектами, а также в некоторых случаях судами (судьями) безопасности государства, общества и личности, охраны и защиты правопорядка, нарушенных прав физических лиц и организаций, применения мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности за совершение административных правонарушений, и соответствующего административно-публичного взаимодействия (установленные базовыми федеральными законами общие правила обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны общественного порядка, административной защиты прав граждан и организаций, правила применения мер административной ответственности).
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)административное охранительное право, в состав которого включаются нормы, определяющие общие правовые основы и правила обеспечения административно-публичными субъектами, а также в некоторых случаях судами (судьями) безопасности государства, общества и личности, охраны и защиты правопорядка, нарушенных прав физических лиц и организаций, применения мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности за совершение административных правонарушений, и соответствующего административно-публичного взаимодействия (установленные базовыми федеральными законами общие правила обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны общественного порядка, административной защиты прав граждан и организаций, правила применения мер административной ответственности).
Статья: Проблемные вопросы привлечения военнослужащих к административной ответственности за деяния, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами
(Куцкель М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Административная ответственность за незаконный оборот наркотиков является действенным механизмом реализации функции общей и специальной превенции. Квалифицированные действия сотрудников полиции при сборе доказательственного материала, установление сведений о личности лица, совершившего противоправное деяние, способны обеспечить принятие судом справедливого решения по делу об административном правонарушении. Однако зачастую возникают проблемные правоприменительные ситуации, при которых осложняется процесс привлечения лиц к установленной законом ответственности даже при качественном выполнении всего комплекса полицейских и судебных действий.
(Куцкель М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Административная ответственность за незаконный оборот наркотиков является действенным механизмом реализации функции общей и специальной превенции. Квалифицированные действия сотрудников полиции при сборе доказательственного материала, установление сведений о личности лица, совершившего противоправное деяние, способны обеспечить принятие судом справедливого решения по делу об административном правонарушении. Однако зачастую возникают проблемные правоприменительные ситуации, при которых осложняется процесс привлечения лиц к установленной законом ответственности даже при качественном выполнении всего комплекса полицейских и судебных действий.
Вопрос: Какова ответственность за видеонаблюдение в кабинетах офиса без согласия работников?
(Консультация эксперта, 2025)За видеонаблюдение за работниками в кабинетах офиса без их согласия виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности.
(Консультация эксперта, 2025)За видеонаблюдение за работниками в кабинетах офиса без их согласия виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности.
Статья: Правовое регулирование использования биометрических технологий органами государственной власти
(Челышева Н.Ю.)
("Администратор суда", 2024, N 4)Напротив, суд установил неправомерность использования соответствующих технологий, когда цель использования заключалась именно в установлении личности конкретных граждан. Так, в пермской школе администрация использовала биометрическую систему распознавания лиц для организации пропускного режима <9>. В связи с жалобами родителей школьников суд признал соответствующие действия нарушающими законодательство в области персональных данных и привлек к административной ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 25 000 руб.
(Челышева Н.Ю.)
("Администратор суда", 2024, N 4)Напротив, суд установил неправомерность использования соответствующих технологий, когда цель использования заключалась именно в установлении личности конкретных граждан. Так, в пермской школе администрация использовала биометрическую систему распознавания лиц для организации пропускного режима <9>. В связи с жалобами родителей школьников суд признал соответствующие действия нарушающими законодательство в области персональных данных и привлек к административной ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 25 000 руб.
Статья: Проблемы защиты прав граждан при использовании технологий распознавания лиц органами государственной власти
(Челышева Н.Ю.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 4)Так, в пермской школе администрация использовала биометрическую систему распознавания лиц для организации пропускного режима <9>. В связи с жалобами родителей школьников суд признал соответствующие действия нарушающими законодательство в области персональных данных и привлек соответствующих лиц к административной ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 25 000 руб.
(Челышева Н.Ю.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 4)Так, в пермской школе администрация использовала биометрическую систему распознавания лиц для организации пропускного режима <9>. В связи с жалобами родителей школьников суд признал соответствующие действия нарушающими законодательство в области персональных данных и привлек соответствующих лиц к административной ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 25 000 руб.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Такое толкование презумпции невиновности совпадает с толкованием Конституционного Суда РФ: "...в силу презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП Российской Федерации) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, т.е. государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности. Продолжение публичного преследования за административное правонарушение, не имеющее существенной общественной опасности в сравнении с преступлением, по истечении установленных законом сроков давности являлось бы излишним с точки зрения задач законодательства об административных правонарушениях, не оправдывало бы усилий по установлению события и состава административного правонарушения и не способствовало бы повышению эффективности публичного преследования и профилактического значения административной ответственности. Установив временные пределы для административного преследования, государство защищает также подозревавшееся в совершении административного правонарушения лицо от не ограниченной по времени угрозы публичного преследования, не согласующейся с уважением достоинства личности и правом на личную неприкосновенность" <1>.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Такое толкование презумпции невиновности совпадает с толкованием Конституционного Суда РФ: "...в силу презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП Российской Федерации) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, т.е. государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности. Продолжение публичного преследования за административное правонарушение, не имеющее существенной общественной опасности в сравнении с преступлением, по истечении установленных законом сроков давности являлось бы излишним с точки зрения задач законодательства об административных правонарушениях, не оправдывало бы усилий по установлению события и состава административного правонарушения и не способствовало бы повышению эффективности публичного преследования и профилактического значения административной ответственности. Установив временные пределы для административного преследования, государство защищает также подозревавшееся в совершении административного правонарушения лицо от не ограниченной по времени угрозы публичного преследования, не согласующейся с уважением достоинства личности и правом на личную неприкосновенность" <1>.