Управляющая компания обязана заключить договор с ресурсоснабжающей организацией
Подборка наиболее важных документов по запросу Управляющая компания обязана заключить договор с ресурсоснабжающей организацией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Нормативы потребления тепловой энергии
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела... ООО... [ресурсоснабжающая организация, компания - ред.] и ООО... [исполнитель, управляющая организация - ред.] заключили договор ресурсоснабжения... по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась поставлять исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду (коммунальные ресурсы) для целей предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме... коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела... ООО... [ресурсоснабжающая организация, компания - ред.] и ООО... [исполнитель, управляющая организация - ред.] заключили договор ресурсоснабжения... по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась поставлять исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду (коммунальные ресурсы) для целей предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме... коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению...
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры с органами жилищного надзора: Управляющей организации предписано заключить договор с ресурсоснабжающей организацией
(КонсультантПлюс, 2025)Орган, вынесший предписание, должен доказать нарушение Управляющей организацией обязанности заключить с ресурсоснабжающей организацией (РСО) договор о приобретении коммунальных ресурсов как обстоятельство, послужившее основанием для вынесения предписания (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Орган, вынесший предписание, должен доказать нарушение Управляющей организацией обязанности заключить с ресурсоснабжающей организацией (РСО) договор о приобретении коммунальных ресурсов как обстоятельство, послужившее основанием для вынесения предписания (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разбирательство между ресурсоснабжающей и управляющей компаниями дошло до Верховного Суда
(Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Управляющая компания попыталась оспорить законность Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающей организацией и которые позволяют ей не заключать договор с Управляющей компанией в случае заключения прямых договоров. И точку в этом споре поставил Верховный Суд.
(Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Управляющая компания попыталась оспорить законность Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающей организацией и которые позволяют ей не заключать договор с Управляющей компанией в случае заключения прямых договоров. И точку в этом споре поставил Верховный Суд.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)По мнению О.Ю. Шилохвоста, конструкция такого "экономического представительства управляющей организации" не соответствовала закрепленному в законодательстве их статусу как самостоятельных сторон договора энергоснабжения. Поэтому начиная с 2009 г. в судах установилась единообразная практика, согласно которой задолженность граждан перед управляющей компанией по коммунальным платежам не признавалась основанием, освобождающим такую организацию от ответственности перед энергоснабжающими организациями за поставленные коммунальные ресурсы. Это давало последним определенные преимущества, они не были связаны необходимостью непосредственного взаимодействия с гражданами-потребителями. На практике существование управляющей компании отвечало интересам некомпетентных в вопросах энергоснабжения граждан-потребителей, взаимодействие с энергоснабжающей организацией стало прерогативой управляющих компаний. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 <1> были утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые отразили тенденцию к отказу от юридического обособления управляющей компании, от придания ей статуса самостоятельного абонента энергоснабжающей организации, которая вправе требовать от указанной организации оплату за коммунальный ресурс только в той части, в которой этот ресурс оплачен гражданами-потребителями.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)По мнению О.Ю. Шилохвоста, конструкция такого "экономического представительства управляющей организации" не соответствовала закрепленному в законодательстве их статусу как самостоятельных сторон договора энергоснабжения. Поэтому начиная с 2009 г. в судах установилась единообразная практика, согласно которой задолженность граждан перед управляющей компанией по коммунальным платежам не признавалась основанием, освобождающим такую организацию от ответственности перед энергоснабжающими организациями за поставленные коммунальные ресурсы. Это давало последним определенные преимущества, они не были связаны необходимостью непосредственного взаимодействия с гражданами-потребителями. На практике существование управляющей компании отвечало интересам некомпетентных в вопросах энергоснабжения граждан-потребителей, взаимодействие с энергоснабжающей организацией стало прерогативой управляющих компаний. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 <1> были утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые отразили тенденцию к отказу от юридического обособления управляющей компании, от придания ей статуса самостоятельного абонента энергоснабжающей организации, которая вправе требовать от указанной организации оплату за коммунальный ресурс только в той части, в которой этот ресурс оплачен гражданами-потребителями.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)10. В случае заключения договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять, в том числе с использованием системы, лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям.
(ред. от 04.11.2025)10. В случае заключения договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять, в том числе с использованием системы, лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Правила заключения договоров ресурсоснабжения - Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Правила заключения договоров ресурсоснабжения - Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с поставкой коммунальных ресурсов на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)При рассмотрении споров, связанных с расчетами за коммунальные услуги между ресурсоснабжающими и управляющими организациями, арбитражные суды руководствуются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральных законов от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также иных нормативных актов, действующих в указанной сфере, в частности Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и др.
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)При рассмотрении споров, связанных с расчетами за коммунальные услуги между ресурсоснабжающими и управляющими организациями, арбитражные суды руководствуются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральных законов от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также иных нормативных актов, действующих в указанной сфере, в частности Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и др.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)12. Частью 12 комментируемой статьи управляющим организациям, ТСЖ либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, запрещено отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Более того, в силу принятых в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124, в случае уклонения указанных организаций и лиц от заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями последние наделены правом на обращение в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора ресурсоснабжения. Так, согласно п. 11 указанных Правил в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)12. Частью 12 комментируемой статьи управляющим организациям, ТСЖ либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, запрещено отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Более того, в силу принятых в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124, в случае уклонения указанных организаций и лиц от заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями последние наделены правом на обращение в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора ресурсоснабжения. Так, согласно п. 11 указанных Правил в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)5. Коммунальные услуги (см. п. 1, абз. 9 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), п. 1, абз. 4 п. 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями)).
(КонсультантПлюс, 2025)5. Коммунальные услуги (см. п. 1, абз. 9 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), п. 1, абз. 4 п. 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями)).