Угроза жизни и здоровью это
Подборка наиболее важных документов по запросу Угроза жизни и здоровью это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Взыскание судебных расходов с третьего лица в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, проведение экспертизы по делу было вызвано не необходимостью проверки обоснованности апелляционной жалобы третьего лица, а получением надлежащих доказательств того, что имеются реестровые ошибки, а сохранение жилого дома в реконструированном, перепланированном и переустроенном состоянии не нарушает права и охраняемые интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, проведение экспертизы по делу было вызвано не необходимостью проверки обоснованности апелляционной жалобы третьего лица, а получением надлежащих доказательств того, что имеются реестровые ошибки, а сохранение жилого дома в реконструированном, перепланированном и переустроенном состоянии не нарушает права и охраняемые интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 55.32 "Особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями" Градостроительного кодекса РФ"Снос недвижимого имущества является крайней мерой, когда устранение последствий нарушения невозможно иным способом, сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан и эти нарушения являются неустранимыми."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Работник написал заявление об отказе от работы, мотивируя тем, что ему не выданы СИЗ в полном объеме и рабочее место не соответствует СОУТ (СОУТ проведена, класс условий труда 3.1). Как доказать, что СОУТ проведена, рабочее место соответствует нормам и работа в этих условиях не угрожает его жизни и здоровью?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"23. Разъяснить, что под насилием, не опасным для жизни или здоровья, при угоне (пункт "в" части 2 статьи 166 УК РФ) следует понимать умышленное нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связыванием рук, применением наручников и т.п.). Под насилием, опасным для жизни или здоровья, либо угрозой применения такого насилия при угоне (часть 4 статьи 166 УК РФ) следует понимать умышленные действия, повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности и угрозу совершения перечисленных действий.
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"23. Разъяснить, что под насилием, не опасным для жизни или здоровья, при угоне (пункт "в" части 2 статьи 166 УК РФ) следует понимать умышленное нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связыванием рук, применением наручников и т.п.). Под насилием, опасным для жизни или здоровья, либо угрозой применения такого насилия при угоне (часть 4 статьи 166 УК РФ) следует понимать умышленные действия, повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности и угрозу совершения перечисленных действий.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Судебная практика по делам об обязательном страховании жизни и здоровья отдельных категорий медицинских работников. Такие меры могут носить страховой характер, как это было предусмотрено ранее действовавшим законодательством об оказании медицинской помощи лицам, страдающим отдельными видами заболеваний - психическими расстройствами, ВИЧ-инфекцией и туберкулезом. Действовавшие до вступления в силу Закона 323-ФЗ Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 в ст. 64 устанавливали обязательное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью. Перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2006 N 191. Однако несмотря на то что специальные законы прямо предусматривали обязательное страхование на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении своих обязанностей <1>, фактически такое страхование могло не осуществляться, если соответствующий договор со страховой компанией не был заключен.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Судебная практика по делам об обязательном страховании жизни и здоровья отдельных категорий медицинских работников. Такие меры могут носить страховой характер, как это было предусмотрено ранее действовавшим законодательством об оказании медицинской помощи лицам, страдающим отдельными видами заболеваний - психическими расстройствами, ВИЧ-инфекцией и туберкулезом. Действовавшие до вступления в силу Закона 323-ФЗ Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 в ст. 64 устанавливали обязательное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью. Перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2006 N 191. Однако несмотря на то что специальные законы прямо предусматривали обязательное страхование на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении своих обязанностей <1>, фактически такое страхование могло не осуществляться, если соответствующий договор со страховой компанией не был заключен.
Статья: Влияние авторитета сотрудников МЧС России на защиту их от насилия
(Винокуров В.А., Митричев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)В то же время стоит отметить, что для повышения воспитательной функции уголовного закона следует добиться того, чтобы в случаях применения физического насилия в отношении сотрудников федеральных органов исполнительной власти или же в случае угрозы жизни и здоровью этих лиц судьями применялись более суровые наказания, а также, возможно, присуждение выплат сотрудникам определенных сумм за моральный вред. Нелишним будет и широкое информирование населения о привлеченных к ответственности лицах, позволивших себе проявить неуважение к представителю власти, выполняющему свою работу. Кроме ужесточения наказаний самим федеральным органам исполнительной власти следует совершенствовать направления своей деятельности, связанные с правовым воспитанием населения, пропагандой правового мировоззрения и осведомленности о своих правах, их законной защите и обязанностях, что и будет, по своей сути, политико-нравственной составляющей правового государства, позволяющей обеспечивать формирование авторитета органов власти и их сотрудников и поддерживать его на высоком уровне.
(Винокуров В.А., Митричев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)В то же время стоит отметить, что для повышения воспитательной функции уголовного закона следует добиться того, чтобы в случаях применения физического насилия в отношении сотрудников федеральных органов исполнительной власти или же в случае угрозы жизни и здоровью этих лиц судьями применялись более суровые наказания, а также, возможно, присуждение выплат сотрудникам определенных сумм за моральный вред. Нелишним будет и широкое информирование населения о привлеченных к ответственности лицах, позволивших себе проявить неуважение к представителю власти, выполняющему свою работу. Кроме ужесточения наказаний самим федеральным органам исполнительной власти следует совершенствовать направления своей деятельности, связанные с правовым воспитанием населения, пропагандой правового мировоззрения и осведомленности о своих правах, их законной защите и обязанностях, что и будет, по своей сути, политико-нравственной составляющей правового государства, позволяющей обеспечивать формирование авторитета органов власти и их сотрудников и поддерживать его на высоком уровне.
Готовое решение: Обязанности работника и работодателя при несчастном случае на производстве
(КонсультантПлюс, 2025)до начала расследования несчастного случая сохранить обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или иным чрезвычайным обстоятельствам. Если ее невозможно сохранить, вы обязаны ее зафиксировать (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку и т.д.);
(КонсультантПлюс, 2025)до начала расследования несчастного случая сохранить обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или иным чрезвычайным обстоятельствам. Если ее невозможно сохранить, вы обязаны ее зафиксировать (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку и т.д.);
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Тем не менее это не исключает снос и приведение в соответствие этих объектов в ином порядке, например в случае, когда они создают угрозу жизни и здоровью граждан. В этом случае должны применяться правила о крайней необходимости (ст. 1067 ГК), а не правила об СП.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Тем не менее это не исключает снос и приведение в соответствие этих объектов в ином порядке, например в случае, когда они создают угрозу жизни и здоровью граждан. В этом случае должны применяться правила о крайней необходимости (ст. 1067 ГК), а не правила об СП.
Ситуация: В каких случаях и в каком порядке граждане признаются утратившими право пользования жилым помещением?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)3. Самовольное переустройство и (или) самовольная перепланировка жилого помещения и отказ собственника привести жилое помещение в прежнее состояние в предусмотренный срок, если такая перепланировка или такое переустройство жилого помещения нарушает права и законные интересы граждан либо создает угрозу их жизни или здоровью. В этом случае суд вправе по иску органа, осуществляющего согласование перепланировки и переустройства, в случае, если самовольные переустройство и (или) перепланировка будут доказаны, вынести решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения. Собственнику выплачиваются вырученные от продажи средства за вычетом расходов на исполнение судебного решения. На нового собственника жилого помещения возлагается обязанность привести его в прежнее состояние. Исключение составляют помещения, расположенные в аварийном и подлежащем сносу или реконструкции многоквартирном доме (ст. 29 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)3. Самовольное переустройство и (или) самовольная перепланировка жилого помещения и отказ собственника привести жилое помещение в прежнее состояние в предусмотренный срок, если такая перепланировка или такое переустройство жилого помещения нарушает права и законные интересы граждан либо создает угрозу их жизни или здоровью. В этом случае суд вправе по иску органа, осуществляющего согласование перепланировки и переустройства, в случае, если самовольные переустройство и (или) перепланировка будут доказаны, вынести решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения. Собственнику выплачиваются вырученные от продажи средства за вычетом расходов на исполнение судебного решения. На нового собственника жилого помещения возлагается обязанность привести его в прежнее состояние. Исключение составляют помещения, расположенные в аварийном и подлежащем сносу или реконструкции многоквартирном доме (ст. 29 ЖК РФ).
Статья: Правовое регулирование применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции
(Костенников М.В., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Обратим внимание, что табельное огнестрельное оружие закрепляется за сотрудниками полиции различных должностных категорий, некоторые сотрудники полиции имеют право постоянного ношения огнестрельного оружия. Сотрудники полиции, у которых имеется наградное огнестрельное оружие, имеют право на его постоянное ношение и могут его применять при тех же основаниях, что служебное оружие. Наиболее часто огнестрельное оружие применяют сотрудники ДПС Госавтоинспекции. Сотрудники ДПС применяют огнестрельное оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая при этом угрозу жизни и здоровью граждан. Нужно отметить, что при применении огнестрельного оружия для остановки транспортного средства стрельба должна вестись именно по транспортному средству, а не по водителю или пассажирам. В этом случае остановить транспортное средство можно только при попадании в колеса автомобиля, однако это сделать в условиях движения не так-то просто. Сотрудник полиции, применяя оружие по данному основанию, должен быть очень внимателен и понимать, что при такой стрельбе не должны пострадать посторонние лица, а также и другие транспортные средства.
(Костенников М.В., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Обратим внимание, что табельное огнестрельное оружие закрепляется за сотрудниками полиции различных должностных категорий, некоторые сотрудники полиции имеют право постоянного ношения огнестрельного оружия. Сотрудники полиции, у которых имеется наградное огнестрельное оружие, имеют право на его постоянное ношение и могут его применять при тех же основаниях, что служебное оружие. Наиболее часто огнестрельное оружие применяют сотрудники ДПС Госавтоинспекции. Сотрудники ДПС применяют огнестрельное оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая при этом угрозу жизни и здоровью граждан. Нужно отметить, что при применении огнестрельного оружия для остановки транспортного средства стрельба должна вестись именно по транспортному средству, а не по водителю или пассажирам. В этом случае остановить транспортное средство можно только при попадании в колеса автомобиля, однако это сделать в условиях движения не так-то просто. Сотрудник полиции, применяя оружие по данному основанию, должен быть очень внимателен и понимать, что при такой стрельбе не должны пострадать посторонние лица, а также и другие транспортные средства.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, такой подход применим только в тех случаях, когда отсутствуют нарушения прав и законных интересов других лиц и угроза жизни здоровью граждан, и, помимо этого, лицо должно открыто, добросовестно и непрерывно владеть постройкой в течение 15 лет, а также иметь право собственности на земельный участок, что говорит о практической невозможности применения.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, такой подход применим только в тех случаях, когда отсутствуют нарушения прав и законных интересов других лиц и угроза жизни здоровью граждан, и, помимо этого, лицо должно открыто, добросовестно и непрерывно владеть постройкой в течение 15 лет, а также иметь право собственности на земельный участок, что говорит о практической невозможности применения.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Принятие органом государственного строительного надзора решения об отказе в выдаче заключения не препятствует повторному обращению после устранения причин отказа. Неправомерный отказ может быть оспорен в судебном порядке. В соответствии с правилами гл. 22 КАС РФ (или гл. 24 АПК РФ, если речь идет о нарушении прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности) подается заявление о признании недействительным решения уполномоченного органа и об обязании выдать документ <1>. Бремя доказывания соответствия принятого решения нормам и принципам действующего законодательства возложено на принявший такое решение надзорный орган <2>. Отметим, что судебной практике известны случаи, когда заявитель требовал признать факт, имеющий юридическое значение, - соответствие построенного объекта требованиям градостроительных норм, при этом отказ в выдаче заключения он ранее не оспаривал. Вместе с тем, по мнению суда, для обращения с подобным заявлением необходимо предварительно исчерпать иные механизмы защиты (в данном случае - процедуру оспаривания ненормативного акта) <3>. Однако при доказанности истцом надлежащими документами (заключением эксперта, актом обследования) того обстоятельства, что строение произведено им в соответствии с проектной документацией, получило положительную оценку в части соблюдения требований технических регламентов, но уполномоченный орган отказал в выдаче такого заключения неправомерно, объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан, - в этом случае самовольная постройка, возведенная истцом, может быть легализована <4>. Представляется, данным способом защиты следует воспользоваться в случае, если отказ в выдаче заключения по какой-либо причине не был оспорен (например, пропуск срока на обращение с административным исковым заявлением). Вместе с тем существует риск признания подобного механизма обходом закона.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Принятие органом государственного строительного надзора решения об отказе в выдаче заключения не препятствует повторному обращению после устранения причин отказа. Неправомерный отказ может быть оспорен в судебном порядке. В соответствии с правилами гл. 22 КАС РФ (или гл. 24 АПК РФ, если речь идет о нарушении прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности) подается заявление о признании недействительным решения уполномоченного органа и об обязании выдать документ <1>. Бремя доказывания соответствия принятого решения нормам и принципам действующего законодательства возложено на принявший такое решение надзорный орган <2>. Отметим, что судебной практике известны случаи, когда заявитель требовал признать факт, имеющий юридическое значение, - соответствие построенного объекта требованиям градостроительных норм, при этом отказ в выдаче заключения он ранее не оспаривал. Вместе с тем, по мнению суда, для обращения с подобным заявлением необходимо предварительно исчерпать иные механизмы защиты (в данном случае - процедуру оспаривания ненормативного акта) <3>. Однако при доказанности истцом надлежащими документами (заключением эксперта, актом обследования) того обстоятельства, что строение произведено им в соответствии с проектной документацией, получило положительную оценку в части соблюдения требований технических регламентов, но уполномоченный орган отказал в выдаче такого заключения неправомерно, объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан, - в этом случае самовольная постройка, возведенная истцом, может быть легализована <4>. Представляется, данным способом защиты следует воспользоваться в случае, если отказ в выдаче заключения по какой-либо причине не был оспорен (например, пропуск срока на обращение с административным исковым заявлением). Вместе с тем существует риск признания подобного механизма обходом закона.
Статья: Что делать, если произошел несчастный случай: советы практика
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 3)3) сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, если нет угрозы жизни и здоровью других лиц, это не ведет к возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, и/или зафиксировать сложившуюся обстановку (провести фотографирование, видеосъемку, составить схемы).
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 3)3) сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, если нет угрозы жизни и здоровью других лиц, это не ведет к возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, и/или зафиксировать сложившуюся обстановку (провести фотографирование, видеосъемку, составить схемы).
Статья: Механизм признания права собственности на самовольную постройку: вопросы права и правоприменения
(Красильникова Т.К.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 4)Таким образом, практика судов является весьма разносторонней. Основной целью при рассмотрении спора является установление факта принадлежности спорного объекта к самовольно возведенной постройке, при этом обязательным условием является проведение по делу экспертизы для своевременного выявления риска нанесения угрозы жизни и здоровью людей. Это необходимо, в том числе, для установления возможности ликвидации нарушений.
(Красильникова Т.К.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 4)Таким образом, практика судов является весьма разносторонней. Основной целью при рассмотрении спора является установление факта принадлежности спорного объекта к самовольно возведенной постройке, при этом обязательным условием является проведение по делу экспертизы для своевременного выявления риска нанесения угрозы жизни и здоровью людей. Это необходимо, в том числе, для установления возможности ликвидации нарушений.