Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае
Подборка наиболее важных документов по запросу Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.01.2019 N 18-КГ18-223
Требование: Об определении места жительства ребенка и порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя, взыскании алиментов.
Обстоятельства: Истица и ответчик являются родителями несовершеннолетнего ребенка, в зарегистрированном браке не состоят, при этом ответчик удерживает ребенка у себя, препятствуя истице в общении с ним.
Встречное требование: Об определении места жительства ребенка и порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя.
Решение: Дело в части определения порядка общения отца с несовершеннолетним ребенком направлено на новое рассмотрение, так как в решении суда не содержится мотивов, по которым судом отдано предпочтение предложенному отцом графику общения с ребенком.Заключением Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае от 17 октября 2017 г. не установлено исключительных обстоятельств для разлучения малолетнего ребенка с матерью (т. 2, л.д. 52).
Требование: Об определении места жительства ребенка и порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя, взыскании алиментов.
Обстоятельства: Истица и ответчик являются родителями несовершеннолетнего ребенка, в зарегистрированном браке не состоят, при этом ответчик удерживает ребенка у себя, препятствуя истице в общении с ним.
Встречное требование: Об определении места жительства ребенка и порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя.
Решение: Дело в части определения порядка общения отца с несовершеннолетним ребенком направлено на новое рассмотрение, так как в решении суда не содержится мотивов, по которым судом отдано предпочтение предложенному отцом графику общения с ребенком.Заключением Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае от 17 октября 2017 г. не установлено исключительных обстоятельств для разлучения малолетнего ребенка с матерью (т. 2, л.д. 52).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О совершенствовании координации и взаимодействия субъектов в сфере защиты прав ребенка
(Павлова Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Например, расхождение в статистических данных КДНиЗП и других ведомств лишь подтверждает это. Так, проверка Омской области выявила, что в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состояло 3 023 семьи, в КДНиЗП - 1 076 семей, а в едином банке данных - 1 527 семей. На контроле в КДНиЗП Красноармейского района Краснодарского края числится в два раза меньше несовершеннолетних, чем состоит на учете в подразделении по делам несовершеннолетних. В докладе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка отмечается, что такая картина наблюдается практически в каждом регионе <4>.
(Павлова Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Например, расхождение в статистических данных КДНиЗП и других ведомств лишь подтверждает это. Так, проверка Омской области выявила, что в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состояло 3 023 семьи, в КДНиЗП - 1 076 семей, а в едином банке данных - 1 527 семей. На контроле в КДНиЗП Красноармейского района Краснодарского края числится в два раза меньше несовершеннолетних, чем состоит на учете в подразделении по делам несовершеннолетних. В докладе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка отмечается, что такая картина наблюдается практически в каждом регионе <4>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
(постатейный)
(Грибанов Е.В., Помогалова Ю.В., Богатырева Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)- Закон Краснодарского края от 26 июня 2002 г. N 498-КЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае" и др.
(постатейный)
(Грибанов Е.В., Помогалова Ю.В., Богатырева Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)- Закон Краснодарского края от 26 июня 2002 г. N 498-КЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае" и др.
Нормативные акты
Доклад Уполномоченного по правам ребенка в МО
"О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Московской области в 2024 году"Поступило обращение Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области Ю.Н. Тарана, при рассмотрении которого было установлено, что в 2022 году исполнительное производство о взыскании алиментов с родителя на содержание ребенка из Раменского РОСП было передано в Новороссийский ГОСП, о чем взыскатель знал. Согласно банку данных исполнительных производств, расположенному на сайте ФССП России, Новороссийский ГОСП принял исполнительное производство к исполнению. Обращение было передано по территориальной подведомственности Уполномоченному по правам ребенка в Краснодарском крае Т.Ф. Ковалевой.
"О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Московской области в 2024 году"Поступило обращение Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области Ю.Н. Тарана, при рассмотрении которого было установлено, что в 2022 году исполнительное производство о взыскании алиментов с родителя на содержание ребенка из Раменского РОСП было передано в Новороссийский ГОСП, о чем взыскатель знал. Согласно банку данных исполнительных производств, расположенному на сайте ФССП России, Новороссийский ГОСП принял исполнительное производство к исполнению. Обращение было передано по территориальной подведомственности Уполномоченному по правам ребенка в Краснодарском крае Т.Ф. Ковалевой.
Распоряжение Президента РФ от 25.09.2018 N 284-рп
"О поощрении"КОВАЛЕВОЙ Татьяне Федоровне - Уполномоченному по правам ребенка в Краснодарском крае.
"О поощрении"КОВАЛЕВОЙ Татьяне Федоровне - Уполномоченному по правам ребенка в Краснодарском крае.
Статья: Институт уполномоченного по правам ребенка: опыт России и зарубежных стран
(Ржевская Л.В.)
("Юридический мир", 2010, N 8)Для отработки эффективной модели института УпПР с 1998 г. Министерство труда России совместно с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ реализует пилотный проект по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ. На первом этапе было учреждено 5 постов уполномоченных. По состоянию на 1 февраля 2003 г. было учреждено 12 постов уполномоченных на уровне субъектов РФ (Республики: Северная Осетия - Алания, Чеченская, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, города Москва и Санкт-Петербург) и 3 - на уровне муниципального образования (Арзамасский район Нижегородской области, г. Волжский Волгоградской области, г. Екатеринбург). В 5 субъектах пост уполномоченного введен на основании закона субъекта РФ (Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская, Самарская области, г. Москва). Из 15 уполномоченных трое работают на общественных началах (Ивановская и Новгородская области, г. Волжский Волгоградской области).
(Ржевская Л.В.)
("Юридический мир", 2010, N 8)Для отработки эффективной модели института УпПР с 1998 г. Министерство труда России совместно с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ реализует пилотный проект по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ. На первом этапе было учреждено 5 постов уполномоченных. По состоянию на 1 февраля 2003 г. было учреждено 12 постов уполномоченных на уровне субъектов РФ (Республики: Северная Осетия - Алания, Чеченская, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, города Москва и Санкт-Петербург) и 3 - на уровне муниципального образования (Арзамасский район Нижегородской области, г. Волжский Волгоградской области, г. Екатеринбург). В 5 субъектах пост уполномоченного введен на основании закона субъекта РФ (Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская, Самарская области, г. Москва). Из 15 уполномоченных трое работают на общественных началах (Ивановская и Новгородская области, г. Волжский Волгоградской области).
Статья: К вопросу об истории развития прав несовершеннолетних
(Казакова Л.С.)
("История государства и права", 2010, N 24)На данный момент учреждены посты уполномоченных по правам ребенка на уровне субъектов Российской Федерации (Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, г. г. Москва и Санкт-Петербург и др.) <29>. Проблемы прав несовершеннолетних находят отражение в научных публикациях <30>. Создаются и соответствующие специальности, так, в Воронежском юридическом институте МВД России готовят следователей по преступлениям несовершеннолетних <31>. Проводятся соответствующие конференции, так, в Санкт-Петербургском университете МВД России в 1999 г. состоялась конференция "Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений несовершеннолетних". В качестве положительного опыта можно привести публикацию информационно-аналитических материалов о положении детей в Санкт-Петербурге, являющихся частью Государственного доклада "О положении детей в РФ" <32>.
(Казакова Л.С.)
("История государства и права", 2010, N 24)На данный момент учреждены посты уполномоченных по правам ребенка на уровне субъектов Российской Федерации (Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, г. г. Москва и Санкт-Петербург и др.) <29>. Проблемы прав несовершеннолетних находят отражение в научных публикациях <30>. Создаются и соответствующие специальности, так, в Воронежском юридическом институте МВД России готовят следователей по преступлениям несовершеннолетних <31>. Проводятся соответствующие конференции, так, в Санкт-Петербургском университете МВД России в 1999 г. состоялась конференция "Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений несовершеннолетних". В качестве положительного опыта можно привести публикацию информационно-аналитических материалов о положении детей в Санкт-Петербурге, являющихся частью Государственного доклада "О положении детей в РФ" <32>.
Статья: Правовой конфликт в образовании: практика регулирования и альтернативные механизмы разрешения
(Кирилловых А.А.)
("Адвокат", 2012, N 10)Отметим, что практика организации работы уполномоченных по правам ребенка в региональном размере весьма различна и ориентирована на учет конкретных потребностей и значения омбудсмена в рамках конкретной территории. Так, можно обнаружить создание института уполномоченных в классическом парламентском варианте (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Кемеровская область), в рамках исполнительной ветви власти (Новгородская, Калужская, Ивановская, Самарская и Саратовская области), на уровне муниципальных образований (Екатеринбург, Арзамас), а также на общественных началах (Ивановская и Новгородская области, г. Волжский).
(Кирилловых А.А.)
("Адвокат", 2012, N 10)Отметим, что практика организации работы уполномоченных по правам ребенка в региональном размере весьма различна и ориентирована на учет конкретных потребностей и значения омбудсмена в рамках конкретной территории. Так, можно обнаружить создание института уполномоченных в классическом парламентском варианте (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Кемеровская область), в рамках исполнительной ветви власти (Новгородская, Калужская, Ивановская, Самарская и Саратовская области), на уровне муниципальных образований (Екатеринбург, Арзамас), а также на общественных началах (Ивановская и Новгородская области, г. Волжский).
Статья: Вопросы обеспечения государственной защиты прав ребенка
(Сайфутдинова Р.И.)
("Современное право", 2007, N 4)Приоритетным направлением в деятельности уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, Москве, Республике Саха (Якутия) является защита прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для его осуществления Уполномоченный в Краснодарском крае формирует соответствующий банк данных, контролирует деятельность детских специализированных учреждений.
(Сайфутдинова Р.И.)
("Современное право", 2007, N 4)Приоритетным направлением в деятельности уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, Москве, Республике Саха (Якутия) является защита прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для его осуществления Уполномоченный в Краснодарском крае формирует соответствующий банк данных, контролирует деятельность детских специализированных учреждений.
"Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник"
(под ред. Р.М. Валеева)
("Статут", 2011)В ряде субъектов специализированные уполномоченные по правам ребенка - самостоятельные и независимые должности (например, в Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае).
(под ред. Р.М. Валеева)
("Статут", 2011)В ряде субъектов специализированные уполномоченные по правам ребенка - самостоятельные и независимые должности (например, в Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае).
"Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации"
(Ильина О.Ю.)
("Городец", 2006)С 1998 г. в ряде субъектов РФ реализуется пилотный проект по введению в регионах соответствующей должности. На первом этапе было учреждено 5 постов Уполномоченных, по состоянию на 1 июня 2004 г. - 18. В 5 субъектах (Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская и Самарская области, г. Москва) пост Уполномоченного введен на основании закона субъекта РФ.
(Ильина О.Ю.)
("Городец", 2006)С 1998 г. в ряде субъектов РФ реализуется пилотный проект по введению в регионах соответствующей должности. На первом этапе было учреждено 5 постов Уполномоченных, по состоянию на 1 июня 2004 г. - 18. В 5 субъектах (Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская и Самарская области, г. Москва) пост Уполномоченного введен на основании закона субъекта РФ.
Статья: Механизм осуществления контрольной власти парламентом
(Фомичева О.А.)
("Lex russica", 2017, N 4)- осуществление взаимодействия с контрольно-счетной палатой, уполномоченным по правам человека, уполномоченным по правам ребенка, избирательной комиссией (в Волгоградской области);
(Фомичева О.А.)
("Lex russica", 2017, N 4)- осуществление взаимодействия с контрольно-счетной палатой, уполномоченным по правам человека, уполномоченным по правам ребенка, избирательной комиссией (в Волгоградской области);
"Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года"
(отв. ред. С.А. Авакьян)
("Юрист", 2012)Несмотря на проводимые мероприятия, большинство проблем в реализации прав несовершеннолетних сохраняют актуальность до настоящего времени. Анализ обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Краснодарском крае показал, что наиболее острыми продолжают оставаться вопросы реализации жилищных, имущественных прав детей, возможность получения квалифицированной юридической помощи в области защиты прав несовершеннолетних <1>.
(отв. ред. С.А. Авакьян)
("Юрист", 2012)Несмотря на проводимые мероприятия, большинство проблем в реализации прав несовершеннолетних сохраняют актуальность до настоящего времени. Анализ обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Краснодарском крае показал, что наиболее острыми продолжают оставаться вопросы реализации жилищных, имущественных прав детей, возможность получения квалифицированной юридической помощи в области защиты прав несовершеннолетних <1>.
Статья: Политико-правовые основы становления института детских омбудсменов в субъектах Российской Федерации
(Устинович Е.С., Фоломеева Н.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 10)Для отработки эффективной модели института Уполномоченного по правам ребенка с 1998 г. Минтруд России совместно с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ реализовал пилотный проект по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. На первом этапе было учреждено пять постов уполномоченных. По состоянию на 1 февраля 2003 г. учреждено уже 12 постов уполномоченных на уровне субъектов РФ (Республики Северная Осетия - Алания, Чеченская, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, города Москва и Санкт-Петербург) и три - на уровне муниципального образования (Арзамасский район Нижегородской области, г. Волжский Волгоградской области, г. Екатеринбург). В пяти субъектах пост уполномоченного введен на основании закона субъекта Российской Федерации (Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская, Самарская области, г. Москва). Из 15 уполномоченных трое работали на общественных началах (Ивановская и Новгородская области, г. Волжский Волгоградской области) <1>.
(Устинович Е.С., Фоломеева Н.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 10)Для отработки эффективной модели института Уполномоченного по правам ребенка с 1998 г. Минтруд России совместно с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ реализовал пилотный проект по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. На первом этапе было учреждено пять постов уполномоченных. По состоянию на 1 февраля 2003 г. учреждено уже 12 постов уполномоченных на уровне субъектов РФ (Республики Северная Осетия - Алания, Чеченская, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, города Москва и Санкт-Петербург) и три - на уровне муниципального образования (Арзамасский район Нижегородской области, г. Волжский Волгоградской области, г. Екатеринбург). В пяти субъектах пост уполномоченного введен на основании закона субъекта Российской Федерации (Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская, Самарская области, г. Москва). Из 15 уполномоченных трое работали на общественных началах (Ивановская и Новгородская области, г. Волжский Волгоградской области) <1>.
Статья: Об административной ответственности родителей и иных лиц за неисполнение (недобросовестное исполнение) обязанности по воспитанию детей
(Ходжакулова С.И.)
("Административное право и процесс", 2011, N 3)Рассмотрим далее, как обстоит дело с административной ответственностью родителей (или лиц, их заменяющих). Следует признать, что административная ответственность родителей и иных законных представителей несовершеннолетних за недостатки в их воспитании предусмотрена, но, на наш взгляд, она прописана достаточно абстрактно. Например, в ст. 5.35 КоАП РФ установлена административная ответственность родителей, но состав правонарушения не обладает специальными квалифицирующими признаками. Считаем, что ответственность должна быть дифференцирована по примеру норм Уголовного кодекса РФ. В частности, полагаем, что по аналогии с уголовным законодательством необходимо ввести административную ответственность за конкретное деяние - оставление родителями (иными лицами, ответственными за воспитание детей) несовершеннолетних детей в опасности, не повлекшее существенного вреда их жизни и здоровью по независящим от них обстоятельствам. Введение такого состава должно восполнить законодательный пробел в правовом регулировании ответственности родителей (иных лиц, ответственных за воспитание детей). Пока же мы имеем ситуацию, когда за заведомое оставление в опасности своих детей субъекты такого деяния несут уголовную ответственность, а во всех остальных случаях они остаются без ответственности вообще либо несут дисциплинарную ответственность (только лица, имеющие служебные обязанности по воспитанию детей, реализуемые в рамках трудовых правоотношений). Например, у всех на слуху трагический случай, произошедший в июле 2010 г. в лагере "Азов" Краснодарского края. ЧП произошло в станице Должанской Краснодарского края. МЧС в СМИ сообщило, что во время купания на Ейской косе погибли двое детей из детского лагеря "Азов", а пятеро ребят и воспитатель пропали. Позднее были найдены тела пяти пропавших детей и воспитателя. Как сообщили СМИ, никакой ответственности, кроме дисциплинарной (ее понес только директор московской школы, от которой были направлены дети на отдых), никто не понес. Хотя в своем заявлении Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов сказал, что "настаиваю на том, что ответственность за эту и похожие трагедии целиком и полностью лежит на взрослых - руководителях, воспитателях, которые не осуществили должный контроль за безопасностью детей, чиновниках, которые разрешили открытие лагеря и не требовавших соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и федеральных стандартов по обеспечению полноценного отдыха для детей, не контролирующих в последующем работу этих детских учреждений" <4>. По его мнению, виновных в гибели детей необходимо привлекать к уголовной ответственности, и с этим трудно не согласиться. Но когда речь заходит о реальной угрозе жизни и здоровью детей, но последствий удалось избежать, полагаем, что за эти деяния ответственные за воспитание несовершеннолетних субъекты должны нести юридическую ответственность, в частности административную.
(Ходжакулова С.И.)
("Административное право и процесс", 2011, N 3)Рассмотрим далее, как обстоит дело с административной ответственностью родителей (или лиц, их заменяющих). Следует признать, что административная ответственность родителей и иных законных представителей несовершеннолетних за недостатки в их воспитании предусмотрена, но, на наш взгляд, она прописана достаточно абстрактно. Например, в ст. 5.35 КоАП РФ установлена административная ответственность родителей, но состав правонарушения не обладает специальными квалифицирующими признаками. Считаем, что ответственность должна быть дифференцирована по примеру норм Уголовного кодекса РФ. В частности, полагаем, что по аналогии с уголовным законодательством необходимо ввести административную ответственность за конкретное деяние - оставление родителями (иными лицами, ответственными за воспитание детей) несовершеннолетних детей в опасности, не повлекшее существенного вреда их жизни и здоровью по независящим от них обстоятельствам. Введение такого состава должно восполнить законодательный пробел в правовом регулировании ответственности родителей (иных лиц, ответственных за воспитание детей). Пока же мы имеем ситуацию, когда за заведомое оставление в опасности своих детей субъекты такого деяния несут уголовную ответственность, а во всех остальных случаях они остаются без ответственности вообще либо несут дисциплинарную ответственность (только лица, имеющие служебные обязанности по воспитанию детей, реализуемые в рамках трудовых правоотношений). Например, у всех на слуху трагический случай, произошедший в июле 2010 г. в лагере "Азов" Краснодарского края. ЧП произошло в станице Должанской Краснодарского края. МЧС в СМИ сообщило, что во время купания на Ейской косе погибли двое детей из детского лагеря "Азов", а пятеро ребят и воспитатель пропали. Позднее были найдены тела пяти пропавших детей и воспитателя. Как сообщили СМИ, никакой ответственности, кроме дисциплинарной (ее понес только директор московской школы, от которой были направлены дети на отдых), никто не понес. Хотя в своем заявлении Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов сказал, что "настаиваю на том, что ответственность за эту и похожие трагедии целиком и полностью лежит на взрослых - руководителях, воспитателях, которые не осуществили должный контроль за безопасностью детей, чиновниках, которые разрешили открытие лагеря и не требовавших соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и федеральных стандартов по обеспечению полноценного отдыха для детей, не контролирующих в последующем работу этих детских учреждений" <4>. По его мнению, виновных в гибели детей необходимо привлекать к уголовной ответственности, и с этим трудно не согласиться. Но когда речь заходит о реальной угрозе жизни и здоровью детей, но последствий удалось избежать, полагаем, что за эти деяния ответственные за воспитание несовершеннолетних субъекты должны нести юридическую ответственность, в частности административную.